Класс: 9
Автор УМК: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /[Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.]; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011.
Задачи и планируемые результаты
Задачи:
- Общеобразовательные: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
- Воспитательные: совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.
- Развивающие: Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, научить работать с различными источниками информации, развивать коммуникативные навыки работы в группе.
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся смогут раскрыть сущность понятия “правовое государство”, выявлять признаки правового государства.
- Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.
- Метапредметные: продолжат учиться работе с письменными историческими (выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.), продолжат учиться составлять кластер.
Формы, связи и ресурсы
Межпредметные связи: история, правоведение.
Формы деятельности: парная
Формы обучения: деятельностный способ обучения с применением технологии проблемного обучения.
Ресурсы: презентация по теме, интерактивная доска, раздаточный материал, Конституция РФ.
Тип и цель урока
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
- Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках.
- Способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.
- Формировать отношение к проблеме создания и построения справедливого общества.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Стадия повторения изученного
материала - кластер (слайд 1, 2) Постановка проблемы. Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (проблема) (слайд 3) В современной науке существует много классификаций государств. Одна из них – деление на развитые и неразвитые государства, где основным критерием является глубина демократии, положение личности и наличие комплекса прав и свобод. Как вы полагаете, государство с какой формой правления мы можем назвать развитым? Почему? (республика) У вас на партах лежат словарные материалы, определяющие понятия государства. Ваша задача, ознакомившись с данными материала, выделить общий признак, встречающийся во всех определениях. Итак, подумайте и скажите о каком государстве мы сегодня с вами будем говорить. (слайд 4) |
Учащиеся по представленным определениям формулируют понятия. |
Стадия изучения нового материала. Теперь давайте сформулируем основные признаки правового государства. Я предлагаю вам проанализировать еще один документ – мнение двух российских юристов О.Г.Румянцева и В.Н. Додонова о правовом государстве и, посоветовавшись друг с другом, определить признаки правового государства. (слайд 5) |
Ребята определяют, что четко
просматривается признак подчинение праву Ребята формулируют тему урока. |
Работа по рядам: используя текст конституции. (слайд 6). | Ребята перечисляют признаки. |
Важным признаком для правового
государства является верховенство права.
(слайд 7) - в чем заключается верховенство основного закона? - в каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Это пункты 2 и 4.) |
Работа по рядам. |
Признак незыблемости прав и свобод
человека определяет сущность правового
государства (слайд 8) - как вы понимаете данный признак? Признак правового государства взаимная ответственность государства и личности. (слайд 9) - как вы понимаете данный признак? - о чем они? |
(Данный признак выражается в
верховенстве Конституции РФ по отношению ко
всем нормативным актам, так как является
основным Законом государства; органы
государственной власти, местного
самоуправления, должностные лица, граждане и
объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и
все другие законы). В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу. |
У каждого человека есть неотъемлемые
права, которые обеспечиваются законом. В свою
очередь каждый гражданин РФ обязан перед Законом
и государством, соблюдая необходимые нормы. Следующий признак правового государства заключается в принципе разделение властей также способствует правовому ограничению государственной власти. - на какие три ветви происходит разделение властей? (слайд 10) - давайте попробуем заполнить пропуски в схеме, используя Конституцию РФ: глава 4, статья 80 (п. 1); глава 5, статьи 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1); глава 5, статьи 110 (п. 1), 111 (п. 1) (слайд 11) |
Высшим приоритетом являются права и
свободы человека и гражданина. Обязанности граждан: платить налоги, охранять окружающую среду, защищать Отечество |
В некоторых странах, в том числе и в
России, всенародно избирается президент, который
является главой государства. Есть страны, где
президент возглавляет правительство. - при какой типе республике? Следующим важным признаком правового государства является принцип независимости суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплен в статье 120 Конституции РФ. (слайд 12) - давайте откроем данную статью и прочитаем ее. |
Законодательную, исполнительную и судебную. |
Еще одним признаком правового
государства является приоритет международного
права. Законы государства не должны
противоречить международному праву. (слайд 13) - откройте ст. 15, часть 4 и найдите два положения международного права. Развитое государство принято называть правовым. Понятие правового государства сформировалось в Германии в первой трети 19 в. (слайд 14) |
Президентская республика. |
Но сама идея правильной государственной власти зародилась в глубокой древности. Еще Аристотель предлагал обустроить государство на основе формирования обособленных друг от друга самостоятельных органов. Но именно Шарлю Монтескье удалось наиболее четко выразить суть принципа разделения властей и их взаимное сдерживание. Особо значительной вехой в развитии идеи правового государства стало учение английского философа Д.Локка о государстве, в котором господствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права людей. Локк обосновал законность сопротивления всякому произволу власти. (слайд 15) | Комментируют статью. |
В России же первый шаг в направлении к
правовому государству был сделан после отмены
крепостного права в 1861 г. Александром II. Судебные
уставы 1864 провозгласили бессословный,
независимый суд, основанный на принципах
гласности, состязательности при участии суда
присяжных. Новая попытка реформ в области прав
человека была предпринята в 1905 г. Манифестом царя
Николая II от 17 октября были провозглашены
некоторые свободы: слова, печати, демонстраций,
совести, личной неприкосновенности. Но эти меры
оказались непоследовательны и поэтому не
привели к правовому государству в России.
(слайд 16) Итак, давай те вернемся к нашей проблеме “Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?” Развитое государство принято называть правовым. (слайд 17) Правовое государство – это некий идеал, к которому стремятся все государства. В России в декабре 1993 г. в результате референдума была принята конституция, которая в 1 статье определила наше государство как правовое. Известный швейцарский юрист К. Экштайн, хорошо знакомый с конституциями многих стран мира, считает, что наиболее современной в настоящий момент является Конституция РФ. Однако он подчеркивает, что многое из того, что записано в Конституции, к сожалению, не реализуется. В этом, по его мнению, есть вина россиян. Посовещавшись между собой, вы должны дать ответ на вопрос: “В чем же вина россиян?”. |
Общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдается международному договору. |
Принятие Конституции и некоторых шагов по созданию правового государства вовсе не означает еще, что в стране существует верховенство закона, что соблюдаются все права и свободы человека. Многие положения Конституции нуждаются в том, чтобы раскрыть механизм их действия в тех или иных законах. Нам еще предстоит пересмотреть и усовершенствовать, проработать законы, регулирующие экономику, предпринимательство, сбор налогов, другие сферы. И законы эти должны быть справедливыми и эффективными. | Ребята обобщают все вышесказанное и дают определение правового государства. |
Для создания правового государства
важно соблюдение этих законов абсолютно всеми
гражданами - от президента до простого рабочего.
Важно наличие справедливого суда, а также
высокий уровень морали и правовой культуры всех
нас. Какие выводы вы сделали для себя сегодня? Необходимо ли нам правовое государство или можно обойтись без него? Рефлексия. |
Не знают Конституции, поэтому не могут
цивилизованно отстаивать свои права; не хотят
участвовать в выборах, тем самым проявляя
безразличие к судьбе страны, не проявляют своей
позиции в решении сложных политических проблем и
т.д. Записывают домашнее задание. (слайд 18) Составить синквейн. (слайд19) Учащиеся (по парам за партой) должны заполнить текст на карточке. Происходит закрепление материала. |