Цель НОД:
- ознакомление с обычаями и культурой своего народа, а в частности с веснянками-закличками, прививать любовь и уважение к Родине;
- прививать навыки хорового пения, ритмического движения и элементарного музицирования на основе развития музыкально-творческих способностей.
Задачи (образовательная область “Музыка”):
образовательные:
- формировать умение слушать и эмоционально откликаться на музыку;
- формировать эмоционально-радостные ощущения, участвуя в коллективном пении, движении, музицировании;
- формировать умение подбирать нужные словесные характеристики к музыкальным образам (веселый, радостный, быстрый, переменчивый, повторяющие части в музыке);
- формировать умение правильно брать дыхание, четко артикулировать, выразительно петь, чисто интонируя мелодию;
- формировать умение ритмично и выразительно двигаться под музыку;
развивающие:
- развивать музыкально-сенсорные способности (чувство ритма, звуковысотный, тембровый, динамический, ладовый слух) в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах;
- развивать у детей метроритмическое чувство, слуховое внимание, ощущение темпа, используя речь, движение и игру на музыкальных инструментах;
- развивать творческое воображение и творческую свободу, ассоциативное мышление, память, внимание, выразительность движений, навыки элементарного музицирования;
- развивать речь при анализе музыкальных впечатлений, формируя активный словарь ребенка;
воспитательные:
- прививать любовь и уважение к своим обычаям и культуре своего народа,
- прививать любовь к Родине;
- воспитывать любовь и интерес к различным видам музыкальной деятельности.
- Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: подбор музыкального репертуара, иллюстративного материала, подготовка атрибутов, оформление презентации.
Оборудование:
- демонстрационный: проекционный экран, ноутбук.
- раздаточный: музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, триугольники, барабан), платочек для игры, морские бескозырки, нотки по количеству детей.
Музыкальный репертуар:
- П. Чайковский “Подснежник”, распевка “Весенние капельки”;
- Н. Насауленко "Весенний хоровод",
- песня "Ложки деревенские" под р. н. м.,
- песня "Это Родина моя", муз. Л. Чадовой.
Ход НОД
Звучит пение птиц. Слайд 1. Фонограмма 1
Дети входят в зал, музыкальный руководитель предлагает детям встать в круг.
Муз. рук:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
“Здравствуйте и добрый день!” -
И пропеть нам всем не лень!
Музыкальное приветствие.
Муз. рук.: "Здравствуйте, ребята!"
Дети: “ Здравствуйте!"
Муз. рук.: “Здравствуйте, девчонки!”
Девочки: “Здравствуйте!”
Муз. рук.: “Здравствуйте, мальчишки!”
Мальчики: “Здравствуйте!”
Муз. рук.: "Наши шалунишки"
Дети: “Здравствуйте!”
Муз. рук.: Ребята, сегодня у нас на занятии гости. А давайте придумаем и пропоем приветственную песенку для наших гостей.
(Варианты приветствия: "Гости дорогие, здравствуйте!", "Всем гостям мы шлем привет!"
Дети импровизируют, каждый поёт своё приветствие).
Муз. рук. Как здорово мы все поздоровались. Какое у вас настроение? Фонограмма 1
Прислушайтесь... Что вы слышите, ребята? (ответы детей)
Слышите, как весело поют птицы. А почему они весело поют, как вы думаете? (Ответы детей).
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Отступает непогода,
Это к нам идет... (весна)
Слайд 1
Садитесь на стульчики и давайте послушаем музыку. Определите настроение, темп, характер музыки. Может, вы узнаете, какой инструмент исполняет эту пьесу.
Слушание музыки. "Подснежник", музыка П. И. Чайковского. Фонограмма 2
Муз. рук.: Как вы думаете, о чем нам рассказывает музыка? Эта музыка нам рассказывает о приходе Весны. (Слайд 2, 3) Весной погода переменчива, и все это отражается в музыке. (Музыка разнохарактерная, меняется настроение, определить части в музыке).
Какой или какие инструменты исполняли эту музыкальную пьесу? Что такое оркестр? Слайд 4
Группы каких инструментов входят в состав оркестра?
- Деревянные духовые. Слайд 5.
- Медные духовые. Слайд 6.
- Струнно-смычковые. Слайд 7.
- Ударные. Слайд 8.
Муз. рук.: Ребята, а вы хотите, чтоб Весна быстрее пришла в наши северные края. Тогда давайте будем её зазывать. А как? Кто - нибудь знает?
Наши предки зазывали весну песнями-закличками. (Муз. рук. напевает а-капелла несколько коротких закличек:
“Весна-Красна к нам пришла, к нам пришла,
И тепло нам принесла, принесла”.
А эту веснянку вы уже знаете:
“Ой, бежит ручьем вода, Нет ни снега, нет ни льда.
