Цель урока: через повествование о жизненном и творческом пути выдающейся русской балерины М.Плисецкой расширить знание учащихся о балете, создать образ, отличающийся яркостью и индивидуальностью, неиссякаемым интересом ко всему новому, смелостью в сценических экспериментах, творческим и жизненным долголетием.
План:
I. Введение
II. Основная часть
1. Детство: хореографическое училище.
2. Первые годы в Большом театре (1945-1951 г.г)
3. Популярность во всем мире (1952- 1965 г.г.)
4. “ Кармен-сюита” постановка и премьера
5. Работа с Роланом Пети и Морисом Бежаром, “Анна Каренина”
6. Работа в Италии и Испании
7. После завершения работы в Большом театре
8. Майя Плисецкая – наше время
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
I. Введение
Майя Михайловна Плисецкая – легендарная русская балерина, покорившая мир своим талантом. С самого начала творческого пути появилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Она владеет широко палитрой хореографических красок, от углубленного лиризма, до бурных порывов. В танце артистки стихийная непосредственность, яркость контрастов сочетается со скульптурностью поз, совершенной гармонией форм. В репертуаре Плисецкой множество партий: Раймонда, Мирта, Китри, Царь-девица, Хозяйка Медной горы, Лауренсия, Фригия, Эгина ...
В танце Майи Плисецкой никогда не было видно набросков, которые сделали её предшественники. Балерина всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, иногда движением брови или взглядом. Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой.
Среди лучших работ Майи Плисецкой – “Умирающий лебедь” на музыку Сен-Санса, “Айседора” и “Болеро” в постановке хореографа М. Бежара, спектакли “Чайка”, “Анна Каренина”, “Дама с собачкой”, партия Кармен (“Кармен-сюита”), и балет, ставший для балерины судьбой – “Лебединое озеро”.
Весь мир восхищается талантом балерины на протяжении уже многих лет. В её честь называют астероиды, устраиваются балетные конкурсы, снимаются фильмы.
II.Основная часть
1.Детство, хореографическое училище
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 в Москве, в большой семье в которой все каким-либо образом были связаны искусством, за исключением отца Майи, Михаила Эммануиловича. Он занимал администраторские должности. Мама будущей великой балерины, Рахиль Михайловна, была актрисой немого кино. В Москве Майя с родителями жила на Сретенке, дом 23, в квартире деда Михаила Борисовича Мессерера. Он был зубным врачом, его кабинет находился прямо в квартире. Майя в раннем возрасте посещала театр и кино, они производили на нее неизгладимое впечатление. В 1932 году отцу Майи назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно там маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере “Русалка” Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращению в Москву, отдать непоседу в хореографическое училище. В 1934 году Плисецкие приехали в Москву, правда, в отпуск. И тут же семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. Первый год в училище прошел очень быстро, отпуск заканчивался, Плисецким пора было возвращаться на Шпицберген, в Баренцбург. Проведя зиму на острове, с первым ледоколом Майя была отправлена в Москву, но к концу учебного года не успела. Во втором классе педагог сменился, класс взяла Елена Павловна Гердт, у которой Плисецкая прозанималась шесть лет. В апреле 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли. В 1938 году арестовали и Рахиль Мессерер - маму Майи. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла “Спящая красавица” и выступала тетя будущей балерины. Именно у тетушки Суламифь нашла приют 12-летняя Майя. Добрая родственница удочерила осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. В конце лета 1939 Майя получила право навестить мать в пыльном казахском городишке Чимкент. В 1941 мать Плисецкой благополучно возвращается в Москву.
Одно из первых значимых выступлений у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала ГАБТа состоялся концерт хореографического училища. Но после был большой перерыв. Чтобы уберечься от бомбежек, семья решила уехать в Свердловск. Жизнь там была очень тяжела и чтобы продолжить свое обучение 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в хореографическом училище. Попасть в столицу в то время было очень нелегко. Майя пробралась туда нелегально. Оказавшись на перроне в Москве, она пристроилась к старику и проскользнула военный патруль. По счастливым обстоятельствам тетя Суламифь никуда не уехала. Плисецкая снова была зачислена, но на этот раз - сразу в выпускной класс, к педагогу Марии Леонтьевой. В 1943 году, после сдачи выпускных экзаменов на “отлично”, Майю приняли в штат Большого театра.
