Тип урока: урок открытых мыслей
Цели урока:
- рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;
- выявить причины экономического кризиса в России, найти пути его преодоления
- развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.
Оборудование: учебник Л.Н.Боголюбова. Обществознание, карточки с заданиями, карточки денег (купюры разного достоинства), статьи из журналов и газет о экономическом кризисе в России
План урока:
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Закрепление
2. Объяснение нового материала
Определение темы урока и цели урока (кроссенс)
Вопросы (анализ и обсуждения источников):
- О чем говорится в СМИ? (обучающиеся подходят к мысли о том, что говорится в СМИ о экономическом кризисе, формулируют тему урока)
- Как вы думаете, что такое кризис и каковы могут быть его причины?
- Что происходит в момент кризиса?
ВСПОМНИТЕ
- В чём заключаются рыночные отношения в экономике?
- Почему возникает неравенство доходов?
- Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами?
ПОДУМАЙТЕ
- От чего зависит благополучие домашнего очага?
- Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги?
Игра “Аукцион”.
ДЕНЬГИ. Этот особый товар. Люди по-разному к ним относятся. Прочитайте высказывания выдающихся личностей о деньгах.
Нам понадобится сейчас импровизированные деньги, так как мы проведем аукцион. Сейчас я проведу эмиссию денег (раздать произвольно “деньги” разного достоинства).
На аукцион выставляется единственный товар ЛОТ 1. Ее приобретет тот, кто даст большую цену.
Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)
Беседа.
Итак, книга стоимостью в 10 условных единиц была продана за ________ Произошло обесценивание денег.
В данной игре мы увидели два экономических явления? Каких? Эмиссия денег. (Повышение цен.)
Когда у нас в стране происходит повышение цен? С какими явлениями они связаны?
А. Сезонное.
Б. Мода.
В. Из-за эмиссии денег (переизбытка денег в обращении) этот процесс называется инфляция.
Какая причина вызвала инфляцию у нас на уроке? (переполнение каналов товарного обращения денежной массой).
Инфляция – латинское “inflatio” - вздутие.
Обратите внимание на 2-е определение инфляции – устойчивая тенденция роста общего уровня цен.
Важные акценты в определении:
Устойчивая – означает, что инфляция – длительный процесс, поэтому инфляцию следует отличать от скачка цен (например, перед праздником).
Общего уровня цен – означает, что инфляция не означает роста всех цен в экономике, цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличивался общий индекс цен.
Индекс цен рассчитывается как отношение стоимости рыночной корзины (стандартного товарного набора из примерно 300 товаров) в текущем году к стоимости такой корзины в прошедшем году, умноженное на 100%.
Темп инфляции рассчитывается: разница между стоимостью корзин, деленная на стоимость корзины прошлого года и умноженная на 100%.
По темпу инфляции можно определить уровень благосостояния страны.
Выросло оно или нет? Если Темп инфляции в 2010 году составил 8,8%, а в 2011 – 12%
- дефляция (для справки) – снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера;
- снижение темпов роста инфляции – дезинфляция.
Россияне последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии. Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека?
Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.
Рост реальных доходов семей зависит от соотношения темпов роста номинального дохода и общего уровня цен. Так, если зарплата за год вырастет на 20%, а цены – на 30%, то реальные доходы составят лишь 92,3% от прежнего уровня, т. е. снизятся на 7,7%.
Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.
Сегодня правительства почти всех стран упорно борются с инфляцией и стремятся поддерживать рост реальных доходов населения, оказывающих влияние на многие важные экономические процессы страны.
Записи в тетради:
Причины инфляции:
Государство прибегает к денежной эмиссии,
увеличивая денежную массу сверх потребностей
товарного обращения (главная причина).
Игра “Да, нет”.
Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:
- Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).
- Увеличение денежной массы (причина инфляции).
- Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).
- Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).
- Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна с\х продукцию).
- Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).
- Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).
- Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?
Работа с текстом учебника по вариантам:
1 вариант: Открытие и ведение банковского счёта.
2 вариант: Предоставление кредитов.
Беседа по вопросам.
