Цель: Закрепить правильное произношение звуков [З] - [С] в слогах, словах разной слоговой структуры.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять произносительные умения и навыки правильного произношения звуков [З] - [С].
- Закреплять речь без речевых запинок, упражняя в ответах одним словом.
- Активизировать и обогащать активный словарь по теме: “Весна”.
- Упражнять в практическом использовании лексико-грамматических конструкций: предложно-падежного управления, согласования существительных с прилагательными, множественного числа существительных, многозначности слов.
- Совершенствовать навыки чтения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать физиологическое и речевое дыхание.
- Корригировать и развивать фонематическое восприятие.
- Развивать логическое мышление, координацию движений, ориентировку в пространстве.
- Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кисти рук.
- Корригировать переключение внимания при выполнении различных видов работ.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету через создание положительного эмоционального фона занятия.
- Воспитывать бережное отношение к Родине, к окружающему миру.
Оборудование: предметные картинки, карточки-слоги, “волшебный” мешочек, наглядно-демонстрационное пособие: “весна”.
Музыкальное сопровождение: “Журчат ручьи”, “Крылатые качели”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- До начала занятия звучит музыкальная композиция “Журчат ручьи”.
Игра “Круг”. Поможет нам в этом волшебная капелька.
II. Речевая разминка.
Артикуляционная гимнастика: (выполним те упражнения, которые больше всего нравятся)
“Домик”, “Заборчик”, “Солнышко”, “Ветерок”, “Стрелочка”, “Тучки”,
“Чашечка”, “Кормим кошку”, “Киска облизнулась”, “Часики”.
Упражнения для развития дыхания:
- Вдох ртом, выдох ртом.
- Вдох носом, выдох ртом
Голосовая распевка, речевой настрой. (слайд 1)
III. Сообщение темы занятия.
К нам на занятие пришли наши старые друзья. Это Саня и Зоя.
- Назови слова. Подпиши, какой звук в словах общий?
Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произнесение звуков [С]- [З] в слогах и словах и совершим путешествие. Какое сейчас время года? Путешествие какое? (слайд 2)
Дадим характеристику звука в словах Сани и Зои. (слайд 3)
Уточнение и сравнение артикуляций звуков З и С.
а). Произнесите звук З, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука З? ( дрожит). ( слайд 4).
б). Произнесите звук С, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука С ? (не дрожит).
Вопрос: При произнесении звука “с” какая воздушная струя – теплая или холодная?
Вывод:
- Звук З произносится с голосом, он звонкий.
- Звук С произносится без голоса, он глухой.
(карточки – колокольчики)
Найди в моем “волшебном” мешочке буквы, которыми обозначаются звуки [С]- [З] . Молодец, это буквы “эс”, “зе”.
Поиграем в игру “Наоборот”(мяч).
Дифференциация звуков З и С в слогах, словах (работа по тетради).
Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком “с” назови.Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком “з” назови.
Поиграем в игру: “ Составь словечко”: нужно из рассыпанных букв составить слово (слайд №4).
Зоя и Соня принесли нам ещё одно интересное задание:
Задание – вставить маленькие слова - предлоги (игра)
Работа по дополнению предложения маленьким словом — предлогом ЗА (слайд №5).
Демонстрируется схема предлога “ЗА”
Посмотри, здесь шарик находится позади кубика.
Логопед: Зоя и Соня принесли вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и вставить в него предлог ЗА, помогут картинки.
IV. Фонетическая зарядка (Солнце. Какое оно? О чем еще говорят “ЗОЛОТОЕ”?)
- Если услышишь звук “З” в слогах или словах поднимем солнце вверх и вниз опустим, если звук “С”.
ма, ша, су, ло, за, ус, пы, узу, заяц, солнце, самолет, зубы, забор.
“Пальчиковая гимнастика - Солнышко”
“Доскажи словечко” (по t)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла...(весна).
V. Физминутка (произносим нараспев)
А теперь мы
“Ручейки”
Побежим вперегонки,
Поиграем в ручейки,
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Поиграем в ручейки.
VI. Закрепление произношения звуков [С]- [З].
Зоя и Саня принесли нам говорящую картину, она рассыпалась, помоги собрать.
- Как назовем рассказ? (Весна)
- Первое предложение о чем? (О солнце)
- Солнце ярко светит.
- Бегут ручьи.
- С юга прилетают птицы.
- Появляются первые цветы: подснежники, тюльпаны, одуванчики.
- Это весна.
- На деревьях появляются почки. Дети больше гуляют... качаются на качелях. (песня)
Логопед: Ты правильно выполнил задание.
VII. Итог занятия.
Вопрос: Итак, над какими звуками мы работали на занятии?
Юра! Молодец! Выполнил все трудные задания Сани и Зои, хорошо отвечал и активно работал и все вместе мы совершили весеннее путешествие.
За урок получает оценку – 5.
Спасибо всем гостям, которые пришли к нам на занятие!
Занятие окончено!