2. Первые годы в Большом театре (1945-1951 г.г)
Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась её индивидуальность, выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете “Шопениана”, где она исполняла мазурку. Каждый прыжок вызывал несмолкаемые аплодисменты.
В октябре 1943 года начался первый театральный сезон для Майи Плисецкой в Большом театре. Её первая роль – роль Маши в балете “Щелкунчик” П.И. Чайковского, подготовленной педагогом Агриппиной Яковлевной Вагановой, ставшей для неё непревзойдённым учителем.
Следующие партии в репертуаре Плисецкой – балет “Жизель” А. Адана. Сначала партия одной из двух виллис, затем роль Мирты в спектаклях с участием легендарной Г.С. Улановой.
1945 год – премьера балета “Золушка” С.С. Прокофьева и исполнение партии феи Осени, в балете А.К. Глазунова “Раймонда” - исполнение главной роли.
В 1947 год в Большом театре был поставлен спектакль “Лебединое озеро”, в котором Плисецкая впервые танцевала партию Одетты – Одилии. Спектакль “Лебединое озеро” П.И. Чайковского стал одним из главных в её творческой биографии. Впоследствии он станет главным балетом Майи Плисецкой. А станцевала она его более восьмисот раз на протяжении тридцати лет. С ним объехала весь мир. Стоит только спросить любого иностранца того времени о "Лебедином озере", он тут же ответит - Майя Плисецкая, ее имя и понятие “балет” неразделимы. Партнерами Плисецкой в этом спектакле были: Н. Фадеечев, В. Преображенский, Ю. Кондратов, А. Годунов... Вместе с Н. Фадеечевым Майю Плисецкую пригласили в Парих, в “Гранд - опера” исполнить главные партии в “Лебедином озере” в постановке хореографа В.П. Бурмейстера. По окончании спектакля занавес поднимался 27 раз...“Лебединое озеро” с участием М.Плисецкой стало одним из символов СССР. Перед каждым выступлением шли репетиции, на которых постановка доводилась до совершенства. Постепенно стиль Плисецкой стал общепринятым каноном. Балерина навсегда изменила представление людей о “Лебедином озере”.
...Наверное, я танцевала "Лебединое озеро" несовершенно. Были спектакли удавшиеся, были с огрехами. Но моя манера, принципы, кое-какие театральные новшества привились, утвердились. "Плисецкий стиль", могу сказать, пошёл по миру. Со сцены, с экрана телевизора нет-нет да и увижу свое преломленное отражение — поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу...
В 1948 году Плисецкая исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане" Б.В.Асафьева. В этом спектакле проявилось еще одно свойство её редкостного природного дара — способность в прыжке на несколько мгновений задержаться в воздухе. Позднее балерина будет исполнять этот балет с Галиной Улановой.
Именно в 1948 году на московской сцене появляется её “Умирающий лебедь” на музыку К.Сен-Санса. Этот танец, ставший только её, она будет танцевать всю жизнь, как и первая исполнительница, Анна Павлова. Майя Плисецкая исполняла “Умирающего лебедя” огромное количество раз, каждый раз видоизменяя его. Неизменными оставались лебединые движения её рук, прославившие её на весь мир. В 1962 году Майя Плисецкая познакомилась с политиком Робертом Кеннеди, с которым, как оказалось, она родилась в один день. Через несколько лет на американского друга Майи Плисецкой было совершено покушение, и он скончался. У советской примы в этот день был назначен концерт в “Метрополитен-опера”. Перед поднятием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: “В знак траура по Роберту Кеннеди, в честь его памяти, Майя Плисецкая станцует “Умирающего лебедя”. Весь зал в едином порыве встал.
В 1950 году, станцевав к тому времени уже несколько сольных партий в балете "Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса, в том числе Уличную танцовщицу, впервые исполнила партию Китри. И в этой роли ей не изменил успех — она всегда танцевала под гром аплодисментов, заглушавших оркестр. Ее прыжки и головокружительные исполнения поддержек находились за пределами возможного.
