Проект «Безопасность в твоих руках!» по правилам дорожного движения

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: групповой проект ПДД


На дорогах страны и нашей республики в частности, с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Этот процесс сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети.

Анализируя состояние детского дорожно-транспортного травматизма, можно сделать вывод, что дети чаще всего становятся участниками ДТП из-за беспечности, незнания элементарных правил дорожного движения и нежелания их соблюдать.

Огромное влияние на ребенка оказывает семья. Мама и папа должны показывать своим примером, как нужно вести себя на дороге и около нее. Т.е. находясь со своим ребенком соблюдать все правила дорожного движения: переходить на зеленый свет светофора, убедившись, что все машины остановились, через проезжую часть вести велосипед или самокат в руках и т.д.

На практике наблюдаем, спешащих родителей и ведущих за руку своего ребенка, нередко нарушающих ПДД не объясняя малышу почему так поступили и как нужно было поступить. Хотя сам ребенок может делать замечания и обращать внимание, что родители поступили неправильно. Поэтому важная роль формирование детской дорожной грамотности отводится на образовательные учреждения.

Посещая детский сад, ребенок знакомится с Другом-светофором, добрым инспектором дорожного движения, со знаками – получают первичные навыки дорожной грамотности.

Переходя на школьную ступень обучения, дети самостоятельно, без сопровождения взрослых, передвигаются по дорогам населенных пунктов, знают ПДД, но подражая взрослым, не всегда их соблюдают.

Опрос учащихся нашей школы показал: учащиеся 1 классов – знают и соблюдают правила дорожного движения, а также указывают на ошибки своим близким; 2-3 классов – знают, но допускают их нарушения, объясняя “... не было машин...”; четвероклассники – не все видят необходимость соблюдения правил дорожного движения и находят оправдание “...я успею..”, “...я очень опаздывал...”, “... меня никто не видел...” и т.д.

Возникает проблема, правила известны всем, а соблюдает не каждый.

Формирование правил дорожной грамотности воспринимается как часть воспитания общей культуры ребёнка, как систематическая, целенаправленная деятельность.

В процессе совместной работы с детьми над изучением ПДД детей с правилами дорожного движения мы, педагоги, используем разнообразные наглядно-практические формы обучения: игровые уроки; тематические занятия по ПДД; конкурсы; викторины; факультативные занятия; экскурсии; встречи с сотрудниками ГИБДД, но так ли это эффективно?

В ходе реализации ФГОС и введения в педагогическую практику внеурочной деятельности, открылся простор для совместного творчества педагога и детей.

Опираясь на свой опыт, могу смело утверждать, что большинство детей, получивших информацию из учебника, например, “Окружающий мир”, принимают ее, в лучшем случае, при выполнении домашнего задания или на проверочной работе. Поэтому считаю, что изучение любых вопросов, включая вопросы ПДД, через проектную деятельность является эффективным и наиболее продуктивным, позволяющим включить в работу всех учащихся того или иного класса.

В своей педагогической деятельности я реализую курс внеурочной деятельности “Эврика”, целью которого является обучение детей основам проектной деятельности. Это послужило благоприятным условием формирования дорожной грамотности у детей младшего школьного возраста.

Познакомив с результатами опроса учащихся нашей школы, дети сформулировали проблему: “Как заставить знающих правила дорожного движения детей, соблюдать эти правила?”.

Поставили задачи: создать наглядные материалы: макеты, плакаты для моделирования различных дорожных ситуаций детьми.

На одном занятии кружка внеурочной деятельности для решения выявленной проблемы, дети предложили смоделировать проезжую часть, с помощью которой смогут разыгрывать различные роли участников движения (пешехода, водителя, пассажира, инспектора ГИБДД). Разбились на группы, определили, где и какого размера будет дорога, где будут находиться дома, чем будет заниматься каждая группа (1группа делает дома, деревья, 2 группа - автомобили и светофор) и принялись выполнять. В ход пошли картон, цветная бумага, клей, краски, детская фантазия и жизненный опыт. Сборкой участка дороги занимались 2 группы совместно.

Макет общими усилиями был сделан за 4 занятия внеурочной деятельности. На последующих занятиях записали все необходимые ситуации на дороги.

С этим макетом отправились к первоклассникам, и оказалось, что разыграть дорожные ситуации с помощью макета можно только непосредственно с группой учащихся, исполнителями ролей, а остальные не могут быть даже зрителями. Иными словами, проблема осталась не решенной. А так как это был конец учебного года - май месяц, мои третьеклассники продолжить работу в данном направлении решили в 4 классе.

Обсудив созданную ситуацию, Денис Коломиец предложил сделать мультфильм по дорожным ситуация. Как оказалось, он уже имел опыт создавать мультфильм совместно с родителями. Так родился еще один проект. Никто из детей и не задумывался ранее, как нужно много знать и учитывать при создании мультфильма. Этот проект оказался познавательным, трудоемким, интересным.

В ходе работы над мультфильмом каждый ребенок смог проявить себя и свои способности. Для его создания, сначала придумали сценарий, подобрали зрительный художественный ряд, придумали текст (стихотворение), изготовили пластилиновых героев, также пришлось внести небольшие изменения в наш макет (добавили с одной стороны макета фон). При изготовлении пластилиновых детей – участников дорожного движения, четвероклассники с воодушевлением рассказывали, чем любят заниматься их герои, о их характерах, а Денис Коломиец слепил своего Друга-помощника Пашу, с которым я уже “встречалась” в школьных сочинениях, ему в мультфильме отведена была главная роль – инспектора.

Для успешной реализации задуманного, понадобилась помощь отзывчивых родителей, которые взяли на себя монтаж фильма, а оформление декораций, съемка, чтение закадрового текста осуществлялась детьми.

В результате у нас создано пока 2 мультфильма: “Внимание, Зацепер!”, “Внимание, дорога!”. Мультфильм с успехом продемонстрирован детям нашей школы и общедоступен на портале youtube.com.

Запланировано продолжить работу, создав несколько серий о правилах дорожного движения.

Как приятно получать идеи, предложенные детьми, просмотревшими наши мультфильмы. Мы надеемся, что результатом нашей общей деятельности станет соблюдением ПДД учениками нашей школы.

Литература.

  1. Денис Коломиец 111 - YouTube youtube.com
  2. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011. - 192.- (Работаем по новым стандартам)
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. - 176с. – (Стандарты второго поколения)
  4. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%
    B5%D0%B9%D0%B1%D1%83%D1%81%D1%8B%20%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%
    B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B&lr=1095
  5. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fkaterok11.ucoz.ru%2F_nw%2F0%
    2F07041859.jpg&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%
    D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%
    D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%
    B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%
    D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%
    D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&pos=47&rpt=simage&lr=1095