Цели урока:
- образовательная: знакомство учащихся с понятиями абсолютной и относительной влажности воздуха; с устройством и принципом действия психрометра - прибора для измерения относительной влажности воздуха; понимание роли влажности воздуха для человека, растительного мира, различных отраслей народного хозяйства;
- развивающая: развитие аналитического мышления учащихся, интереса к физике, своей профессии;
- воспитательная: воспитание коммуникабельность (умения слушать учителя, товарищей).
Оборудование: психрометр школьный, рабочие папки для каждой группы, карточки для этапа рефлексии.
Ход урока
1. Организация класса.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем записать тему урока, ответьте на вопрос: Какую погоду вам легче переносить: сухую и жаркую или жаркую после недавно прошедшего дождя?
В результате небольшого опроса ребята приходят к выводу, что жаркую и сухую погоду переносить легче, однако никто не может объяснить почему.
Учитель: Все дело в такой характеристике как влажность воздуха. Изучению влажности воздуха и будет посвящен наш урок. Запишите тему урока: «Влажность воздуха».
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями абсолютной и относительной влажности воздуха, узнаете, какой прибор используют для определения влажности воздуха, каков принцип его действия и ответите на вопрос: играет ли какую-либо роль значение показателя влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
2. АОЗ.
Учитель: Прежде, чем перейти к изучению новой темы, вспомните, что такое испарение?
Ответ: Испарение — это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
Учитель: К чему ведет увеличение паров жидкости, в частности, паров водяного пара в определенном объеме воздуха?
Ответ: Ведет к насыщению водяного пара.
3. ИНМ.
Учитель: Количество водяных паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, может быть различно.
Массу водяного пара в граммах, содержащегося в воздухе объемом 1м3 при данных условиях, характеризует величина, называемая абсолютной влажностью воздуха.
Абсолютная влажность воздуха ρ - плотность водяного пара при данных условиях
(запись на доске).
Но чтобы судить о степени влажности воздуха, важнее знать, насколько близок или далек водяной пар, находящийся в этом воздухе, по отношению к состоянию насыщения. Для этого используют понятие относительной влажности воздуха.
Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности насыщенного пара ρ0 при той же температуре, выраженной в %
φ= (ρ/ρ0)·100% (запись на доске).
Учитель: Сделать водяной пар насыщенным можно следующим образом: при увеличении температуры воздуха увеличивая его количество в воздухе, либо при неизменном его количестве в воздухе, понижая температуру воздуха.
При дальнейшем охлаждении водяной пар начнет конденсироваться в виде росы, тумана.
Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы (запись на доске).
Для определения относительной влажности воздуха используют прибор - психрометр. (Прибор находится у доски, его изображение есть у каждого на парте, причем, на рисунке выделены красным цветом показания влажного и сухого термометров).
Учитель: Он состоит из двух термометров. Один термометр, обычный, показывает температуру воздуха. Резервуар второго термометра обмотан тканью, конец которой опущен в воду. Как вы думаете, для чего это сделано?
Ответ: Вероятно, что с поверхности мокрой ткани происходит испарение.
Учитель: К чему ведет испарение воды с поверхности термометра?
Ответ: К его охлаждению. Он показывает более низкую температуру.
Учитель: По этой разности температур с помощью специальных таблиц, как правило, находящихся на панели психрометра, и определяют относительную влажность воздуха. Руководствуясь нашими показаниями, сейчас влажность воздуха в кабинете равна…(учитель снимает показания с термометров и показывает, как определять влажность воздуха по таблице). Самостоятельно определением влажности воздуха вы займетесь на следующем уроке в ходе лабораторной работы. А сейчас вопрос:
Как меняется относительная влажность воздуха, для краткости говорят просто влажность воздуха, днем и ночью?
Ответ: Днем с увеличением температуры влажность уменьшается, а ночью с уменьшением температуры влажность увеличивается, поэтому туманы, росы характерны для глубокой ночи или раннего утра.
Учитель: Как вы считаете, есть ли такие сферы жизнедеятельности человека, в которых нужно учитывать значение показателя влажности воздуха? Если есть, то какие?
Возможные ответы: Показатель влажности нужно учитывать
- при разведении комнатных растений
- при хранении овощей, пищевых продуктов
- при хранении экспонатов в музеях
- в различных отраслях промышленности
- при контроле за эпидемиологической ситуацией
- в повседневной жизни человека
Учитель: Вы назвали много сфер жизнедеятельности человека, в которых влажность может играть важную роль. Я вам предлагаю работу в группах, где вы по предложенным справочным данным сможете проанализировать и выбрать нужную информацию, чтобы доказать на примерах, на самом ли деле влажность является одним из главных факторов в жизнедеятельности человека.
Вам дается время на подготовку, по истечении которого вы должны отстоять свою точку зрения на предложенную проблему. Будьте внимательны к ответам. Вы можете дополнять товарищей из своей и из других групп. Вам также предстоит оценить свой уровень понимания и усвоения изучаемой темы по десятибалльной шкале на специальных бланках.
Оценка моей работы на уроке Фамилия, имя |
|
|
|
Работа с опорными листами |
|
Понимание и усвоение темы |
|
4. Работа в группах.
(Учащимся предлагается прочитать, проанализировать и сделать соответствующие выводы по предложенному им справочному материалу)
Учитель: Итак, время. (8 минут)
Предлагаемые материалы:
Группа №1. Влияние влажности воздуха на комнатные растения. (Приложение 1)
Группа №2. Влияние влажности воздуха на промышленное производство. (Приложение 2)
Группа №3. Роль влажности воздуха в повседневной жизни человека. (Приложение 3)
Группа №4. Влияние влажности воздуха на хранение экспонатов в музеях. (Приложение 4)
Группа №5. Роль влажности воздуха в хранении продуктов питания. (Приложение 5)
Группа №6. Влияние влажности воздуха на эпидемиологическую ситуацию в регионе. (Приложение 6)
Кроме того, каждой группе предлагается следующая диаграмма. (Приложение 7) (в этом приложении есть и изображение психрометра)
Относительная влажность (%)
5. Обсуждение.
Учитель: Время истекло. Пожалуйста, докажите, какую все-таки роль играет значение показателя влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
(Учащиеся высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу, опираясь каждый на свои справочные данные, излагают собственные мысли и делают выводы, обмениваясь информацией).
6. Итоги.
Учитель: Итак, вы установили влияние влажности воздуха на многие сферы жизнедеятельности человека. Вы хорошо поработали и подошли в итоге к таким результатам. (Объявление оценок, домашнего задания, сдача оценочных бланков) Урок окончен.
Литература:
Ресурсы Интернета
- breezair.ucoz.ru/
- healthbeauty1.narod.ru/vip67.htm
- www.conditionery.ru/library/4/527/
- www.norris.ru/nrsn/ng401.html