Предложена авторская методика электронного домашнего задания, внедренного в образовательный процесс в 2016-2017 учебном году. В статье показаны формы и содержание документов для выполнения домашней работы по физике в электронной форме (далее электронное домашнее задание - ЭДЗ) и мониторинга выполнения, результаты применения электронного ДЗ, проблемы, связанные с внедрением и способы их решения.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность изменения формы, структуры и содержания домашнего задания по физике.
2. Электронная форма домашнего задания: создание шаблона гипертекста, разработка рейтинговой шкалы, составление базовой части домашнего задания по вариантам.
3. Мониторинг выполнения домашнего задания: электронные формы контроля, анализ и коррекция содержания домашнего задания.
4. Анализ результатов применения новой формы домашнего задания, проблемы и их решение, преимущества электронной версии домашнего задания.
5. Новая форма домашнего задания как средство развития универсальных учебных действий (примеры заданий по физике).
6. Некоторые полезные ресурсы сети.
РЕСУРСЫ К СТАТЬЕ:
- Шаблон электронной формы домашнего задания (с активными гиперссылками);
- Ознакомительный фрагмент ЭДЗ (10 заданий для 7-го класса);
- Шаблоны сводной ведомости выполнения домашнего задания (в баллах и оценках, на класс до 15 человек и до 30 человек);
- Анкета для учащихся;
- Инструкция для создания закладок в гипертексте (https://youtu.be/LKiVLahX8Dk);
- Инструкция конвертирования в pdf-формат (https://youtu.be/J9Jpyh8cbps).
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ, СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
Домашнее задание необходимо не только для повторения изученного материала и подготовки учащихся к восприятию новой темы; с учетом требований ФГОС нового поколения домашнее задание является одной из форм самообразования учеников, развития универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, навыка смыслового чтения, т.е. развития метапредметных умений. В настоящее время возникает необходимость менять форму, структуру и содержание домашнего задания, т.к. новые стандарты обучения сталкиваются с некоторыми проблемами, связанные с записью, выполнением, а главное, с содержанием ДЗ, что влияет на качество усвоения учебного материала и общего развития ученика.
Проблемы, с которыми столкнулся автор статьи, следующие (возможно, они знакомы многим учителям-предметникам):
Использование заданий из учебника: мало развивающих заданий, нет вариантов, нет интерактивности; невозможно заменить, дополнить.
Задание с использованием ИНТЕРНЕТ:
- Длительное и бесполезное “блуждание” в сети;
- Нежелательные реклама и баннеры;
- Множество псевдонаучных сайтов;
- Непроверенные источники информации;
- Нарушение санитарно-гигиенических норм;
- Неумение искать, выбирать, структурировать и визуализировать информацию;
- Пренебрежение правилами оформления продукта;
- Отсутствующие или записанные неверно ссылки.
- Невозможно сделать полную и корректную запись в дневник ученика:
- Невозможно уместить текст разноуровневого задания в одной строчке дневника;
- Нельзя записать ссылки и все названия дополнительных ресурсов;
- Невозможно записать несколько вариантов задач для решения;
- Невозможно записать описание домашних опытов и экспериментов.
- Использование распечатанной бумажной версии ДЗ тоже имеет недостатки:
- Большие затраты (бумага, чернила для принтера,
время);
- ученики теряют или “теряют” напечатанное задание;
- бумажный документ имеет ограниченный срок использования;
- невозможно указать конкретную ссылку в сети (обычно сайт и путь к ресурсу);
- нельзя исправить, дополнить в распечатанном документе.
Такие же недостатки имеет печатное пособие с ДЗ за год.
- Фотография ДЗ на телефон не очень надежный способ записи ДЗ:
- Доступно не всем (нет камеры на электронном устройстве (ЭУ), нет самого ЭУ);
- Снимки не очень хорошего качества, требуется проверка на месте;
- Нет контроля со стороны учителя, родителей, воспитателя.
- Запись в электронном журнале тоже не всегда помогает, недостатки:
- Несоответствие дат в журнале с реально проведенными занятиями (иногда бывает при замене уроков, болезни учителя и т.п.);
- Журнал просматривается родителями нерегулярно.
Тем не менее, предлагаемая в статье форма ДЗ предполагает использование ЭЖ следующим образом:
К заданию по КТП прибавляется реальное ДЗ с номером (позволяет устранить путаницу с несовпадающими уроками по КТП и реально проведенными заданиями);
Загружается файл с ДЗ в формате Word или PDF (одно домашнее задание после каждого урока или все пособие в начале триместра/четверти) – у учеников всегда есть вариант ДЗ;
Обратная связь с родителями (комментарии к оценкам, сообщения, отсылка результатов выполнения ДЗ).