В этом же году Майя Плисецкая успешно выступала в оперных спектаклях: в партии Персидки в “Хованщине” М.П. Мусоргского и в партии Вакханки в “Фаусте” Ш.Гуно. В 1951 году отмечалось 175-летие со дня основания Большого театра. Майя Плисецкая стала заслуженной артисткой РСФСР.
3. Мастерство (1952-1965 г.г.)
В 1954 году в Большом театре прошла премьера балета “Сказ о каменном цветке”, где Плисецкая исполнила партию хозяйки Медной горы.
1955 году на сцене филиала Большого театра Л.В. Якобсоном был поставлен балет “Шурале” Ф.З. Яруллина, где она была занята в партии Сюимбике, продемонстрировав умение превращаться из девушки в птицу.
В 1956 в репертуаре Большого театра появился балет “Лауренсия” А.А. Крейна, в котором Майя Плисецкая исполнила сложнейшую партию на музыку с испанским характером. В этом же году Плисецкая получила звание Народной артистки РСФСР.
В 1961 году в репертуар Майи Плисецкой вошел балет "Ромео и Джульетта" С.С.Прокофьева в постановке Л. М. Лавровского. Это была давняя мечта балерины, несмотря на то, что некоторые считали роль Джульетты не совсем подходящей, и вопреки всему исполнила эту партию Плисецкая великолепно.
М. Плисецкая участвовала в трёх версиях постановки балета А.И. Хачатуряна “Спартак”, которые в разное время осуществили балетмейстеры И.А. Моисеев, Л.В. Якобсон и Ю.Н. Григоровича.
В 1963 году Ю. Н. Григорович поставил балет "Спящая красавица" П.И.Чайковского (редакция по М. И. Петипа). Плисецкая танцевала Аврору — ещё одну партию, которую можно причислить к ее выдающимся достижениям.
В 1964 году балет “Жар-Птица” был возобновлён в редакции Фокина, где главную партию исполнила М.Плисецкая.
В 60-Х Майя Плисецкая с Большим театром гастролировала в США, Европе, Японии. Везде труппу ждал успех.
В 1965 году Ю. Григоровичем поставлен балет “Легенда о любви” А.Д. Меликова, в котором М. Плисецкая стала первой исполнительницей роли Мехменэ Бану.
4. “Кармен-сюита” постановка и премьера
Одноактный балет “Кармен-сюита” с момента его создания и по сей день восхищает зрителей и имеет счастливую сценическую историю. В этом спектакле каждая составляющая искусства балета – музыка, хореография, сценическое оформление, актерское мастерство – уверенно ведет свой четко выписанный авторами голос, создавая прекрасную балетную симфонию о любви и свободе. Премьера спектакля “Кармен-сюита” состоялась 20 апреля 1967 года в Москве, на сцене Большого театра. Альберто Алонсо создавал этот балет специально для Майи Плисецкой. Композитор Родион Щедрин творчески осуществил транскрипцию музыки известной оперы Жоржа Бизе “Кармен”, автор сценария и балетмейстер предложил интересную концепцию конфликта, образов и хореографическое решение произведения, а сценография постановки художника Бориса Мессерера сделала возможной реализацию философского уровня музыкального драматургического замысла, воплощенного в хореографическом развитии балета. Сложность такой постановки заключалась только в том, что всю эмоциональность и чувственность Кармен, выраженной в словах и пении, танцовщикам необходимо было рассказать, используя только язык своего тела. Поэтому важным звеном в балете “Кармен-сюита” стала музыка. Создатели балета, среди которых была и Майя Плисецкая, опирались на оперный вариант, ведь музыка Ж. Бизе стала символом этого произведения и была легко узнаваемой. Однако и музыку, написанную к опере, нужно было переложить на балет. Сделать аранжировку взялся Р.Щедрин, хореографией танцоров занимался Валентин Елизарьев. Вскоре появился балет, который менее чем за час рассказал всю трагедию жизни молодой девушки Кармен. Для того, чтобы наполнить балетный спектакль особым содержанием, постановщикам пришлось отказаться от обширного повествования, а сконцентрировать внимание на основной сюжетной линии. Кроме того, важную роль должна была играть музыка, которая призвана заменить не только голосовое сопровождение, но и полноценно дополнить балетный танец. Балет “Кармен-сюита” больше места отводит внутренним переживаниям героини, почти полностью отметая другие линии. “Кармен-сюита” стала новым прочтением давно известного произведения. В премьерный состав исполнителей входили, включая М. Плисецкую, Н. Фадеечев (Хозе), С. Радченко (Тореро), Н. Касаткина (Рок), А. Лавренюк (Тореадор). Дирижировал Г. Рождественский. Публика была поражена новизной балета, и премьера прошла холодно. Этот спектакль набрал силу не сразу, а несколько позже.
