Цель: Обобщение знаний о трех весенних месяцах.
Задачи:
- учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове;
- различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности;
- развивать речь детей посредством логоритмических упражнений у детей с задержкой психического развития;
- побуждать детей к творчеству, к песенным, танцевальным, игровым импровизациям;
- закреплять навык напевного пения, петь легким звуком, без напряжения;
- сопереживать музыке.
Занятие проводится в начале апреля. Зал оформлен как весенний лес.
Ход занятия
В зал входят дети и подходят к музыкальному руководителю.
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, а какое сейчас время года?.. Правильно, весна.
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел,
Всех детей провел,
А за ним – апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Сколько хочешь гуляй!
Позовем весну в гости?
Дети поют русскую народную попевку «ЯСНА-КРАСНА»:
Ясна-красна, приди весна,
С голубою далью, с Иваном да Марьей,
С золотистым гребнем,
С изумрудным стеблем.
Смотрите, вот и Весна.
Весна: Здравствуйте, ребята. А вот и я, Весна-красна. Звали вы меня, вот я и пришла.
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Весна, будь нашей гостьей. Хотят ребята про тебя больше узнать. Ты нам про себя расскажешь?
Весна: Ну, конечно, расскажу. В каждом времени года 3 месяца. И у зимы, и у лета, и у осени, и у весны. Какие же они у меня, весны? Кто назовет?
Дети: Март, апрель и май.
Весна: Правильно. Март – первый месяц весны. Это месяц света. Снег еще лежит, но солнце пригревает ласковей, сильней, небо с каждым днем голубеет, начинается таяние снега.
Ребенок:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
Весна: А теперь музыкальная загадка. Ну-ка, послушайте, какие звуки весны вы услышите.
(Капели, пение птиц, журчание ручейков. Дети слушают, а затем называют.)
А теперь поиграем.
Логоритмическая игра.
Ало-ало-ало – солнце по небу гуляло. («Фонарики».)
Пло-пло-пло – на улице тепло. (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ли-ли-ли – мы гулять пошли. (Хлопают по коленям.)
Пель-пель-пель – весело звенит капель. (Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Музыкальный руководитель: А ребята про капель песню знаете. Какую? Правильно, она называется «Песенка о весне».
Дети исполняют «Песенку о весне» Музыка Г. Фрида, слова Н. Френкель //Музыка в детском саду, М.: 1989.
Весна: Я ведь волшебница. Сейчас превращу вас в сосульки, и вы мне покажете, как они тают от весеннего тепла.
Упражнение «ТАЯНИЕ» // А.Рубинштейн «Мелодия»
Весна: Скажите мне, а что происходит с животными весной? (Дети рассказывают.)
Музыкальный руководитель:
Вот и мишка наш проснулся. Покажем его.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (Повороты вправо-влево.)
Потянулся он со сна (Потягивание рук вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой.)
Наклонился взад-вперед (Наклоны.)
Вот по лесу он идёт…. (Идут вперевалочку.)
Весна: Замечательно. Садитесь. Апрель – второй месяц весны. В народе говорят «Апрель-водолей». Повсюду тает снег в апреле. Текут ручейки.
Музыкальный руководитель: А мы сейчас расскажем стихотворение про ручеек и озвучим его на металлофонах. Импровизационное музицирование.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой луже
Лежал, лежал, лежал.
То снова он пустился вскачь,
То будто бы уснул…
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул.
Весна: Как интересно. А я вам ленточки принесла. Они как весенние ручейки. Ну-ка, их берите, и ручейки нам покажите.
Музыкальный руководитель: Дети, мы слушали с вами пьесу «Ручеек» какого композитора? Правильно, Эдварда Грига. Как бежал наш ручеек? Да, то по солнышку, то в овраг попадал. Попробуем эту историю станцевать.
Импровизация с лентами под пьесу Э. Грига «Ручеек».
Весна: Какие замечательные у вас ручейки получились.
Музыкальный руководитель: Ребята, а кто весной из теплых краёв возвращается? ... Правильно, птицы. Позовем их, чтобы быстрее прилетели.
Дети поют русскую народную потешку «Ой, кулики»:
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к на, в одонышки.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отворяй весну, тепло летечко.
Музыкальный руководитель: Мы весняночку поем, весну красную зовем.
Хоровод «Веснянка» Украинская народная мелодия, обработка С. Полонского, перевод Л. Пеньевской// С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», М.: 1983.
Музыкальный руководитель:
К нам весна лишь заглянула –
В снег ладошку окунула –
И расцвел там нежный
Маленький….. (подснежник.)
Весна: А в лесу у меня подснежников видимо-невидимо. Посмотрите. (Показывает иллюстрацию.)
Музыкальный руководитель: Как красиво. Только рвать подснежники нельзя, правда, ребята? Мы это знаем. Они занесены с Красную книгу. Их люди берегут и не рвут. Вот и мы сейчас поиграем в игру «Подснежники». Будем на них любоваться и оберегать.
П.И. Чайковский «ЮМОРЕСКА».
1 часть: дети бегут по кругу, покачивая головой вправо-влево, прыгают и хлопают, опять бегут.
2 часть. Девочки с цветами выходят в центр круга и сочиняют танец, замирают, мальчики маршируют вокруг девочек, будто бы «охраняя» цветы.
Весна: Май – третий месяц весны. Будут деревья цвести: и яблони, и груши, и черешня. Прилетят мотыльки. Вылезут букашки. Загудят пчелки. Красиво, хорошо, тепло.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю взять инструменты и сыграть на них весеннюю симфонию.
Оркестровка «ВЕСЕННЯЯ СИМФОНИЯ».
Импровизационное музицирование.
Музыкальный руководитель: Ребята, помните песенку, где мальчик все искал не в свое время? Шутливая, веселая песня. Как она называется? Правильно, «Солнце улыбается». Весна, а хочешь ее послушать?
Дети исполняют песню «Солнце улыбается» Музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой// Т.М.Орлова, С.И. Бекина «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПЕТЬ», М.: 1987
Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, Весна, что пришла к нам в гости и о себе столько интересного рассказала. До тебя была твоя сестрица Зима. Мы для нее делали зимний альбом. И она подарила нам начало нового альбома – весеннего. Ребята только начали делать работы по весне. Это, я думаю, будут очень хорошие работы.
Весна: Я очень рада. Мне пора уходить. Вы, ребята, берегите природу. Не ломайте деревья, не обижайте птиц, жучков, паучков, не рвите цветы. Тогда наша земля будет еще краше, еще лучше и нарядней. Договорились?..
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилась вам встреча с весной? И мне тоже понравилась. Теперь остается заполнить вам весенний альбом работами о весне.