Продолжительность: 60 минут.
Возрастная группа, класс, в котором используется продукт: среднее и старшее звено, 8-11 класс.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, листы А4 и канцелярские принадлежности.
Пояснительная записка: при подготовке классного часа учитываются возрастные особенности учащихся и актуальность данной проблемы в современной школе.
Цели:
- воспитание ответственного отношения к внешнему виду;
- развитие познавательных интересов;
- развитие понятия – деловая одежда и современная школа.
Задачи:
- развитие познавательных интересов (познакомить учащихся с историей школьной формы в России);
- прививать культуру поведения и культуру внешнего вида;
- определит критерии выбора школьной формы;
- повышение гибкости восприятия личности самого себя и других людей, расширение “категориального аппарата” для этого.
- создание условий для осознания перспективных направлений дальнейшего саморазвития, личностного роста.
Ход классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя.
Формируя желаемое отношение к себе, помни, что при первой встрече тебя оценивают (Слайд №2):
- по внешнему облику;
- по уверенному и спокойному поведению;
- манере и грамотности речи;
- жестикуляции и позе.
Сегодня мы с вами поговорим о внешнем виде ученика средней школы и начнем разговор с истории школьной формы в России.
Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников средних (средне-специальных и средне-профессиональных) учебных заведений во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы, установленная официальными документами (Слайд №3).
2. Сообщение №1. Школьная форма в Российской империи (учащийся 1).
В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской Империи, в том числе и для средних учебных заведений. Форма учащихся средних учебных заведений (гимназий и прогимназий, реальных училищ, городских училищ (школ) изначально имела полувоенный вид — то, что называлось в те времена “легкий гвардейский шик”. Основным цветом гимназической формы был синий во всех его оттенках (до 1870-х годов — тёмно-зелёный). Впрочем, достаточно редко встречался и серый.
Особая форма полагалась и учащимся средних учебных заведений других типов — реальных и коммерческих училищ, сельскохозяйственных училищ и так далее, где присутствовали предметы той же конструкции и кроя, но различалась цветовая гамма униформы, цвет прибора, кантов и так далее. В начале ХХ века в царствование Николая II учащиеся этих учебные заведений получат новые виды формы одежды, полупальто-пиджаки (тужурки) с отложным воротником и кантами по воротникам и бортам.
Все виды формы и все элементы её приобретались на средства родителей или попечителей учащегося. Как правило, изначально основные элементы обмундирования шились на заказ, особенно гимназические мундиры, на заказ изготовлялась и гарнитура к фуражкам или эмблемы на воротники.
До 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) — соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.
В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. В 1896году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет — коричневый (кофейный), 9 - 12 лет — голубой, 12- 15 лет — серый и 15 - 18 лет — белый.
Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды:
1. “обязательная форма для ежедневного посещения”, которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.
2. темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
3. По праздникам – белый фартук. Девочки обязательно носили косы с бантами
Устав требовал “содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника”.
Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также “никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь” (Слайд №4-9).
3. Сообщение №2. Школьная форма в СССР (учащийся 2).
Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Период "бесформенности" длился до 1948 года. Школьная форма становится вновь обязательной. Новая форма напоминала старые формы гимназистов. Отныне мальчики обязаны были носить серые военные гимнастерки с воротничком стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником, завязывавшимся сзади на бант. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки). Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — “модельные стрижки” до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.
Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди (Слайд № 10-11).
4. Сообщение № 3. Форма в оттепель и “период застоя” (учащийся №3).
Просуществовала первая советская школьная форма до 1962 года. В 1962 учебном году в мужской школьной форме уже исчезли фуражки с кокардой, поясные ремни с большой пряжкой, гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем. Обязательным дополнением к школьной форме остались октябрятский и комсомольский значки. У пионеров к пионерскому галстуку добавился значок. Появились другие виды значков, в том числе наградные и памятные (Слайд №12).
5. Сообщение №4. Школьная форма 1980-е: Перестройка (учащийся 4).
Во второй половине 1970-х была введена новая форма для старшеклассников. Эту форму при наличии желания и возможностей (в том числе — при наличии в магазинах) разрешалось носить с восьмого класса, однако старшеклассникам при этом не запрещалось ношение формы старого образца. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период, правда, платье стало не намного выше колен; форма мальчиков младшей и средней школы осталась без изменений. 1980-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками, украшали пиджаки и куртки армейскими звездами, надписями и даже самодельной вышивкой с логотипами западных рок-групп.
Школьную форму 1980-х можно увидеть практически в любом детском фильме этого времени. Такое многообразие легко объясняется тем, что школьная форма (старая, поношенная, потерявшая вид и т. д.) часто использовалась и вне школы, прежде всего, мальчиками; с другой стороны, она представляла собой важную сторону внешнего образа советского ребёнка-школьника, даже находящегося вне стен школы или вообще — на каникулах (Слайд № 13-14).
6. Сообщение № 5. Школьная форма в современной России (учащийся №5)
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года (по факту оно произошло уже в 1992 году из-за остановки и ликвидации предприятий, эту форму производивших). С 1 сентября 2013 года (в соответствии с новым Законом) вновь была введена обязательная школьная форма, но только в порядке общего правила: теперь каждое образовательное учреждение само решает, как именно должна выглядеть его форма; главное — наличие последней.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую “классную” форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.
Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники (Слайд №15).
7. Первичное осмысление материала.
Разделить класс на две группы: мальчики – девочки. Задание: в течение 10 минут предложить свою модель школьной формы (Слайд № 16).
8. Сообщение учителя. Деловой стиль в современной школе.
Министерство образования проводит постоянную работу по введению одежды делового стиля для учащихся учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования. С этой целью принято постановление министерств торговли, здравоохранения и образования “О некоторых вопросах введения одежды делового стиля, для учащихся обеспечивающих получение основного общего образования” от 29 декабря 2005года. Содержание понятия “деловой стиль одежды” раскрывается в письме Министерства образования “О некоторых вопросах введения одежды делового стиля для обучающихся учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования” от 23 мая 2006 года. В нем говорится: “деловой стиль одежды – это строгий, выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в общеобразовательных учреждениях (Слайд № 17).
Комплект одежды делового стиля:
- для девушек одежда должна быть классического стиля или современного строгого покроя (костюм, жилет, юбка, брюки, блузка, водолазка, платье)
- для юношей так же предлагается одежда классического стиля или современного строгого покроя (костюм, жилет, брюки, рубашка, джемпер, галстук в различном сочетании).
Цветовая гамма делового стиля одежды однотонные спокойные тона. Без надписей и рисунков. Предпочтительными считаются сочетания – светлый верх, темный низ.
До сих пор много споров нужна ли единая школьная форма, мнения расходятся, но можно с уверенностью утверждать, что:
- строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;
- форма дисциплинирует человека;
- единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде;
- ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде;
- нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться;
- школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и представителем определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе, почувствовать принадлежность к ней и гордиться ею;
- родители перестают переживать, во что одеть их чадо в школу;
- школьная форма – показатель уровня школы (Слайд № 18).
9. Групповая работа учащихся (Слайд № 19).
Упражнение “Шведский стол” (источник Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб, 2011)
Описание упражнения. Участникам предлагается принять участие в подготовке “шведского стола”, на котором в качестве блюд разложены различные качества личности. Впоследствии блюда разрешается “съесть”. Сначала, на стадии “приготовления еды”, каждого участника просят придумать по 5 качеств личности, которые, с их точки зрения, будут интересны и полезны для них самих и для других участников (5-7 мин). Желательно не ограничиваться банальными, общеупотребительными характеристиками, а придумать что – то оригинальное, необычное. Когда названия качеств придуманы, участников просят нарисовать “блюда”, на которых они будут представлены. Каждое “блюдо” изображается на отдельном небольшом листе (формат А4), форма его представления может быть разной ( 15-20 мин.). Каждый рисунок снабжается подписью – какое именно качество на нем отображено.
Следующая стадия – “сервировка”. Каждый участник демонстрирует свои рисунки, называет отраженные на них качества личности и кратко аргументирует ценность этих качеств (2-4 минуты на человека). Потом все рисунки выкладываются на какую – либо поверхность достаточного размера, которая и будет “шведским столом”.
Завершающая стадия – “обед”. Участникам дается несколько минут, чтобы они, свободно перемещаясь вокруг “шведского стола”, внимательно разглядели представленные на нем “блюда” и сделали собственный выбор. Потом каждый участник поочередно выходит к столу, демонстрирует и называет выбранные “блюда” и кратко комментирует, чем его привлекли именно эти качества, в чем он видит их важность для себя (2- 4 минуты на человека).
Психологический смысл упражнения. Повышение гибкости восприятия личности самого себя и других людей, расширение “категориального аппарата” для этого. Создание условий для осознания перспективных направлений дальнейшего саморазвития, личностного роста. Тренировка умения генерировать идеи о том, как может характеризоваться человеческая личность и как могут представлены в творческой форме соответствующие качества.
Обсуждение. Что нужно, что бы реально получить те качества личности, которые выбраны на “шведском столе”? Какие выводы каждый из участников сделал лично для себя из этого упражнения?
10. Рефлексия и подведение итогов.
Рефлексия проходит с помощью методического приема “Синквейн”. Класс делится на группы по 5 человек (Слайд № 20).
На доске выписываем структуру, по которой учащиеся формулируют свои высказывания:
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему (Пример “Школьная форма”).
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (“Плюсы школьной формы”, “Минусы школьной формы”).
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы( на усмотрение учащихся).
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой (по результатом работы каждой группы).
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме(по результатом работы каждой группы).
Подведение итогов. Обобщение высказываний учащихся о плюсах и минусах школьной формы.
Плюсы школьной формы (Слайд № 21):
- Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
- Форма дисциплинирует человека.
- Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
- Нет проблемы “В чем пойти в школу”.
- Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
- Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
- Школьная форма экономит деньги родителей.
Минусы школьной формы (Слайд № 22):
- Нежелание детей ее носить.
- “Потеря индивидуальности”.
- Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
- Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
- Низкое качество материалов и пошива школьной формы.
Заключительное слово классного руководителя. Как уже говорилось, мнение о человеке складывается в первые 30 секунд общения, поэтому постарайтесь произвести хорошее впечатление своим внешним видом и манерой поведения, тем самым вы заработаете себе дополнительные плюсы и произведете хорошее впечатление (Слайд № 23).