Цели урока:
- Повторение и обобщение знаний по теме «Силы в механике»;
- Формирование умений применения знаний на практике, объяснения физических явлений в жизни человека;
- Развитие творческого мышления, памяти, внимательности.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран.
Методы обучения: методы стимулирования учебной деятельности учащихся; наглядные методы; словесные методы; объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод.
Формы учебной деятельности на уроке: комбинированный, обобщающий урок.
План урока:
- Постановка задачи урока. Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Обобщение и закрепление материала по теме «Силы в механике»
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Учитель объявляет тему и цель урока).
Учитель: Добрый день, ребята! Каждый день нашей жизни интересен своими мгновениями. И в каждом таком мгновении мы сталкиваемся со старыми знакомыми. А кто же эти старые знакомые? Отыскав лишнее слово в группе слов, вы ответите на этот вопрос?
Группа слов: масса, объем, сила, плотность. (Ответ: лишнее слово – сила. Сила – векторная величина, остальные скалярные).
2. Актуализация знаний.
Учитель: Итак, наш урок посвящен силе, точнее силам, с которыми мы познакомились на протяжении последних уроков. Вспомним наших старых знакомых!
Вспомните, что это за силы? (Ответ: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения).
Учитель: Чтобы охарактеризовать известные вам силы, выполните следующие задание. На слайде три колонки, строки которых необходимо привести в соответствие и дополнить. Приготовились, начали!
3. Обобщение и закрепление материала по теме «Силы в механике».
Учитель: Все эти силы имеют определенное значение в нашей жизни, влияют на здоровье нашего организма, в том числе на потребление пищи и организацию нашего быта, уюта нашего дома. Давайте подобно известному телевизионному шоу «Жить здорово!» рассмотрим проявление сил, говоря «про жизнь», «про здоровье», «про еду» и « про дом», не только повторяя уже нам известное, но и узнавая что-то новое. Итак, начнем! Начнем с разговора «про жизнь».
- Почему подняться в гору, даже по ровной дороге, гораздо тяжелее, чем спуститься с нее?
- Почему трудно шить ржавой иглой?
- В каком случае стулья в школьном кабинете физики испытывают большую деформацию - когда проходит физика у вас или у старшеклассников?
- Почему листья опадают на землю?
- Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
- Весит ли падающее тело больше или меньше, чем покоящееся?
- Почему сокращается пружина при исчезновении нагрузки?
- Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 45 кг?
- Почему мы не замечаем при разговоре друг с другом взаимного притяжения?
- Почему можно упасть, наступив на арбузную корку?
Благодаря наличию в природе сил, о которых мы говорим, возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Следовательно, надо умело использовать силы в повседневной жизни, в производстве, в технике.
Учитель: Уметь применять каждую из формул для расчета сил – основная задача школьника. А чтобы убедиться в умении это делать, выполните предложенное задание, говоря «про здоровье».
О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скелет придает нам форму тела, защищает органы человека от ударов и повреждений. Кости служат опорой для мышц, сухожилий и связок, благодаря которым человек может двигаться. Известно, что бедренная кость, поставленная вертикально, может выдержать давление груза в 1,5 тонны, большая берцовая кость – до 1600-1800 кг, т.е. в 20 раз больше массы человека.
Задача. Каков коэффициент жесткости берцовой кости, если масса человека 80 кг, а кость сжимается на 0,3 мм?
Учитель: Как вы думаете, какие знание пригодятся вам для решения этой задачи?
Ученик: Знание о силе упругости, о законе Гука.
Учитель: сформулируйте закон Гука? Решите предложенную задачу.
Ученик: Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела: Fупр= kх.
Учитель: Хороший скелет – залог крепкого здоровья. Чтобы сохранить здоровый прочный скелет, нужно заниматься физкультурой, следить за осанкой и правильно питаться. Важно употреблять в пищу овощи, фрукты, творог, рыбу, печень, семена тыквы, орехи, пить молоко и зеленый чай. Сбалансированное питание предусматривает оптимальное для организма человека соотношение в суточном рационе белков, жиров, углеводов, витаминов. Так витамин С представляет выполняет очень важные функции в организме человека, такие, как обеспечение нормальной работы иммунной системы, участие в процессах заживления ран. Говоря «про еду», попытаемся выполнить следующее задание:
Задача: Известно, что в 100 г мандаринов содержится 0,038 г витамина С. Каков вес этих фруктов, содержащих суточную норму витамина С для одного человека, если она равна 0,070 г.