В 1971 году на телевидении был создан фильм “Анна Каренина” по роману Л.Н.Толстого. Родион Щедрин написал музыку к одноимённому балету. 10 июня 1972 года на сцене Большого театра состоялась премьера спектакля, где Плисецкая выступила в роли хореографа и исполнила главную партию. Роль Вронского исполнил М. Лиепа, партию Каренина - Н. Фадеечев. Дирижировал спектаклем Ю.Симонов. После московской премьеры “Анны Карениной” на музыку Р. Щедрина балет в хореографии Плисецкой был поставлен на многих сценах, показан во время зарубежных гастролей и всегда имел большой успех.
Плисецкая, конечно, уделяла большое внимание своим нарядам. Со временем мода стала восприниматься ей как большое искусство. Олицетворением моды для неё стал Пьер Карден. В 1971 году М. Плисецкая выступала на театральном фестивале в Авиньоне, исполняя “Умирающего лебедя”. Во время выступления начался дождь, но зрители оставались под дождём без зонтов, захваченные красотой танца и природной стихии. Одним из зрителей был Пьер Карден, который после концерта был представлен балерине. С тех пор началась их дружба. Карден делал костюмы для её балетов и неоднократно представлял сцену театра “Эспас Пьер Карден” для её выступлений и премьер.
5. Работа с Роланом Пети и Морисом Бежаром
1972 год ознаменован постановкой Плисецкой и Руди Брианом балета Р. Пети “Гибель розы”. Балет состоял из трёх частей. Балерина танцевала в центральной части, и в заключительной - “Освобождённая любовь”. В июне 1973 года дуэт из центральной части балета “Гибель розы” была показана на сцене в Большом театре.
Однажды, увидев балет Мориса Бежара “Болеро” на музыку М. Равеля, Плисецкая загорелась желанием исполнить балет и написала Бежару письмо об этом. За неделю Плисецкая выучила движения танца, и в 1975 году она уже выступала в этом балете. Позднее она была приглашена в Брюссель в Театр де ла Монне для участия в съёмках “Болеро” для телевидения.
Морис Бежар и Майя Плисецкая будут работать вместе ещё очень долго. В 1976 году М.Бежар поставил для неё сольный балет “Айседора”. Премьера состоялась в Монако, недалеко от Ниццы, где погибла героиня этого балета – танцовщица Айседора Дункан. Московская премьера состоялась в 1978 году в рамках гастролей труппы “Балет XX века” на сцене Большого театра.
В 1979 году в Париже состоялась премьера балета “Леда”, вновь поставленного М. Бежаром для Майи Плисецкой и ведущего солиста брюссельской труппы Хорхе Донна. Балет был показан во многих странах мира.
27 мая 1980 года на сцене Большого театра прошла премьера балета "Чайка" Р.Щедрина в постановке Майи Плисецкой, ей ассистировал И.Д. Якобсон. Костюмы для балета вновь создавал Пьер Карден. Плисецкая сыграла Нину Заречную и создала символический образ чайки, выразив танцем только то, что "свободно льется из души". К танцу в "Чайке" можно с полным правом отнести слова о "жизни человеческого духа". "Чайка" с участием Плисецкой затем была поставлена в театре "Пергола" во Флоренции (1983) и в Муниципальном театре в Гетеборге (1985). С артистами Большого театра “Чайка” также была показана на гастролях в Испании.
В октябре 1987 года, в Америке Плисецкая участвовала в благотворительном концерте в честь танцовщицы Марты Грехам. Участниками концерта также были известные русские танцоры – Михаил Барышников и Рудольф Нуриев.
