Цели урока:
- учить пересказу эпизодов, написанию сочинений-миниатюр;
- развивать навыки анализа художественного текста, навыки пересказа, умение выделять главные моменты в поведении героя;
- воспитывать любознательность, активность, умение оценивать себя и свои поступки.
Оформление: иллюстрации к книге "Барон Мюнхгаузен", рисунки учащихся по книге Распе, презентация к уроку.
Опережающее домашнее задание:
1) подготовить иллюстрации к рассказам барона Мюнхгаузена;
2) прочитать книгу Э. Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" в переводе К.И.Чуковского.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а поможет нам с вами предмет, название которого зашифровано в ребусе. (слайд 2)
- Это треуголка. Знаете ли вы что это такое? (Форменная шляпа треугольного фасона (первонач. в армии и флоте, а затем как парадный головной убор у морских офицеров и гражданских чиновников). (слайд 3)
- Какой литературный герой носил этот головной убор? (Мюнхаузен).(слайд 4)
- Знаете ли вы, кто такой Мюнхаузен?
Книга, о которой мы сегодня будем говорить, популярна как за рубежом, так и в России. В Германии “Приключения Мюнхгаузена” издавались 300 раз, в Англии – 150 раз, а в России – 70.
В основу фантастических приключений барона положены рассказы действительно жившего в 18 в. в Германии барона Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен. (1720-1797г.) (слайд 5) Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. (слайд 6) Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения. Будучи человеком общительным, барон часто приглашает в гости соседей, которым рассказывает о своих удивительных путешествиях и приключениях. Рассказчик он хороший, знает, чем повеселить друзей и где приукрасить свой рассказ. Рассказы его распространяются по округе, соседи персказывают их друг другу.
В 1781 году в Берлине публикуются 16 рассказов анонимного рассказчика, а в 1785 в Лондоне появляется сборник “Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России” (слайд 7). Причём, барон Мюнхгаузен долгое время и не подозревает о существовании этой книги. Таким образом, Мюнхгаузен превращается одновременно и в рассказчика и в литературного героя.
Книга Распе “Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России” стала очень популярной (слайд 8). Когда эта книга попала на глаза нашему герою, он был просто взбешён. Ведь Мюнхгаузен не давал никому права писать о нём. Получалось, что Распе представил его, доблестного офицера, взбалмошным бароном, попадающим в невероятные истории. (слайд 9)
Но Мюнхгаузен стал любимым героем детей и взрослых. И в его родной город Боденвердер потянулись толпы почитателей.
Первая книжка на русском языке вышла ещё в 1791 году. Называлась она “Не любо – не слушай, а лгать не мешай”. (слайд 10)
Сегодня мы знаем о бароне Мюнхгаузене по детскому пересказу Корнея Чуковского, который для удобства русских ребятишек чуть-чуть упростил фамилию героя, убрав из неё одну букву. Вот почему в России барона привыкли называть Мюнхаузен.
- Ребята, а вы знаете, как одним словом можно назвать первообраз, конкретную историческую или современную знакомую автору личность, послужившую ему отправным моментом для создания образа? (прототип)
Итак, мы начинаем путешествие вместе с бароном Мюнхгаузеном.
3. “Угадай предмет” (слайд 12)
Барон Мюнхаузен - непревзойденный охотник, "первый стрелок на всем свете". Он поведал миру немало "чудесных историй" о том, что случалось с ним на охоте. Давайте вспомним самые интересные из них. (Учитель вручает представителям команд предметы и просит рассказать истории, связанные с этими предметами).
Команда №1 получает вишневую косточку, команда №2 - большую швейную иглу, команда №3 - кусочек сала.
После небольшого обдумывания ребята пересказывают такие истории, как "Удивительная охота" (сало), "Лисица на иголке" (игла), "Необыкновенный олень" (вишневая косточка).
4. Викторина “Вопрос – ответ” (слайды 13-31)
Закрепление материала в форме викторины:
- Назовите средства передвижения барона в его путешествиях (лошадь, волк, ядро, утки, пешком).
- В каких государствах побывал барон? (В России, Турции,Египте, Италии, Америке, на острове Цейлон).
- С какими животными приходилось герою вступать в схватку (Медведями, кабаном, львом, крокодилом).
- Что занесло лошадь барона на крышу? (обильный снегопад).
- Чем стрелял Мюнхаузен на охоте, когда не было патронов? (иглой, косточкой, шомполом).
- Как удобно переносить лошадей по методу Мюнхаузена? (под мышками).
- Что произошло после того, как шубу укусила бешеная собака? (шуба взбесилась).
- Сколько раз побывал Мюнхаузен в желудке у рыбы? (2 раза)
- Герой выстелил в оленя вишневой косточкой? Что произошло? (на голове выросло вишневое дерево).