Учитель: Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы решить эту задачу?
Ученик: Как найти вес тела в условиях данной задачи.
Учитель: А как это сделать?
Ученик: Если тело находится на горизонтальной, неподвижной относительно Земли опоре, то вес тела можно найти по формуле Р = mg.
Учитель: Оказывается, в каждом мандарине содержатся различные микроэлементы: калий, фосфор, натрий, магний, железо, кальций. Но в их употреблении главное - не переусердствовать, поскольку от переедания цитрусов может наступить аллергическая реакция.
А теперь обратимся к рубрике «про дом». Довольно часто мы сталкиваемся с необходимостью перемещения тяжелой мебели в пределах комнаты или квартиры. Особенно осложняется этот процесс, если приходится перетаскивать тяжелый шкаф или диван в одиночку. Перед вами следующее задание.
Задача: В комнате стоит шкаф массой 70 кг. Какая сила тяжести действует на этот шкаф? Какую силу нужно приложить, чтобы сдвинуть этот шкаф с места? Коэффициент трения равен 0,3.
Учитель: Чем вы должны руководствоваться, чтобы решить эту задачу?
Ученик: Как найти силу тяжести и силу трения.
Учитель: И как же это сделать?
Ученик: Силу тяжести можно вычислить по формуле Fт=mg. Сила трения покоя максимальна в момент начала движения шкафа. Максимальная сила трения покоя приблизительно равна силе трения скольжения: Fтр=μN. Сила реакции опоры N и вес равны по модулю. Снова тело находится на горизонтальной, неподвижной относительно Земли опоре, вес тела можно найти по формуле Р = mg, и сила реакции опоры N = mg.
Учитель: Ребята! Важно помнить, что облегчить перемещение тяжелых предметов мебели, сделав его максимально безопасным для напольного покрытия, помогут простые, но эффективные рекомендации. Наклоните шкаф чуть назад, подсунув под него любые имеющиеся в наличии скользящие материалы. Это могут быть подходящие по размеру кусочки ковролина, отслужившие свое джинсы, капроновые крышки, старые коврики, тапочки из войлока или даже валенки! Укладывается материал обязательно скользящей стороной к полу. Затем, следуя тому же принципу, шкаф наклоняется в другую сторону, под которую также подкладывается аналогичный материал. Таким образом, мы уменьшаем трение, делая передвижение более легким и безопасным для пола. Теперь, зная эти хитрости, как передвинуть тяжелый шкаф, перестановка мебели в доме для вас перестанет быть проблемой. Так что двигайте, переставляйте, экспериментируйте!
4. Подведение итогов. Домашнее задание.
Учитель: В качестве подведения итогов нашего урока прошу вас составить синквейн, посвященной одной из сил: силе всемирного тяготения, силе тяжести, силе упругости, весу тела или силе трения. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- 2 строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- 3 строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
- 4 строка — фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- 5 строка — одно слово — резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Примеры синквейнов учащихся (заслушать 3-4 учащихся).
Сила трения
Трение
Полезное и вредное
Помогает, препятствует, удерживает
Имеет большое значение для движения
Явление
Учитель: Ребята! Надеюсь, что сегодняшний урок показал вам, что «Знание – это тоже сила!» А домашнее задание будет следующим. Решите следующие веселые задачи от Григория Остера.
Задачи:
- Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается?
- Какая сила тяжести действует на полкило сливочного масла, висящего у размораживающего холодильник дяди Пети в авоське за окном?
- Вороне, масса которой 1 кг, бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 ньютонов. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике на уровне седьмого класса, вычислить массу божественно вкусного сыра?
- Петя не хотел купаться и спрятался в кустах. Друзья вынули Петю из кустов и потащили по песку к речке. Куда направлена сила трения, действующая на Петино брыкающееся, но движущееся тело: к речке или в кусты?
Подведение итогов: оценки за урок (с учетом активности учащихся) комментируются учителем.
Литература:
- Хижнякова Л.С. Синявина А.А.: Физика: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций,
- А.И. Сёмке: Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл.
- Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс.
Интернетресурсы:
- class-fizika.ru/sad.html
- prostorem.ru/articles/kak-peredvinut-tyazheluyu-mebel.htm