6. Работа в Италии и Испании
В 1983 году — неожиданный поворот в жизни Майи Плисецкой. Ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Она приняла это предложение и занимала этот пост в течение полутора лет, осуществив постановку “Раймонды” для открытой сцены в Термах Каракаллы, “Айседоры”, организовала возобновление “Федры” Ж.Орика и нескольких других балетов.
...Откуда у меня такая страсть к Испании? Всему испанскому — фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Но какая-то тайная связь между нами есть...
С конца 1987 года по 1990-й М. Плисецкая работает в Испании, возглавляя труппу Национального Балета. Для неё Майя Михайловна поставила “Тщетную предосторожность” П. Гертеля, ввела в репертуар “Кармен-сюиту”, исполняя главную партию. Поддержав инициативу Монсеррат Кабалье, приняла участие в фестивале искусств в Переладе, поставив раннюю оперу - балет Дж. Пуччини “Виллисы”. Впервые осуществила исполнение “Умирающего лебедя” под запись человеческого голоса. Аккомпанемент для неё записала М. Кабалье. Хосе Гранено, художественный руководитель труппы фламенко, специально для неё поставил балет “Мария Стюарт”. Впервые ступив в “Кармен-сюите” на всю ступню, Плисецкая в этом спектакле вовсе отказалась от пуантов, её героиня была обута в сандалии, это произошло именно в Испании. С Национальным балетом Плисецкая объездила всю страну и неоднократно гастролировала за её пределами. В балете аргентинского хореографа Хулио Лопес “Арена для петушиного боя” на музыку А. Пьяццолла, балерина, единственная из всех артистов, танцевала на пуантах совершенно не свойственный данной обуви танец – танго.
7. После завершения работы в Большом театре
4 января 1990 года - последний спектакль “Чайка” Майи Плисецкой в Большом театре. Давние разногласия с художественным руководителем театра привели к тому, что она ушла из театра.
Идея, подсказанная Пьером Карденом, дала толчок к созданию и постановке балета “Безумная из Шайо” на музыку Р. Щедрина. Либретто основано на одноимённой пьесе французского драматурга Ж. Житоду. Главный образ пьесы – “безумная” Орели, стареющая бывшая актриса, принадлежит к типу одинокого эксцентричного чудака, мудрого сердцем и всеми принимаемую за сумасшедшую. Эта роль представляла огромные возможности для актёрской игры. Премьера балета состоялась на сцене театра “Эспас Пьер Карден” 5 декабря 1992 года. Переведённая на язык балета, она не только ничего не утратила, но стала более значимой и глубокой. Необыкновенно выразительными были жесты и мимика балерины. В Париже балет прошёл 17 раз. В 1993 году показан в Японии, и снова в городе Ренне, на родине партнёров Плисецкой по спектаклю. Этот год был отмечен ещё одним важным событием - 50-летием творческой деятельности Плисецкой.
1994 год оказался не менее насыщенным, чем прошлые годы. В этом году балерина становится президентом основанной Г. Тарандой труппы “Имперский русский балет”. С этим коллективом Плисецкая объездила многие города России и ближнего зарубежья, встречая горячий приём у публики, принимала участие в гала – концертах, организованных в её честь.
В августе 1994 года в Санкт- Петербурге на сцене Александрийского театра состоялся I Международный балетный конкурс “Майя”, организационный комитет которого возглавил мэр города А.Собчак. Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав. Она поставила обязательным условием участия в конкурсе исполнение номеров на музыку из балетов Родиона Щедрина. Первый конкурс прошёл под знаком “Кармен-сюиты”, второй – под знаком “Анны Карениной”, третий – под знаком “Конька - Горбунка”. Гала-концерты лауреатов конкурсов “Майя” проходили на сценах Мариинского и Большого театров, “Московской оперетты” и “Эспас Карден”.
Балет “Курозука”- подарок Мориса Бежара к 70-летию М. Плисецкой. Спектакль был показан в Москве на юбилейном вечере, который состоялся 28 ноября 1995 года в Большом театре. Либретто балета основано на древней японской легенде и отличается от произведений классической хореографии. В этот вечер Плисецкая также танцевала в балете “Айседора”, исполняя “Умирающего лебедя”, выходила на сцену в окружении звёзд российского и мирового балета.
