“Знатоки природы” - викторина для детей подготовительной к школе группы из семи туров. Ребятам предлагается увлекательное путешествие по нашей планете, не выходя из групповой комнаты детского сада. Дети самостоятельно выберут транспорт для передвижения от материка к материку, как первопроходцы, вспомнят интересные факты о животном и растительном мире, задумаются о том, как он хрупок. Путешествие покажет, как легче справляться с трудностями одному или в команде.
- Багаж? – Знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также во время совместной деятельности со взрослыми.
Цель: Развитие познавательной активности, закрепление знаний об окружающем мире.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно договариваться, помогать друг другу;
- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм;
- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность;
- формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, формировать умения работать в команде (умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации);
- развивать волевые качества, в своих поступках следовать положительному примеру;
- воспитывать морально-волевые качества: настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, взаимопомощь;
- формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
Познавательное развитие:
- доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности;
- развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;
- развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать;
- развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- формирование представления о человеке как о части живой природы;
- формирование первичных представлений о природном многообразии планеты земля;
- формирование элементарных экологических представлений;
Задачи, отражающие программное содержание парциальной программы “Здравствуй, Мир!”:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, деятельности человека с живой и неживой природой;
- закреплять представления о взаимосвязях в природе, о взаимозависимости живых организмов от среды обитания:
- закреплять представления об особенностях природы разных континентов;
- закреплять представления детей об использовании наглядных моделей – глобус, карта;
- обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах, о различных видах транспорта.
Речевое развитие:
- приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу в совместном обсуждении;
- продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения;
- формировать умение правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Художественно-эстетическое развитие:
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на красоту окружающего мира;
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему;
- учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные самим ребенком (при изготовлении аппликации – эмблемы викторины);
- воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в аппликации;
- развивать чувство композиции, понимания символического изображения;
Предварительная работа
До начала викторины дети группы делятся на команды. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, выбирает капитана команды. Все команды продумывают и готовят эмблему для викторины “Знатоки природы”, делают ее презентацию. Лучшая эмблема становится эмблемой викторины. Эмблему – аппликацию в виде памятной медали, дети под руководством воспитателя, заранее делают на каждого участника викторины.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, экран, презентация, музыкальный центр,
- запись музыки: Ariel Ramirez тема “Alouette”, Paul Mauriat; Айдар Гараев “Песня капитана”, стойки с эмблемами команд, листы А-3 с заданием для каждой команды к V туру, фломастеры для каждой команды, медали-эмблемы (по кол-ву детей), корм для птиц (для VI тура “Пернатые рядом с нами”), физическая карта мира, глобус, магнитные фишки с различными видами транспорта.
Ход мероприятия
В группу под музыку заходят команды, рассаживаются за столы с заранее подготовленными эмблемами команд.
Ведущий – воспитатель (далее просто “ведущий”): Здравствуйте ребята! Сегодня, мы приглашаем вас принять участие в викторине “Знатоки природы”! Ведущий знакомит с командами-участниками.
Для проведения нашей викторины понадобятся справедливые судьи. Ведущий представляет судей.
Судьи: Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать нашу викторину, мы должны познакомить вас с правилами.
Внимание:
- за каждый правильный ответ команда получает очки (это будет отражаться на LEGO plato, у каждой команды – свой цвет);
- та команда, которая по итогам всех заданий получит наибольшее количество очков - объявляется победителем;
- когда отвечает одна команда - другие не подсказывают, команды должны отвечать дружно, не ругаться и не ссориться;
- нужно быть очень внимательными и терпеливыми.
Всем командам желаем удачи!
Ведущий: Не случайно мы проводим викторину “Знатоки природы”. Ведь 2017 год объявлен годом экологии. А Вы знаете, что такое экология? Кто такой эколог? Ответы детей.
Правильно. Эколог – это профессия. Экологи следят за чистотой воды и воздуха, проверяют заводы и фабрики, чтобы вредные вещества не попали в землю, воздух, воду и не отравили природу. Ведь мир природы очень хрупок и надо бережно к нему относиться.
Ведущий: У нас для Вас сюрприз: Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей планете. Показывает на глобус. И воспользуемся разными видами транспорта. Вы готовы? Ответы детей.
Тогда мы начинаем! Откуда же начнётся наше путешествие? Ответить на этот вопрос вы сможете, вспомнив, на каком континенте мы живем? (Евразия) Тогда мы начинаем!
I тур. Евразия
Ведущий:
- Вспомните, на какие две части делится Евразия. (Европа, Азия)
- А в какой части Евразии мы с вами живём? Ответы детей.
Ведущий: Правильно. Мы живем в Европе. Вопросы для команд:
- Какой лес называется хвойным? Как по - другому можно назвать хвойный лес? (Тайга)
- Что такое джунгли? (Непроходимый тропический лес)
- Какое растение Азии выращивают на залитых водой полях? (Рис)
- Из чего научились получать шёлковую нить и делать шёлковую ткань? (Гусеница шелкопряд)
Судьи подводят итоги первого тура. Результаты выставляются на LEGO plato.
