Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками


С введением в нашу жизнь Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое значение стало уделяться познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, как одного из видов культурных практик, когда ребенок пытается познать окружающий мир. Сейчас у меня младшая группа и мои малыши с удовольствием наблюдают за демонстрацией различных опытов, а также сами воспроизводят их. Эти опыты позволяют им ощутить себя первооткрывателями чего-то нового для себя, исследователями того мира, который их окружает. Детям младшего возраста свойственно экспериментировать с предметами реального мира, так как они стремятся рассмотреть предмет, потрогать его руками, понюхать, попробовать. Дети в возрасте 3-5 лет очень большие “почемучки”. Эксперименты и опыты, самостоятельно проводимые детьми, позволяют им самим ответить на все свои “Зачем?”, “Почему?” и “Как?” и сделать выводы даже в младшем возрасте.

Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательно-экспериментальной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится во все образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое и художественно-эстетическое.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в группе

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для хранения природного и бросового материалов.

4. Место для проведения опытов.

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Полиэтиленовые пакетики.

7. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

8. Спилы дерева.

9. Вата, синтепон.

10. Деревянные катушки.

11. Киндер-сюрпризы.

12. Глина, песок.

13. Вода и пищевые красители.

14. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

  • Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
  • Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
  • Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
  • О способах исследования объекта.
  • О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко - далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. “Узнаем, какая вода”
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. “Игры с веерами и султанчиками”
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. “Поиграем с солнышком”
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. “Свойства песка”
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. “Чудесный мешочек”
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. “Поиграем с ветерком”
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. “Что в коробке”
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. “Почему осенью бывает грязно”
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. “Волшебные дощечки”
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 . “Легкий - тяжелый”
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. “Найди по звуку”
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. “Глина, ее качества и свойства”
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. “Горячо-холодно”
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. “Чудесный мешочек”
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. “Окрашивание воды”
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. “Снег, какой он?”
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. “ Игры с соломинкой”
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. “Снег. Какой он?”
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. “Как из снега получить воду”
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. “Как воду превратить в лед”
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. “Изготовление цветных льдинок”
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. “Мороз и снег”
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. “Свойства льда”
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. “Ветер по морю гуляет”
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. “Плавает-тонет”
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. “Бумага, ее качества и свойства”
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. “Играем с мылом”
Цель: Пронаблюдать удивительные свойства мыла, мыльных пузырей, воды и ветра на опытах.

4. “Поплывет не поплывет”
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. “Здравствуй, солнечный зайчик”
Цель: дать представление о том, что “солнечный зайчик”- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. “Древесина, ее качества и свойства”
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

3. “Что в пакете”
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

1. “Спрячь пуговку”
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. “Пирожки для Мишки”
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. “Сравнение песка, почвы и глины”
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. “Ткань, ее качества и свойства”
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Как доказал профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: “Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”. Об этом хорошо сказал К.А.Тимирязев: “Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”. А также об этом сказал Я.А. Каменский: “Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий”. Из приведенных высказываний видно, что экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. Обучать ребенка, - говорил П.П. Блонский, - это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей.

Презентация.

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду”. – М. 1999.

2. Перельман Я. И. “Занимательные задачи и опыты”. - Екатеринбург, 1995.

3. Мурудова Е. И. “Ознакомление дошкольников с окружающим миром” Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. “Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада” М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).