5. Характеристика Барона. (слайд 32) (приложение 1)
- Какими чертами характера обладал барон?
Положительные черты барона Мюнхгаузена
- Находчивый;
- Сообразительный;
- Удачливый;
Отрицательные черты:
- Лгун;
- Самоуверенный;
- Хвастливый;
- Зазнайство;
Барон (какой?) ловкий, смелый, хитрый, хвастливый.
Учитель: - Но, он к правдивым элементам добавляет сказочные, диковинные вещи (чего быть не могло).Человек, приписывающий себе те качества, которых у него нет.
- Барона можно назвать фантазером?
6. Конкурс “Правка “мемуаров” (слайд 33) (приложение 2)
При объявлении задания командам выдаются тексты заданий - отпечатанный текст "Мемуаров" (отрывок).
"Внимание! В этом конкурсе каждая команда познакомится со знаменитыми мемуарами барона Мюнхаузена. Ваша задача - быть очень внимательными. Вдруг в текст закрались какие-то ошибки. Прошу вас восстановить истину, ибо никому на свете ложь не была так отвратительна, как " правдивейшему на земле человеку" - барону Мюнхаузену.
Текст для команды №1:
"Я въехал в Россию верхом на осле. Дело было зимой. Шел снег. (:) Пришлось ночевать в открытом поле. Кругом ни куста, ни дерева.
Только маленький столбик торчал из-под снега .К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего ослика, а сам улегся тут же на снегу и заснул.(:)Когда проснулся ,я увидел, что лежу не в поле ,а в деревне:И куда девался мой ослик? Вдруг слышу знакомое: "Иа, иа!" (:) Я поднимаю голову - и что же? Мой осел висит на верхушке огромного дуба. В одну минуту я понял, в чем дело. Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами был занесен глубоким снегом:А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял , и я незаметно опустился на землю. Но бедный мой осел так и остался там, наверху.
Ошибки: осел ; "иа, иа!"; на верхушке огромного дуба.
Надо: конь; ржание; на крыше колокольни. ("Конь на крыше")
Текст для команды №2:
"Мы плыли десять дней без приключений, но вдруг невдалеке от Америки с нами случилась беда: мы налетели на подводную скалу. (:) Мы налетели на скалу так неожиданно, что я не мог устоять на ногах: меня подбросило вверх, и я ударился головой о потолок своей каюты. От этого моя голова ушла в плечи, и лишь в течение нескольких месяцев мне удалось понемногу вытащить ее оттуда за уши. Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой. Это была акула колоссальных размеров:
Ошибки: ушла в плечи; за уши; акула.
Надо: провалилась ко мне в желудок; за волосы; кит. ("Встреча с китом")
Текст для команды №3:
"Но как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный волк . (:) Он растерзал бы меня в одно мгновение, но я схватил его за хвост:и держал его :три дня и три ночи, покуда он не умер от голода. Да, он умер от голода, так как волки утоляют свой голод лишь тем, что грызут свой хвост. А этот волк никак не мог этого сделать и потому погиб голодной смертью. С тех пор ни один волк не решается напасть на меня."
Ошибки: волк; за хвост; грызут свой хвост.
Надо: медведь; за передние лапы: сосут свои лапы. ("Схватка с медведем").
Самопроверка.
7. Творческая работа мини-сочинение. (слайд 34) (приложение 3)
“Как-то раз со мной произошел такой случай...”
Чтение учащимися составленных миниатюр.
8. Рефлексия. (слайды 35-42)
Да, барон- самый правдивый человек на земле. В его доме, в немецком городе Боденвердене, расположен музей, а в парке воздвигнут памятник- фонтан, сделанный в виде рассеченной лошади, на одной из половины которой он восседает собственной персоной. Ребята, как вы думаете, какие экспонаты хранятся в музее барона? (дети отвечают).
Литературный герой - барон Мюнхгаузен полюбился читателям, его помнят, и ставят памятники (слайды 43-46).
9. Домашнее задание.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомнили много историй о бароне Мюнхгаузене. Прочитайте истории, о которых мы не говорили на этом уроке и составьте вопросы для своих товарищей по этим рассказам.
10. Подведение итога.
Вывод: в жизни нужно всегда уметь найти выход из любой ситуации.
Дорогие ребята! Большое спасибо вам за вашу находчивость, фантазию, смекалку! Все участники и гости получают дипломы барона Мюнхгаузена.
Использованная литература.
- Д.Ушаков: Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. Издательство: Славянский Дом Книги, 2014 г.
- Э.Распе: Приключения барона Мюнхаузена Издательство: Русич, 2015 г.