Термин «блог» уже прочно вошел в нашу жизнь, целесообразность использования блогов в образовательном процессе не вызывает сомнений. Они
- помогают найти реальную аудиторию для работ учащихся;
- позволяют совершенствовать навыки письменной речи и чтения;
- направляют учащихся к онлайн ресурсам;
- повышают мотивацию к изучению иностранного языка.
В течение многих лет я использую блоги в своей работе – сначала для публикации ученических работ, для работы над веб-квестом, затем как платформу для совместной работы класса над проектом; для участия в международных проектах; для общения со школами-партнерами из других стран.
В своей статье я бы хотела рассказать о блоге для учащихся 5 классов, который был создан в 2016 году как интерактивное онлайн дополнение к имеющемуся учебнику английского языка «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой. Первоначально блог «Forward» (vychegda.blogspot.ru) создавался для организации самостоятельной работы учащихся 5 класса по английскому языку во время карантина в январе-феврале 2016 года.
Почему блог? Во-первых, он позволяет эффективно контролировать самостоятельную работу учащихся. Во-вторых, он дает возможность формировать у учащихся почти все виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, а если использовать дополнительные ресурсы, такие как Voice Thread, Voki, то, в какой-то мере, можно предложить работу над говорением). В-третьих, в блоге можно разместить и текстовый материал, и аудио и видео файлы, и интерактивные задания, и ссылки на другие ресурсы сети Интернет.
При создании данного блога ставились следующие задачи:
- формировать и совершенствовать навыки чтения;
- совершенствовать умения письменной речи;
- пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный;
- знакомить учеников с страноведческими реалиями, особенностями культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся.
Организация работы в блоге.
Работа по каждому разделу учебника проводится на двух соответствующих страницах блога. Страницы открываются постепенно, по мере изучения материала. На первой странице даются упражнения для изучения лексики, созданные на сайте www.quizlet.com Работа с лексикой на данном сайте помогает сделать скучную работу более интересной, позволяет учащимся увидеть свой результат и, кроме того, они могут выполнять задания повторно.
Следующая страница раздела отведена работе с текстом для чтения. Учащиеся самостоятельно читают текст дома и выполняют упражнение онлайн. Такой вид работы позволяет учащимся работать в удобное для них время, кроме того, он позволяет получить «обратную связь» от преподавателя сразу же после выполнения задания.
Использование блога позволяет расширить рамки учебника. На страницах «Том Сойер» и «Робинзон Крузо» учащиеся имеют возможность посмотреть отрывок из художественного фильма на английском языке. Видео используется с целью максимально визуализировать тему, передать настроение, эмоции.
На странице «Машины будущего» учащимся дается задание посмотреть эпизоды из четырёх фильмов («Назад в будущее», «Пятый элемент» и т.д.) и подготовить описание одной из машин будущего. В данном случае видео выступает как основа для будущей коммуникации, он позволяет выстроить «мостик» между изучаемой темой и личными знаниями ученика.
На странице «Александр Бородин» предлагаются две трактовки его произведения «Улетай на крыльях ветра». Ученики принимают участие в опросе, а затем на уроке - сравнивают и сопоставляют концепции, предложенные в видеороликах.
Трудности, с которыми пришлось столкнуться:
Для учащихся, 5 классов blogspot – это новая платформа, не всем работа далась легко с самого начала. Кроме того, чтобы пользоваться описываемой блог-платформой, желательно иметь учетную запись в google. У нас были проблемы с созданием аккаунта в google, так как возраст моих учащихся чаще всего был меньше 12 лет.
Несмотря на некоторые проблемы, с которыми мы столкнулись, можно сказать, что опыт работы в блоге был удачным, а его использование является эффективным инструментом управления учебной деятельностью учащихся. Он позволил рационально организовать самостоятельную работу учащихся, обеспечить контроль выполнения домашней работы, наладить обратную связь.