Проблемы охраны окружающей среды в Кемеровской области и пути их решения

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Предмет: Краеведение

Класс: 6-11

Цель: выявление уровня знаний по  теме «Особо охраняемые природные территории Кемеровской области» через игру, активизация познавательной и творческой деятельности  учащихся.

Задачи:

  • Отследить  практическую  направленность знаний по   теме «Особо охраняемые природные территории Кемеровской области».
  • Формировать  интерес  учащихся  к изучению  природы родного края.
  • Формировать у учащихся коммуникативные умения работы в парах.
  • Воспитывать патриотические чувства  (бережного отношения  к заповедным местам и памятникам природы).

Метод: игра

Технические средства обучения: компьютер

Краткое описание содержания урока

Большая игра «Заповедные земли Кузбасса» посвящена особо охраняемым территориям Кемеровской области. Состоит из 4 направлений. В каждом по 8 вопросов, всего 32 вопроса.

1 направление «Даты»:<

1.В каком году и где был найден двухметровый динозавр пситтакозавр - с необычной формой головы и клювом как у попугая – «ящер-попугай?»
2.В каком году был организован Национальный парк «Шорский»?
3 В каком году организован Кузбасский Ботанический сад?
4. В каком году  и с какой целью был создан государственный комплексный природный заказник «Бельсинский?»
5.Назовите ученого, который первым в 1891 году исследовал  Липовый остров
6.Когда в Кузбассе был создан государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау?»
7.В каком году были созданы заказники: Бунгарапско-Ажендаровский, Антибесский, Китатский, Нижне-Томский, Чумайско-Иркутяновский?
8.В каком году вступил в действие закон «Об особо охраняемых территориях?»

2 направление «Памятники природы». Самые живописные места в Кемеровской области.

1. Назовите памятник природы,   музей-заповедник наскального искусства под открытым небом.
2.Где находится в Кемеровской области памятник природы «Водопад Сага»?
3.Рассмотрите фотографию (термолитовые останцы Алгуя). Назовите памятник природы, цель создания.
4.Где находится каньон «Скалистые горы»  в Кемеровской области?   
5.Самая «молодая» ООПТ регионального значения на территории Кемеровской области.
6.Назовите региональный ООПТ, которая  имеет  наименьшую площадь.
7.Назовите живописные скалы с гротом  наверху, расположенные на расстоянии  10 км по течению реки Мрассу  у поселка Усть-Анзас.
8.Назовите самый большой порог родного края  на реке Мрассу длиной 5 км от устья реки Кизес до устья реки Ташъелга.

3 направление «Заказники» (Фауна,  флора Красной книги, вклад ученых, ООПТ)

1.Назовите животное (представлена на слайде  фотография). Какие заказники созданы для его охраны и воспроизводства?
2.Чтотакое заказник? Сколько заказников в Кемеровской области?
3.Древнегреческая легенда  связывает  этот цветок  с именем врача Пеона,  который исцелил бога подземного царства Плутона от ран. Назовите это растение Красной книги, произрастающее на  территории Чумайско–Иркутяновского заказника.
4.Чем национальный парк отличается от заповедников?
5.В восточносибирских деревнях рассказывают историю...  Однажды ночью в лесу  старичок   подарил   заблудившемуся охотнику  корень, похожий на ядрышко,  за то, что он поделился с ним хлебом. Наутро  дорога домой сама, точно лента, легла перед ним. С тех пор считается, что корень  этого растения,  если носить его с собой,  помогает находить  нужную дорогу и защищает от зверей.  Назовите  растение Красной книги, произрастающее на  территории  Чумайско–Иркутяновского  заказника.
6.Перечислите районы  Кемеровской области, на территории которых отсутствуют ООПТ регионального значения.
7.Назовите редкие растения, занесенные  в Красную книгу,  (4 вида рекомендованы к федеральной охране)  которые растут в Чумайско-Иркутяновском заказнике.
8.Назовите самое многочисленное  семейство цветковых растений из Красной книги Кемеровской области.

