Индивидуальное логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [з]–[с] в слогах, словах"

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепить правильное произношение звуков [З] - [С] в слогах, словах разной слоговой структуры.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять произносительные умения и навыки правильного произношения звуков [З] - [С].
  • Закреплять речь без речевых запинок, упражняя в ответах одним словом.
  • Активизировать и обогащать активный словарь по теме: “Весна”.
  • Упражнять в практическом использовании лексико-грамматических конструкций: предложно-падежного управления, согласования существительных с прилагательными, множественного числа существительных, многозначности слов.
  • Совершенствовать навыки чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать физиологическое и речевое дыхание.
  • Корригировать и развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать логическое мышление, координацию движений, ориентировку в пространстве.
  • Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кисти рук.
  • Корригировать переключение внимания при выполнении различных видов работ.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету через создание положительного эмоционального фона занятия.
  • Воспитывать бережное отношение к Родине, к окружающему миру.

Оборудование: предметные картинки, карточки-слоги, “волшебный” мешочек, наглядно-демонстрационное пособие: “весна”.

Музыкальное сопровождение: “Журчат ручьи”, “Крылатые качели”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- До начала занятия звучит музыкальная композиция “Журчат ручьи”.

Игра “Круг”. Поможет нам в этом волшебная капелька.

II. Речевая разминка.

Артикуляционная гимнастика: (выполним те упражнения, которые больше всего нравятся)

“Домик”, “Заборчик”, “Солнышко”, “Ветерок”, “Стрелочка”, “Тучки”,

“Чашечка”, “Кормим кошку”, “Киска облизнулась”, “Часики”.

Упражнения для развития дыхания:

  • Вдох ртом, выдох ртом.
  • Вдох носом, выдох ртом

Голосовая распевка, речевой настрой. (слайд 1)

III. Сообщение темы занятия.

К нам на занятие пришли наши старые друзья. Это Саня и Зоя.

- Назови слова. Подпиши, какой звук в словах общий?

Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произнесение звуков [С]- [З] в слогах и словах и совершим путешествие. Какое сейчас время года? Путешествие какое? (слайд 2)

Дадим характеристику звука в словах Сани и Зои. (слайд 3)

Уточнение и сравнение артикуляций звуков З и С.

а). Произнесите звук З, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука З? ( дрожит). ( слайд 4).

б). Произнесите звук С, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука С ? (не дрожит).

Вопрос: При произнесении звука “с” какая воздушная струя – теплая или холодная?

Вывод:

  • Звук З произносится с голосом, он звонкий.
  • Звук С произносится без голоса, он глухой.

(карточки – колокольчики)

Найди в моем “волшебном” мешочке буквы, которыми обозначаются звуки [С]- [З] . Молодец, это буквы “эс”, “зе”.

Поиграем в игру “Наоборот”(мяч).

Дифференциация звуков З и С в слогах, словах (работа по тетради).

Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком “с” назови.

Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком “з” назови.

Поиграем в игру: “ Составь словечко”: нужно из рассыпанных букв составить слово (слайд №4).

Зоя и Соня принесли нам ещё одно интересное задание:

Задание – вставить маленькие слова - предлоги (игра)

Работа по дополнению предложения маленьким словом — предлогом ЗА (слайд №5).

Демонстрируется схема предлога “ЗА”

Посмотри, здесь шарик находится позади кубика.

Логопед: Зоя и Соня принесли вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и вставить в него предлог ЗА, помогут картинки.

IV. Фонетическая зарядка (Солнце. Какое оно? О чем еще говорят “ЗОЛОТОЕ”?)

- Если услышишь звук “З” в слогах или словах поднимем солнце вверх и вниз опустим, если звук “С”.

ма, ша, су, ло, за, ус, пы, узу, заяц, солнце, самолет, зубы, забор.

“Пальчиковая гимнастика - Солнышко”

“Доскажи словечко” (по t)

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла...(весна).

V. Физминутка (произносим нараспев)

А теперь мы

“Ручейки”

Побежим вперегонки,
Поиграем в ручейки,
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Поиграем в ручейки.

VI. Закрепление произношения звуков [С]- [З].

Зоя и Саня принесли нам говорящую картину, она рассыпалась, помоги собрать.

- Как назовем рассказ? (Весна)

- Первое предложение о чем? (О солнце)

  • Солнце ярко светит.
  • Бегут ручьи.
  • С юга прилетают птицы.
  • Появляются первые цветы: подснежники, тюльпаны, одуванчики.
  • Это весна.
  • На деревьях появляются почки. Дети больше гуляют... качаются на качелях. (песня)

Логопед: Ты правильно выполнил задание.

VII. Итог занятия.

Вопрос: Итак, над какими звуками мы работали на занятии?

Юра! Молодец! Выполнил все трудные задания Сани и Зои, хорошо отвечал и активно работал и все вместе мы совершили весеннее путешествие.

За урок получает оценку – 5.

Спасибо всем гостям, которые пришли к нам на занятие!

Занятие окончено!