В 1996 году, в Японии, Плисецкая впервые выступила в балете “Послеполуденный отдых фавна” на музыку К. Дебюсси (хореография В.Ф.Нижинского). На исходе XX века ей было интересно прикоснуться к тому, с чего начиналась хореография этого века. Роль Фавна исполнял П. Дюпон. Впоследствии она несколько раз танцевала этот балет с А. Ратманским. В 2003 году в Токио она вновь выступила в этом балете с солистом “Гранд-опера” Ш. Жюдом.
Очередная встреча Майи Плисецкой с М. Бежаром состоялась в Генуе на международном фестивале. Хореограф привёз свою труппу. Балетмейстер решил возобновить свой давний балет “Соната на троих” по пьесе Ж.П. Сартра “За запертой дверью” (музыка Б. Бартока) и свёл этом спектакле двух знаменитых танцовщиц - Майю Плисецкую и итальянскую балерину Карлу Фраччи, и сам выступил в этой постановке.
8. Майя Плисецкая – наше время
В августе 2000 года была представлена новая работа балерины - на сцене Токио Кокусай форум состоялась премьера спектакля “Крылья кимоно”, соединившего театр с классическим танцем. Музыку написал современный японский композитор Т. Ивасиро. Плисецкая исполняла роль Небесной феи. Эта роль не имела никакого отношения к классическому балету. Плисецкая замечательно сумела передать пластику традиционного японского театра. Эту способность в балерине обнаружил М. Бежар. В “Крыльях кимоно” Плисецкая пошла на риск, решив продемонстрировать их собственное искусство. Зрители ответили ей благодарными аплодисментами.
Бразильские граффити-художники Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra) и Агналдо Брито (Agnaldo Brito) посвятили одну из своих работ Майе Плисецкой. Портрет (длина — 16 метров, ширина — 18 метров) находится на стене дома по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 16, корпус 2
В 2005 году легендарная русская балерина Майя Плисецкая стала лауреатом премии Фонда принца Астурийского, престижной награды, которую часто называют “испанской Нобелевской премией”. Впервые за 25 лет существования Фонда премия присуждена за вклад в развитие танца. Майя Плисецкая сыграла большую роль в становлении испанской хореографической культуры.
Сегодня дом Майи Михайловны находится в Москве. Однако балерина с мужем живет в Мюнхене, где снимает жилье. Там они вынуждены находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогают Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Сама Плисецкая сейчас жалеет о том, что ей редко приходится бывать на Родине. Она изредка посещает балетные конкурсы, появляется на собственных юбилеях и юбилеях коллег по цеху, иногда репетирует с новым поколением танцоров Большого театра. Её ученицами являются: Анастасия Волочкова, Светлана Захарова, Ирма Ниорадзе... Откровенная в жизни и на сцене, не скрывает личных подробностей Плисецкая и сейчас. Она выпустила две книги мемуаров “Я, Майя Плисецкая” и “Тринадцать лет спустя”. Со своим супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начала встречаться и провели отпуск в Карелии. 2 октября 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за Родиона Щедрина. Обоим впоследствии не раз задавали вопрос, как им удается так долго быть вместе. Они всегда отвечали по существу: нам не скучно друг с другом. “Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет”, – рассказывала Плисецкая о муже. Они никогда вместе не скучали. Три балета, написанные для М. Плисецкой Р. Щедриным, имеют посвящение именно ей и входят в её репертуар. На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина — "Конька-Горбунка" — стоит посвящение: "Майе Плисецкой".18 сентября 1960 года. Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: "Анна Каренина" — Майе Плисецкой, неизменно; "Чайка" — Майе Плисецкой, всегда: "Дама с собачкой" — Майе Плисецкой, вечно. Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но и боролся вместе с ней за ее "место под солнцем". Щедрин всегда находится рядом с Плисецкой, будь то гастроли или путешествия. Известно, что балерина всегда хранит свою красную помаду в кармане его пиджака, потому что сама всегда все теряет.
III. Заключение
Майя Михайловна Плисецкая — великая балерина XX столетия, являющая собой уникальный пример творческого долголетия. Она смогла вылепить из себя волшебный, гармоничный образ, что зритель, глядя на неё, забывает, что балет - это тяжелейший труд. По словам самой балерины, в жизни побеждает тот, кто не уповает на случай, а сам активно действует. Этим правилом руководствовалась Плисецкая и всегда выигрывала.