II тур. Африка, “Конкурс капитанов”
Ведущий: Ребята, мы перенесёмся с Вами на другой континент. На нём самая большая пустыня в мире. Вспомните, что это за континент и как называется эта пустыня? (Сахара) А как нам добраться из Евразии в Африку? Ответы детей. Дети предлагают различные виды транспорта, объясняя преимущества своего выбора. Ведущий выставляет на доску магнитные картинки с транспортом, задавая дополнительные вопросы:
- Почему вы не предложили полететь на вертолете, поехать на трамвае, машине и т.д.
Хорошо, убедили. Отправляемся в Африку на самолете. Сейчас вступят в соревнование ваши капитаны. Под музыку выходят капитаны команд. Вопросы для капитанов:
Посмотрите на фотографию из Африки. Что это за Африканское дерево? И чем оно отличается от других деревьев? (Что интересного вы знаете об этом дереве?) (Баобаб)
Почему у коренных жителей Африки тёмный цвет кожи?
В Африке много животных, о которых можно сказать “Самый - самый”. О каких животных так можно сказать?
Почему верблюда называют “Кораблём пустыни”?
Судьи подводят итоги второго тура – “Конкурса капитанов”. Результаты выставляются на LEGO plato.
III ТУР. Южная Америка.
Ведущий: Догадайтесь, “одно название – два материка”. (Америка)
Каким транспортом добрался до Америки её первооткрыватель?
И мы, как этот путешественник, пересядем на корабль и окажемся на берегах Южной Америки. Ведущий выставляет на карту магнитную картинку с изображением корабля.
Физкультминутка с видеороликом на экране:
Ветер по морю гуляет | Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем |
И кораблик подгоняет | Дуем |
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. | Руки на пояс и легким бегом |
Начался вдруг сильный шторм, прогремел на небе гром. | Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками |
Наш кораблик закачался, | Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся |
Вверх с волной сперва умчался, | Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево |
А потом упал он вниз. | Сели |
Вверх-вниз, вверх-вниз. | Приседаем |
Вопросы командам:
- Кто первым из европейцев оказался на берегах Америки? Его считают первооткрывателем этого континента. Расскажите историю.
- Почему джунгли реки Амазонки называют “лёгкими планеты”?
- Как называют коренных жителей Америки?
- Посмотрите на фотографию. Что это за птица? Что вы можете сказать об этом обитателе Южной Америки? (Колибри)
Судьи подводят итоги третьего тура. Результаты выставляются на LEGO plato.
IV ТУР. Северная Америка.
Ведущий: Совсем рядом с Южной находится Северная Америка.
- На каком транспорте мы отправимся на этот континент? Ответы детей.
- На этом континенте расположены 3 страны. (Изображения на экране)
- Флаг, какой страны вы видите на экране? (Канада) Почему лист именно этого дерева изображён на флаге?
- Это животное обитает в степях Северной Америки.
- Что это за растение (на экране)? (Кактус) Почему кактусы могут подолгу обходиться без воды?
- Что за дерево вы видите на экране?
Судьи подводят итоги четвертого тура. Результаты выставляются на LEGO plato.
V ТУР. Австралия, “Заселяем животных”
Ведущий: Ребята, узнали...? На экране Австралия. Да, это самый маленький континент – Австралия. Каждая команда должна “заселить” на континент животных, которые там обитают.
Ведущий раздает каждой команде карту с изображением континента и различных животных (листы А-3). Задание - выбрать животных, которые обитают на этом континенте. Ребята сообща делают командное задание. Звучит фоновая музыка.
Судьи подводят итоги пятого тура. Результаты выставляются на LEGO plato.
VI ТУР. Пернатые рядом с нами.
Ведущий: Наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся на свой родной континент – Евразию, в Россию, в Москву.
У нас зима. Мы знаем, как в это время особенно тяжело птицам. Ребята, каких птиц вы узнали (на экране)?
Дети перечисляют птиц (ворона, большая синица, воробей, лазоревка, свиристель, снегирь, большой пестрый дятел), говорят, какие из них перелетные, зимующие.
Мы подкармливаем птиц с поздней осени. Давайте посмотрим, что из этого можно положить в кормушку. Чем можно кормить птиц? Каждой команде раздается корм для птиц: семена подсолнечника (жареные, нежареные), черный и белый хлеб. Команды совещаются, объясняют свой выбор.
Судьи подводят итоги тура, результаты выставляются на LEGO plato.
Подведение итогов.
Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали почти на всех континентах. Вам понравилось наше путешествие? (Каждый вопрос подразумевает ответы детей.) А что понравилось больше всего? Как вы считаете, помогли ли вам знания? Что было самым трудным? Как легче справляться с трудностями одному или в команде?
Скорее всего у вас появились какие-то вопросы, возникло желание узнать о чем-то более подробно, мы вместе будем искать ответы. В нашем распоряжении много книг, энциклопедий, познавательных передач.
Судьи подводят итоги викторины. Награждение команд памятными сувенирами и медалями – эмблемами.
Спасибо за увлекательное, интересное путешествие! До новых встреч!
Приложение. Презентация, иллюстрирующая конспект викторины “Знатоки природы”.