Слово “патриот”, по данным “Этимологического словаря русского языка” Макса Фасмера, впервые употребил Петр I. Это заимствование из немецкого Patriot или из французского pаtriote — “сын отечества”. Слово происходит от латинского patriota, а оно, в свою очередь, от греческого patriotеs — “земляк, соотечественник”. Согласно трактовке словаря В.И. Даля “Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник”. “Патриот” в определении Современного словаря, это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и школьников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности.
В связи с обновлением представлений о содержании и формах патриотического воспитания интерес представляет инновационные формы, например использование средств мультимедиа. Однако наличие презентации (это уже элементарное требование) не означает наличия новой формы. Если мультимедиа средство представляет не только иллюстративный материал, а является средством воспитания, то вокруг этого средства может родиться новая форма. Например: небольшой (но очень яркий) фрагмент художественного фильма могут и должны использоваться педагогом как форма патриотического воспитания. Это возможно при условии, что субъект воспитания подготовит методическое сопровождение использования данного средства: вопросы для дискуссии (до просмотра), алгоритм обсуждения (после просмотра), форму рефлексии в конце взаимодействия. Для рефлексии в данном случае лучше использовать методику недописанного предложения: “ Этот фильм заставил меня задуматься о том, что наши предки…”, “Сегодня я впервые узнал… и т.д.)
Воспитание патриотизма — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности кино.
Кинофильмы охотно привлекаются педагогами, в качестве материала для воспитательной работы и, пожалуй, не будет ошибочным утверждение, что продукцию кинематографа учителя оценивают именно с точки зрения возможности ее использования в воспитательных целях. Фильмы дают школьнику широкий выбор проблемных ситуаций, изложенных эмоционально и увлекательно, среди киноситуаций есть и такие, которые воспитатель не может в столь яркой и доходчивой форме показать учащемуся без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах.
Фильмы на военные темы, появившиеся в наше время, сильно отличаются от тех, что были созданы в годы войны или первое послевоенное время. На экран пришли новые герои – простые люди, жизнь которых была сломана войной, которые шли защищать свою родину, не думая о личном благе. Война показана как тяжкое испытание не только для всей страны, но и для каждого человека – испытание мужества, верности, человечности.
В 1943 году был дан указ о создании
Суворовских училищ для молодежи. Про будни
первого выпуска будущих офицеров рассказывает
повесть “Алые погоны” Бориса Изюмского,
по мотивам которой снят фильм о судьбах
воспитанников суворовского училища, достойно
принявших эстафету от своих командиров в годы
Великой Отечественной войны, и о сегодняшнем дне
Советской Армии, формировании характеров,
воспитании мужества молодых воинов.
Герои фильма и книги — будущие офицеры
Советской Армии. Помимо среднего образования
мальчики получают уроки честности, порядочности,
мужества, которые не меньше, чем знания
необходимы военному офицеру, всегда служившему
эталоном чести. Мальчики, конечно, разные и по
характеру, и по воспитанию и судьбы тоже
у всех разные. Дети войны — кто-то
остался сиротой, кто-то тяготы военного времени
не почувствовал, а кто-то воевал наравне
с взрослыми. Воспитатели тоже разные — у
одних за суровой военной формой скрывается
доброе сердце, всегда готовое почувствовать
чужому горю и приласкать ребенка, вопреки
строгому военному уставу училища, а кто-то
признает только политику кнута.