Цели
- Образовательная цель: формирование способности обучающихся к восприятию материала связанного с естественными науками.
- Развивающая цель: введение новых научных терминов, понятий; развитие навыков групповой работы, исследовательские навыки.
- Воспитательная цель: показать связь естественных наук с живой природой, с явлениями природы.
Формирование УУД:
- Личностные действия: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, к учению и поведению в процессе учебной деятельности, участие в творческом процессе, желание приобретать новые знания.
- Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания.
- Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.
- Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал (тарелки, трубочки, пластиковые стаканчики, вода, моющее средство, глицерин, сахар, краски, бумага, игрушки).
Ход занятия
1. Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Для начала предлагаю вам отгадать загадку.
Две соломинки и блюдечко.
Шарик лопнет и растает,
Словно песенка на дудочке
Эта радужная стая.
Правильно, сегодня мы будем открывать тайны мыльных пузырей.
2. История мыльного пузыря. (5 мин)
Слайд 1. Презентация.
“Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы”. Марк Твен
Вы пускали когда-нибудь мыльные пузыри?
Мыльные пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Интересовали философов и художников.
Существуют даже легенда о появлении мыльного пузыря, (рассказываю легенду о трубочисте).
Слайд 2-5
В средние века многие художники и скульпторы изображали в своих работах мыльные пузыри. (рассказ по слайдам о картинах)
В Белоруссии существует вот такая скульптура девочки пускающей мыльные пузыри.(рассказ о скульптуре)
В настоящее время мыльные пузыри становятся модными объектами. "Сегодня ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ШОУ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ является одним из самых дорогих проектов мировой развлекательной индустрии" - пишут в рекламных проспектах.
3. Научные сведения о мыльном пузыре. (25 мин)
Но мыльные пузыри – это не только объект для развлечения. Это серьезная тема для научных исследований.
“Выдуйте мыльный пузырь, – писал великий английский ученый Кельвин, – и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки”.
Давайте и мы попробуем узнать что-то научное о мыльном пузыре. Для этого нам нужно его надуть. А начинать мы будем с приготовления раствора.
Кто знает из чего состоит раствор для мыльных пузырей? (вода и мыло, или моющее средство, или шампунь). Да это самый простой раствор. Но я вам открою тайну приготовления раствора для создания самых красивых и прочных пузырей. Видите, на столе стоит вода, моющее средство и еще сахар и глицерин. Да, в современном мире в мыльный раствор добавляет сахар и глицерин, чтобы стенки пузыря были более прочные и он долго не лопался. Конечно же артисты шоу в раствор добавляют еще какие-то вещества, уж больно большие у них получаются пузыри, но каждый артист хранит свой рецепт в секрете. Итак, приступим. (готовим раствор, смачиваем тарелочку раствором и выдуваем пузырь на тарелочке через трубочку).
Посмотрите внимательно на свои пузыри. Какие они красивые.
Как выдумаете, чем же мог заинтересовать ученых мыльный пузырь.
Дети выдвигают предположения. Учитель корректирует высказывания и в итоге формулирует вопросы.
- Что такое мыльный пузырь?
- Насколько тонка его плёнка?
- Почему пузырь имеет форму шара?
- Почему он переливается всеми цветами радуги?
Слайд 6.
Мыльный пузырь — тонкая пленка мыльной воды, которая формирует шар с переливчатой поверхностью.
Пленка пузыря состоит из тонкого слоя воды, заключенного между двумя слоями мыла.
Ученые установили, что стенки пузыря тоньше волоса и папиросной бумаги в 500 раз.
Слои мыла состоят из очень сложных молекул. Их называют – русалками. Тельце молекул смачивается водой, а хвостики не смачиваются, поэтому они вот таким образом располагаются на поверхности воды. Они заключают воду как-будто в трубочку. При этом слой мыла очень эластичный. Когда мы надуваем пузырь он растягивается точно также как резина, из которой сделан воздушный шарик.
Давайте надуем воздушный шарик. Обратите внимание: мы вдуваем воздух в шарик и струя воздуха направлена по прямой от нас, а шарик раздувается по всем направлениям, по всему объему. Точно также надуваются мячи футбольные и баскетбольные, резиновые шины автомобиля. Почему это происходит? Именно воздух стремится придать пузырю форму шара.
Но может быть это объясняется тем, что отверстие, через которое мы выдуваем пузырь имеет круглую форму? Я приготовила проволочные рамки квадратные и треугольные. Попробуем выдуть из них пузырь.
Слайд 7.
Читаю стихотворение.
И действительно мы видим, что на поверхности пузыря образуются разноцветные полоски и круги.
Ребята, где вы еще могли видеть такую разноцветную картину? (Радуга, пленка на луже)
Из уроков природоведения вы должны знать как образуется радуга? (Cолнечные лучи после дождя проходят через капельки воду в атмосфере и преломляясь расщепляются на семь цветов.)
Здесь происходит точно такое же явление.
В мыльном пузыре свет отражается от верхнего и нижнего слоя. Так как каждый слой состоит из разных веществ, то и отражают и преломляют свет они по-разному. Эти сложные и интересные явления вы будете изучать в старших классах.
Проблемой мыльных пузырей интересовался английский физик Бойз. Он написал книгу “Мыльные пузыри”. Эта книга и развлекательно характера и в тоже время научного.
Некоторые научные факты о мыльных пузырях мы сегодня узнали. Еще более интересные факты о том как ведут себя мыльные пузыри на морозе и как их можно законсервировать вы узнаем на следующем занятии.
А теперь я предлагаю вам проделать не сложные опыты с мыльными пузырями, которые, кстати, можно увидеть в шоу мыльных пузырей.
4. Практическое задание. (10 мин)
- Опыт 1. Несколько пузырей друг в друге. Слайд 9
- Опыт 2. Мыльный пузырь вокруг предмета.
- Опыт 3. Мыльный пузырь на предмете.
5. Итог занятия (5 мин)
В мыльном пузыре, в его недолговечной и воздушной природе, сокрыто ещё множество тайн.
Сегодняшний урок подошел к завершению.
Помните, мир не белый и не чёрный он такой, как вы его видите!
В заключение предлагаю вам посмотреть поучительный мультфильм, который поднимет всем настроение.
Слайд 10