Составить План выхода из кризиса (в форме Памятки для каждого человека)
3. Закрепление.
1. Высокая инфляция приводит к...
а) ...ускорению экономического роста;
б) ...росту реальной стоимости активов;
в) ...ускорению социального расслоения;
г) ...укреплению денежной системы.
Правильный ответ: В
2. Какая инфляция не превышает 5% в год?
а) нормальная
б) гиперинфляция
в) галопирующая
г) умеренная
Правильный ответ: А
3. Соотнесите понятие и определение:
1. Инфляция,
2. Деньги,
3. Эмиссия денег,
4. Цена,
5. Дефляция
Деньги | А. это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга |
Инфляция | Б. (от лат. – вздутие) процесс повышения общего уровня цен в стране; обесценение денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, сопровождается ростом цен на товары и падением реальной зарплаты |
Дефляция | В. (от лат.- сдувать, выдувать) уменьшение путём различных мероприятий финансового, экономического характера количества находящихся в обращении денег |
Цена | Д. денежное выражение стоимости товара |
Эмиссия денег | Е. Выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков. Эмиссия денег осуществляется центральным банком |
6. Итог.
7. Домашнее задание.
- параграф 20;
- написать мини-сочинение: “Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство”. (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)
Задание № 1. Определите тему сегодняшнего урока
Задание № 2. Сформулировать определения
“Номинальные доходы” и “Реальные доходы”
Номинальные доходы – это
Задание № 3. Отгадать ключевое определение
1 2 3 4 5 6 7 8
- Отдельно взятый представитель человеческого рода или каждый человек – это ........... (7 букв)
- Обязательный платеж, взимаемый государством с производителя называется ....... (5 букв)
- Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.... (7 букв)
- Человек, имеющий активную жизненную позицию и умеющий ее отстоять - это ....... (8 букв)
- Какое оружие считается одним из самых опасных? Впервые, этот вид оружия был применен без всякой военной необходимости, Соединенными Штатами Америки по японским городам Хиросима и Нагасаки.......... (7 букв)
- Важность, значимость, польза, полезность чего-либо называется ....(8 букв)
- Что является одним из главных источников в современном обществе (благодаря которому современное общество получило свое название)?.............. (10 букв)
- Регулярный торг; рынок, который собирался в определенном месте и в определенное время, появившийся на Руси в XII веке - это .......(7 букв)
Задание № 4. Объясните слова, не используя однокоренных.
Номинальный доход | инфляция | Реальный доход |
государство | производитель | Потребитель |
Процент | банк | Страховка |
Цена | Сбережения | Кризис |
Копилка | Покупательская способность | Спрос |
Вырезки из газет и журналов
Фонд “Общественное мнение” провел социологический вопрос, касающийся экономического кризиса в России. Согласно результатам опроса, 62% россиян считают, что страна уже находится в состоянии экономического кризиса. Но при этом они отмечают, что пока не испытывают последствия кризиса на своём материальном положении.
Больше всего кризис ощущают в Москве (70%) и городах с численностью населения от 50 до 250 тыс. человек (71%). Опрос проводился в 43 субъектах Российской Федерации в 100 населенных пунктах среди 1500 человек. Мероприятие прошло 10-11 января.
Говоря о кризисе, респонденты указывали на рост цен и инфляцию (40%), на снижение уровня жизни людей (12%), на увеличение уровня безработицы и сокращения людей (6%), на общий спад в экономике (6%), а также падение цен на нефть (2%). 10% опрошенных указали на падение курса национальной валюты и рост доллара и евро.
Около 3% опрошенных считают, что причины кризиса находятся во внешнеполитических проблемах России (“санкции нас затронули”, “экономическая блокада”, сотрудничество с другими странами нарушено").
Стоит отметить, что по итогам опроса ФОМ, проведенного 28 декабря, 58% россиян считали, что их материальное положение остается стабильным, 32% говорили об его ухудшении, 9% — об улучшении.
В первом полугодии 2015 года 39% россиян надеются на неизменность своего материального положения, при этом более 28% считают, что оно заметно ухудшится, а 12% надеются на улучшение.