4 направление «Заповедники» (Фауна,  флора Красной книги, вклад ученых, ООПТ)

1.Назовите животное, населявшее территорию Кузнецкого Алатау ещё до ледникового периода  и сохранившееся до настоящего времени.
2.Один из самых крупных  особо охраняемых видов  хищных птиц Кузнецкого Алатау. Размах крыльев до 2,3 м, вес до 6,5 кг. Назовите   вид  и   семейство животного. (Подсказки - звучит голос птицы, фотография животного)
3.Назовите самое редкое  животное   Кемеровской области  из семейства куньих,  которое напоминает медведя и барсука. Основная пища трупы животных.
4.Рыба семейства лососевых  населяет небольшие горные реки Кузнецкого Алатау и Горной Шории, находится  на грани исчезновения. Назовите животное  Красной книги Кемеровской области.
5.Назовите фамилии ученых, стоявших у истоков развития теории заповедования в России.
6. На Руси царем змей   считалось   не ядовитое животное  семейства ужеобразные.  12 июня традиционно был Змеевик. Назовите это животное Красной книги. (Подсказка фотография)
7.Назовите заповедник, который 2016 году  занял почетное 6 место в рейтинге   самых красивых заповедников в России.
8.Какие ООПТ, расположенные на территории  Кемеровской области, имеют статус федеральных территорий и не подчиняются административным структурам  Кемеровской области?

Методика использования ЭОР

Игра рассчитана на 45 минут.

В начале игры звучат фанфары. Появляется первый слайд. Здесь же размещена пояснительная записка, где описаны кратко цель, задачи и  правила игры.

В игре участвуют три команды.

В режиме просмотра презентации на первом слайде показаны названия команд.

Ниже вписываются очки, полученные за правильный ответ. 

Игру начинает та команда, которая первой отгадает ребус. Ребус находится в пояснительной записке презентации.

Команда выбирает себе категорию и стоимость вопроса.

Одна из команд выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос.

Чем больше номинал, тем сложнее вопрос. Всего 4 категории по 8 вопросов. Всего 32 вопроса.

Каждый слайд имеет таймер в виде красной полоски. На обдумывание ответа дается 30 секунд. По истечении времени   команды называют свой вариант ответа.

Если команда не отвечает или выдаёт неправильный ответ, то на этот вопрос отвечает следующая команда, без права на дополнительное обдумывание.

При этом, если команда не уверена, то может не отвечать – право ответа передаётся другой команде. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса.

В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса.

Если команда вообще не дает ответа, то количество очков на счету команды не изменяется.

Побеждает та команда, которая заработает больше всего очков.

В конце игры  рефлексия и подведение итогов, сопровождается музыкой.

Музыка в честь победителей. Награждение.

Мероприятие ограничено временными рамками,  количество вопросов в каждой  категории регламентировано  в зависимости от времени, которое запланировано на проведение каждой  категории:

Организационный момент и подведение итогов игры – 5 минут.

  1. Первая категория – 8 минут.
  2. Вторая категория  – 8 минут.
  3. Третья категория  – 8 минут
  4. Четвертая категория – 8 минут

Рефлексия -  5 минут

Подведение итогов – 3 минуты

Данная игра может быть использована в урочное и внеурочное время, при проведении внеклассных мероприятий по предметам: краеведение, биология, экология, география.

Контроль знаний, умений, навыков:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: фауна, флора, особо охраняемые природные территории, заказник, заповедник, национальный парк, ботанический сад;
  • вклад ученых в развитие теории заповедного дела
  • основные объекты живой природы родного края;
  • особо охраняемые территории родного края: 13 заказников,  заповедник «Кузнецкий Алатау», памятники природы и цель их создания;
  • основные природные сообщества родного края;
  • охраняемые группы организмов родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать знания по сохранению биоразнообразия;
  • объяснять, для чего изучают особо охраняемые природные территории и памятники природы в родном крае;
  • доказывать, аргументировать свою точку зрения;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать информацию;
  • осознанно строить речевые высказывания, осуществлять рефлексию  своих действий;
  • формулировать собственное  мнение и позицию.

Ссылки  источников информации и изображений

Литература

  • Атлас для школьников. Кемеровская область. [текст] / В.Н.Гнатишин, С.Д. Тивяков. – Издательство «Просвещение». ISBN5-87663-003-9
  • Кузбасс – мой родной край. / Л.И. Соловьев: рабочая тетрадь по краеведению. – Кемерово :  Кемеровское кн. изд-во «Скиф», 2010.
  • География Кемеровской области. Природа: учебное пособие / Л. И. Соловьев. – Кемерово: ОАО ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. ISBN5-85905-320-7