Класс 1
Программа УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс.
Целевые установки урока:
- Наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова;
- Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова
- Создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове;
- Содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
- Воспитывать коммуникативную культуру.
Образовательные технологии: технология сотрудничества
Форма урока: урок-диалог
Оборудование урока: СD Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, электронная презентация, магнитная доска, картинки для работы «Словарные слова», полоски для парной и разноуровневой работы, карточки для рефлексии, музыка для работы, муз. физкультминутка.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование умения оценивать свою работу;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
- развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, обобщение, классификация.
- развитие умения грамотно выстраивать речевые высказывания, ориентироваться в учебнике, анализировать;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, объяснять и доказывать свое мнение.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- формирование умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударной гласной;
- развитие умений сопоставлять звуковые схемы слов с буквенным написанием;
- Совершенствование умений распознавать проверочные и проверяемые слова.
Ход урока
1) Оргмомент.
- Встаньте ровно и покажем, как хорошо мы научились работать.
Вопросы (ответы хором) Презентация. Слайд 2
- Вы готовы секреты русского письма открывать?
- Ум и смекалку не забыли взять?
- Постараетесь всё понять?
- А грамотно будете писать?
- Ну, желаю вам удачи! За работу! Садитесь.
2) Актуализация старых знаний.
(Два человека выходят к доске выполнять задание:
- 1 задание: Записать транскрипцию к данным словам: пенал, магазин, сорока, стакан, берёза.
- 2 задание: Составить звуковую схему к пословице: Без труда и отдых не сладок.
I. Словарный диктант «Отгадай загадку»
А) – Возьмём тетрадки, запишем число 22 апреля. Проверим, как мы умеем писать словарные слова. А помогут нам провести словарный диктант наши ребята.
Презентация Слайды 3-8
Учитель читает загадку, ученик отгадывает.
1)
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним
Сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?
(тетрадь)
2)
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом
(карандаш)
3)
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(корова)
4)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(язык)
5)
Летом вырастает, осенью опадает.
(листок)
б) Проверка (ребята – отгадывают загадку, записывают отгадку с комментированием, учитель прикрепляет это слово на доске.). Объясняют написание слов (Орфографическое чтение, постановка ударения, орфограммы).
П. Самоопределение к деятельности
- Спасибо, ребята. Обратите внимание на орфограммы в словах. Кто из вас увидел лишнее слово? (листок). Почему? (все слова написаны с непроверяемой гласной, а в этом слове гласная проверяемая). – Как вы узнали, какую гласную надо писать в этом слове?
(Подобрали проверочное слово – лист). А почему именно это слово? (Это слово с тем же значением и на безударную гласную падает ударение, гласная И произносится четко, значит в слове листок тоже надо писать И)
- Как думаете, чему будем учиться на уроке?
(Будем учиться находить ударные и безударные гласные звуки; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; учиться проверять безударный гласный звук и писать нужную гласную)
Презентация Слайд 9
Тема: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
- Рассмотрите еще раз внимательно эти слова и назовите гласные, в написании которых мы сомневаемся, когда на них не падает ударение. (а.о.е,и,я)
Презентация Слайд 10
2. Чистописание
@ о е и я
- Давайте пропишем эти гласные.
Ш. Проверка пройденного материала
- А теперь проверим наших ребят.
Ученик 1) Правильно ли записана у него транскрипция к данным словам?
- Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? (Не всегда произношение совпадает с написанием).
- А как нам быть? Как узнать, какую гласную писать?
- Какой вывод делаем? (Слова бывают с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Слова с непроверяемыми гласными необходимо запоминать в написании. А к словам с проверяемыми гласными подбирать такие слова, в которых гласная должна быть под ударением).
Презентация Слайд 11
Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
2. Словарная работа
- Какой полезный напиток для здоровья дает нам корова? (молоко)
- Какое это слово – проверяемое или нет? (Нет, его написание необходимо запомнить)
Слайд со словарным словом.
Задание 1. Написание и запоминание слова.
Задание 2.