Путь к вершине карьеры Плисецкой можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете “Спящая красавица” она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом Авророй. В “Дон Кихоте” балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, роль Китри.
К сожалению, Майя Михайловна не дожила до своего девяностолетия. Она скончалась в Германии 2 мая 2015 года. Вот слова Родиона Щедрина о ней: “Больше полувека мы с Майей вместе. Конечно, судьба была ко мне в высшей степени благосклонна, дав мне в спутницы жизни такую замечательную, великую женщину. Люди, глядящие на неё из зрительного зала, знают, что она великая балерина, величайшая, я думаю; но она и величайший, поразительный человек. И с годами её человеческие достоинства, которыми её природа и господь снабдили с такой щедростью, всё ярче проявляются в наших отношениях, которые делаются все ближе, лучше, теснее...Так что влияние её в моей жизни и в творчестве огромно”.
Майе Михайловне Плисецкой присвоено звание народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического труда (1985). Она награждена первой премией и золотой медалью на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949), премией имени Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премией (1964), медалью “Про Финляндия” (1968), премией “Виа Кондотти” (1989, Италия), золотой медалью Испании за заслуги в области изящных искусств (1990), премией “Триумф” (2000), премией “Российский Национальный Олимп”(2000) и др. Является кавалером трех орденов Ленина (1967; 1976; 1985), орденов Франции “За заслуги в литературе и искусстве”(1984, Командор) и Почетного легиона (1986), российских орденов “За заслуги перед Отечеством” I степени (2005), II степени (2000), III степени (1995). Майя Плисецкая — почетный доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993). В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете 4626.
В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине “Большой концерт” Веры Строевой. Затем последовали в кинофильмы-балеты: “Лебединое озеро”, “Сказка о Коньке-Горбунке” и “Анна Каренина”. Приму Большого пригласили в фильм-оперу “Хованщина”. Балерина участвовала и в экранизации балетов “Айседора”, “Болеро”, “Чайка”, “Дама с собачкой”, “Кармен- сюита”. Снялась в роли Бетси Тверской в фильме “Анна Каренина”.
О выдающейся балерине сняты документальные фильмы, в том числе “Майя Плисецкая” В.А. Катаняна (1966), “Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая” Б.Д. Галантера (1987), “Майя Плисецкая” Д.Делуша (1999, для французского телевидения), “Майя” М.Сакагуши (2000, для японского телевидения), “Майя Плисецкая assoluta” Э. Капнист (2002, для французского телевидения). Творчеству Плисецкой также посвящены книги, среди них: “Майя Плисецкая” Н.П. Рославлевой (М., 1968), фотоальбомы с тем же названием — подарочное издание Пьера Кардена.
По воспоминаниям Майи Плисецкой, самый дорогой подарок она получила в Париже от выдающегося танцовщика Сержа Лифаря – он познакомил балерину с Коко Шанель. Она пожелала Плисецкой никогда не сдаваться и произнесла знаковую для примы фразу: “Характер – это и есть судьба”. Именно эта фраза и стала ее жизненным девизом.
IV.Список использованной литературы
1. М. Плисецкая. Я, Майя Плисецкая.- М.: Новости, 1994.
2. Р. Щедрин Родион Щедрин: Автобиографические записи изд. АСТ, 2008
3..Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение ,2007.
4. Розанова Ю.А., Разумова С.М. Балетные либретто. Краткое изложение содержания балетов.- М.: Музыка, 2002.
5. Балет. Энциклопедия. Под ред. Ю.Н. Григоровича.-М .: Советская энциклопедия, 1981.
6. Л. Жданов. Майя Плисецкая (фотоальбом). — М: Искусство, 1965.
7. Н. Рославлева. Майя Плисецкая.— М.: Искусство, 1968.
8. Л. Жданов. Майя Плисецкая (фотоальбом) — М: Планета, 1980.
9. Б. А. Львов-Анохин. Майя Плисецкая // Труд актёра— М .: Советская Россия, 1966.
10. Журнал “Музыкальная жизнь”, №9-10.-М.: Композитор, 2010.
11. Журнал “Story”, № 11, 2011.