Урок по теме "Влажность воздуха". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • образовательная: знакомство учащихся с понятиями абсолютной и относительной влажности воздуха; с устройством и принципом действия психрометра - прибора для измерения относительной влажности воздуха; понимание роли влажности воздуха для человека, растительного мира, различных отраслей народного хозяйства;
  • развивающая: развитие аналитического мышления учащихся, интереса к физике, своей профессии;
  • воспитательная: воспитание коммуникабельность (умения слушать учителя, товарищей).

Оборудование: психрометр школьный, рабочие папки для каждой группы, карточки для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем записать тему урока, ответьте на вопрос: Какую погоду вам легче переносить: сухую и жаркую или жаркую после недавно прошедшего дождя?

В результате небольшого опроса ребята приходят к выводу, что жаркую и сухую погоду переносить легче, однако никто не может объяснить почему.

Учитель: Все дело в такой характеристике как влажность воздуха. Изучению влажности воздуха и будет посвящен наш урок. Запишите тему урока: «Влажность воздуха».

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями абсолютной и относительной влажности воздуха, узнаете, какой прибор используют для определения влажности воздуха, каков принцип его действия и ответите на вопрос: играет ли какую-либо роль значение показателя влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

2. АОЗ.

Учитель: Прежде, чем перейти к изучению новой темы, вспомните, что такое испарение?

Ответ: Испарение — это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

Учитель: К чему ведет увеличение паров жидкости, в частности, паров водяного пара в определенном объеме воздуха?

Ответ: Ведет к насыщению водяного пара.

3. ИНМ.

Учитель: Количество водяных паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, может быть различно.

Массу водяного пара в граммах, содержащегося в воздухе объемом 1м3 при данных условиях, характеризует величина, называемая абсолютной влажностью воздуха.

Абсолютная влажность воздуха ρ - плотность водяного пара при данных условиях

(запись на доске).

Но чтобы судить о степени влажности воздуха, важнее знать, насколько близок или далек водяной пар, находящийся в этом воздухе, по отношению к состоянию насыщения. Для этого используют понятие относительной влажности воздуха.

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности насыщенного пара ρ0 при той же температуре, выраженной в %

φ= (ρ/ρ0)·100% (запись на доске).

Учитель: Сделать водяной пар насыщенным можно следующим образом: при увеличении температуры воздуха увеличивая его количество в воздухе, либо при неизменном его количестве в воздухе, понижая температуру воздуха.

При дальнейшем охлаждении водяной пар начнет конденсироваться в виде росы, тумана.

Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы (запись на доске).

Для определения относительной влажности воздуха используют прибор - психрометр. (Прибор находится у доски, его изображение есть у каждого на парте, причем, на рисунке выделены красным цветом показания влажного и сухого термометров).

Учитель: Он состоит из двух термометров. Один термометр, обычный, показывает температуру воздуха. Резервуар второго термометра обмотан тканью, конец которой опущен в воду. Как вы думаете, для чего это сделано?

Ответ: Вероятно, что с поверхности мокрой ткани происходит испарение.

Учитель: К чему ведет испарение воды с поверхности термометра?

Ответ: К его охлаждению. Он показывает более низкую температуру.

Учитель: По этой разности температур с помощью специальных таблиц, как правило, находящихся на панели психрометра, и определяют относительную влажность воздуха. Руководствуясь нашими показаниями, сейчас влажность воздуха в кабинете равна…(учитель снимает показания с термометров и показывает, как определять влажность воздуха по таблице). Самостоятельно определением влажности воздуха вы займетесь на следующем уроке в ходе лабораторной работы. А сейчас вопрос:

Как меняется относительная влажность воздуха, для краткости говорят просто влажность воздуха, днем и ночью?

Ответ: Днем с увеличением температуры влажность уменьшается, а ночью с уменьшением температуры влажность увеличивается, поэтому туманы, росы характерны для глубокой ночи или раннего утра.

Учитель: Как вы считаете, есть ли такие сферы жизнедеятельности человека, в которых нужно учитывать значение показателя влажности воздуха? Если есть, то какие?

Возможные ответы: Показатель влажности нужно учитывать

  • при разведении комнатных растений
  • при хранении овощей, пищевых продуктов
  • при хранении экспонатов в музеях
  • в различных отраслях промышленности
  • при контроле за эпидемиологической ситуацией
  • в повседневной жизни человека

Учитель: Вы назвали много сфер жизнедеятельности человека, в которых влажность может играть важную роль. Я вам предлагаю работу в группах, где вы по предложенным справочным данным сможете проанализировать и выбрать нужную информацию, чтобы доказать на примерах, на самом ли деле влажность является одним из главных факторов в жизнедеятельности человека.

Вам дается время на подготовку, по истечении которого вы должны отстоять свою точку зрения на предложенную проблему. Будьте внимательны к ответам. Вы можете дополнять товарищей из своей и из других групп. Вам также предстоит оценить свой уровень понимания и усвоения изучаемой темы по десятибалльной шкале на специальных бланках.

Оценка моей работы на уроке

Фамилия, имя

 

Работа с опорными листами

 

Понимание и усвоение темы

 

4. Работа в группах.

(Учащимся предлагается прочитать, проанализировать и сделать соответствующие выводы по предложенному им справочному материалу)

Учитель: Итак, время. (8 минут)

Предлагаемые материалы:

Группа №1. Влияние влажности воздуха на комнатные растения. (Приложение 1)

Группа №2. Влияние влажности воздуха на промышленное производство. (Приложение 2)

Группа №3. Роль влажности воздуха в повседневной жизни человека. (Приложение 3)

Группа №4. Влияние влажности воздуха на хранение экспонатов в музеях. (Приложение 4)

Группа №5. Роль влажности воздуха в хранении продуктов питания. (Приложение 5)

Группа №6. Влияние влажности воздуха на эпидемиологическую ситуацию в регионе. (Приложение 6)

Кроме того, каждой группе предлагается следующая диаграмма. (Приложение 7) (в этом приложении есть и изображение психрометра)


Относительная влажность (%)

5. Обсуждение.

Учитель: Время истекло. Пожалуйста, докажите, какую все-таки роль играет значение показателя влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

(Учащиеся высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу, опираясь каждый на свои справочные данные, излагают собственные мысли и делают выводы, обмениваясь информацией).

6. Итоги.

Учитель: Итак, вы установили влияние влажности воздуха на многие сферы жизнедеятельности человека. Вы хорошо поработали и подошли в итоге к таким результатам. (Объявление оценок, домашнего задания, сдача оценочных бланков) Урок окончен.

Литература:

Ресурсы Интернета

  1. breezair.ucoz.ru/
  2. healthbeauty1.narod.ru/vip67.htm
  3. www.conditionery.ru/library/4/527/
  4. www.norris.ru/nrsn/ng401.html