2) Проверка у доски Ученика 2: Как вы понимаете эту пословицу? Проверьте звуковую схему.
- Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)
- Твердость (у,э,о,а,ы)
- Настоящий ученик должен уметь грамотно писать, , а также уметь работать дружно и слаженно.
Ш. Работа по теме урока
1.
- Давайте подведем итог нашей работы с проверяемыми и непроверяемыми словами.
Слайд с Самоваровым
Прослушивание с диска (объяснение материала)
- Давайте послушаем, что нам расскажет профессор Самоваров (слушаем запись, с остановками)
Интервал 1 Объяснение о звуках
- Что важного сказал профессор? (… надо быть внимательным, безударный звук надо проверять)
Интервал 2 Объяснение л –са л-са
- Оказывается, чтобы правильно написать слова, вам надо их изменить!
- Как надо изменить слово? (чтобы на безударную гласную падало ударение)
- Что для этого будем делать со словами? (будем изменять их так, чтобы безударный гласный становился ударным)
Интервал 3 Конкретизация. Упражнение с диска:
Вопрос Самоварова - остановить запись
сл-ны – слон (запишем на листке, разбираем вместе)
Вкл. запись: - Проверим, что скажет Самоваров.
- Молодцы, справились с заданием, похлопаем друг другу.
1V.Физкультминутка. (Включается музыка)
Выходят ребята с карточками, на которых написаны буквы: А, О, И, Е, Я
У одних ребят на партах лежат карточки с проверочным словом. А у других ребят лежат на партах слова с пропущенной гласной. Учитель называет слово, выходит ученик с этим словом, к нему должен подойти ученик с той гласной, которая пропущена в этом слове, а затем выходит ребенок с карточкой, на которой написано проверочное слово.
(Гл…за – глаз, гн…здо – гнёзда, х…лмы – холм, р…ды – ряд, бл…ны – блин)
2. Презентация Слайд 12
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
3. Работа на листиках (Включается музыка) (А Самоваров посмотрит, как мы выполняем задание) (приложение 1)
Карточка 1 (Работа в парах)
Задание: Укажи слова, в которых написание выделенных букв не надо проверять.
Свеча, врачи, грозный, листик, роса, мяч, сосна.
Карточка 2. Самостоятельная индивидуальная работа (красные полосочки).
Задание: Вставьте в словах пропущенную букву А или О :
Шк…фы, г…ра, гр…за, гр…чи, в…лна, стр…на.
Карточка 3. Самостоятельная индивидуальная работа (зеленые полосочки).
Задание: Найди проверочное слово для слова с пропущенной гласной и подчеркни его, вставь пропущенную гласную:
Зв…риный – (зверинец, звери)
Сн…говик – (снег, снеговой, снегурочка)
В…дяной – (вода, водный, водичка)
Л…сок – (лесной, лесник, лес, лесистый)
Проверка по диску
Самооценка:
- «зеленая карточка» - все правильно
- «желтая карточка» - были ошибки
- «красная карточка» - не согласен
4. Музыкальная физкульминутка
5. Самостоятельная работа по учебнику: 1 в – Упр. 145, с. 78
Самостоятельная работа по творческим тетрадям: 2 в – Упр. 1, с 39
V. Рефлексия.
Презентация Слайд на доске 13:
А) - Итак, продолжите фразу.
- Сегодня я узнал…
- Я заполнил…
- Я понял…
- Мне понравилось…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Б) А теперь покажите нужный значок-карточку (на экране слайд)
V1. Итог урока. Презентация Слайд 14
VП. Рекомендации на дом.
Презентация Слайд 15: В рабочих тетрадях можете выполнить на стр. 39-42 на закрепление пройденного материала:
а) У кого были красные полосочки – Упр. 3
Б) У кого были зеленые полосочки – Упр. 2
В) Кто работал в парах - Упр. 7
Презентация слайд 16.
Литература.
Гаврикова Л. В.Урок по русскому языку по теме "Ударные и безударные гласные в слове" с использованием ИКТ (2-й класс). – URL: https://urok.1sept.ru/articles/565955