Ой, вода, ой, вода, нет ни снега, нет ни льда”)
А еще зазывали весну веселыми плясками и хороводами, шутками-прибаутками, веселыми играми. И сопровождались такие игры, хороводы игрой на разных инструментах. А на каких инструментах играл народ на Руси?
Музыкальный руководитель выносит стол, на котором стоит сундучок
и разложены несколько музыкальных инструментов.
У меня есть волшебный сундучок, в котором собраны русские народные инструменты.
А какие, вы узнаете, если отгадаете музыкальные загадки.
Музыкально - дидактическая игра “Угадай, какой инструмент играет ”
Слайд 9 (гармошка) Фонограмма 3.
Слайд 10 (дудочка) Фонограмма 4.
Слайд 11 (бубен) Фонограмма 5.
Слайд 12 (гусли) Фонограмма 6.
Муз. Рук.: Мы с вами тоже умеем играть на детских музыкальных инструментах. Перед вами разные инструменты. Какие бы вы выбрали для изображения капели? (Металлофон, колокольчик, треугольник...). Обратите внимание, на столе стоит барабан. А для чего нужен барабан, как вы думаете? (Ответы детей) На барабане можно изобразить лишь тяжелые, крупные капли. Давайте послушаем, о чем капли поют?
Муз. рук. напевает распевку на придуманную мелодию:
"- Слышишь? Слышу!
Слышишь? Слышу!
Капли капают из крыши!
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап... " Слайд 13
Муз. рук. предлагает детям придумать и спеть свою мелодию к распевке.
Несколько вариантов детской импровизации распевки поют все вместе.
Муз. Рук.: Давайте разыграем это игровое упражнение. Разделимся на три группы и споем. Первая группа будет спрашивать, сопровождая пение игрой на барабане, вторая отвечать, сопровождая игрой на треугольниках, а третья - наигрывать капель на металлофонах и петь: “Капли капают из крыши! Кап-кап-кап! Кап-кап-кап.”.
Распевка "Весенние капельки"
Муз. рук.: А теперь берите инструменты и мы устроим весенний оркестр. Смотрите внимательно на экран. Вспомните, пожалуйста, что в музыке есть звуки... какие? (Длинные и короткие). На экране короткие звуки изображены маленькими музыкальными инструментами, а длинные - большими. Напоминаю, в оркестре все играем дружно, ритмично, в одном темпе, по партиям.).
Видео - игра "Весенний оркестр" Слайд 14 Фонограмма 7.
Муз. рук.: Давайте и мы с вами отправимся на весенний луг и устроим свои весенние зазывалки. Слайд 15
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,Мы пройдемся хороводом.
Песни , пляски заведем,
Игры разные начнем...
Разные виды муз. -ритмических движений. Фонограммы 8, 9, 10.
(Обычный шаг, подскок, шаг польки, боковой галоп, хороводный шаг, топотушки и др.)
Муз. рук.: Вот мы и пришли на весенний луг. А чтобы Зима быстрее уступила место Весне, на Руси пели веснянки - заклички и заводили хороводы. Давайте и мы заведем свой весенний хоровод.
Дети исполняют "Весенний хоровод", музыка Н. Насауленко. Фонограмма 11.
Муз. рук.: Ну, а что же за гулянье без веселых песен, трещотки да расписных ложек.
Ложки звонкие, резные,
Ложки наши расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари. Слайд 16
Дети исполняют песня "Ложки деревенские", музыка р. н. Фонограмма 12.
Муз. рук.: А красны девицы заводили на лугу игры с платочком, да не только весну закликали, но и добрых молодцев зазывали - удаль молодецкую показать.
Игра "Гори, гори ясно", р.н.м.
Муз. рук.: Вот так и передавались из уст в уста до сегодняшнего дня народные игры, песни, пляски. Так мы прививаем вам - нашим детям любовь и уважение к своим обычаям и культуре. Но страна наша велика и красива. А какие просторы - реки, горы, моря, леса. Красоту нашей природы воспевали и поэты, и художники, и композиторы в своих песнях. И для детей написано очень много песен о Родине. Давайте вспомним и споем песню о Родине. Споем песню, нежно, ласково, но выразительно, пропевая все слова, начинайте и заканчивайте пение вместе, слушайте и подстраивайтесь к пению друг друга.
Дети исполняют песню "Это Родина моя", музыка Л. Чадовой Слайд 17
Анализ занятия.
Муз. рук.: Ребята, вы меня сегодня порадовали, вы были старательными, творческими. Узнали для себя что-то новое? Для вас было что-то трудным? (Ответы детей)
Педагог предлагает детям выбрать из разноцветных ноток нужный цвет. Нотки темного цвета – обозначают затруднения, которые дети испытывали во время занятия. Светлые нотки обозначают, что все получилось – этим детям было легко во время занятия. После того, как дети выбрали нотки по цвету, педагог делает опрос, почему дети выбрали данный цвет, с какими трудностями они столкнулись во время занятия.