Использование вопросов, задач из учебника, задачника, дидактического пособия: к сожалению, практически для всех этих пособий в сети, на дисках и в печатном виде существуют Готовые Домашние Задания, предлагаемая форма электронного ДЗ может очень быстро меняться учителем и имеет локальное применение – ГДЗ для него нет.
2. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: СОЗДАНИЕ ШАБЛОНА ГИПЕРТЕКСТА, РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГОВОЙ ШКАЛЫ, СОСТАВЛЕНИЕ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ
Любой учитель, имеющий даже начальные навыки с программой Microsoft Office, сможет создать удобную для себя и своих учеников форму электронного домашнего задания. В статье предлагается универсальный вариант для большинства учителей-предметников, который просто изменить под свои цели и задачи.
КАК ВЫГЛЯДИТ ЭЛЕКТРОННОЕ ДЗ?
ЭДЗ – это текстовый файл с гиперссылками, осуществляющими переход по всему документу, а также на внешние источники в сети.
В файле представлено всё ДЗ за год (можно разделить по триместрам/четвертям/полугодиям).
ДЗ имеет три уровня: А – базовый (обязательный), В – расширенный (тренировочный), С – углубленный (творческий).
Каждое задание имеет рейтинговый балл, общий рейтинг определяет оценку за ДЗ, есть возможность получить “5/5”.
Электронная форма ДЗ предполагает изменение структуры и содержания домашнего задания: добавление или удаление уровней, изменение рейтинговой шкалы, добавление ресурсов, изменение условий выполнения ДЗ.
С первой страницы (см.рис.1) совершается переход на любое ДЗ по клику на номер, возврат – по клику на единицу в кружке.
Рис. 1. Первая страница ЭДЗ с условиями выполнения и внутренними/внешними ссылками
Рис.2. Содержание домашнего задания для 7-го класса (первое занятие)
Рис.3. Содержание домашнего задания для 7-го класса (по вариантам)
В приложении 2 представлен ознакомительный фрагмент ЭДЗ для 7-го класса: десять домашних заданий подряд, включающих следующие виды заданий: задача (по вариантам и общие), домашняя лабораторная работа, работа по таблице, задание из базы ЕГЭ (анализ текста, анализ ситуации), построение графика, создание интерактивного задания, вопросы по видеоролику, по изображению, конспект по видеолекции с выводом, качественные вопросы, создание стенгазеты, домашние эксперименты, составление текста к инфографике, создание интеллект-карты, преобразование текста в универсальный вид версии.
Задания из ознакомительного фрагмента прошли апробацию: выбраны задания для проверки репродуктивного уровня, определено 10 вариантов; распределен статус заданий (группа, класс, индивидуально).
КАК СОЗДАТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЕРСИЮ ДЗ?
Создать таблицу-гипертекст (готовый шаблон в приложении 1) для необходимого числа уроков и нужного количества уровней, проверить корректность переходов по гиперссылкам (видеоролик “Инструкция для создания закладок в гипертексте” см. по ссылке: https://youtu.be/LKiVLahX8Dk );
Разработать общие правила оценивания и рейтинг, прописать правила выбора варианта (очень удобно назначать варианты по списку в журнале: 10 вариантов – первые 10 человек, вторые 10 человек и т.д., возможно изменение, если один и тот же вариант получают ученики с очень разным уровнем подготовки по предмету во избежание списывания);
- Записать дополнительную информацию (содержание учебника, названия дополнительных пособий, интернет-ресурсы, необходимые приложения для работы);
- Записать логин-пароль аккаунтов, созданных на нужных для работы сайтах (например “Решу ГИА”, “LeaningApps”;
- Создать (иметь) аккаунт на любой почте для связи с учениками;
- Занести в таблицу порядок уроков из КТП, записать параграфы учебников для каждого урока (учебник выбирается любой из списка рекомендованных), выделить уроки контроля в общей таблице и в таблице на первой странице;
- Заполнить содержание таблицы;
- Проверить и конвертировать файл в PDF-формат.
Конвертацию удобно производить с помощью онлайн программы “Smallpdf. Работать с PDF легко” https://smallpdf.com/ru, видеоролик с инструкцией по ссылке: https://youtu.be/J9Jpyh8cbps