Проектная деятельность в группе для детей с особыми образовательными потребностями. Тема: "Неделя воды"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни!
Е. Евтушенко

Паспорт проекта «Неделя воды»

Вид: познавательный

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Объект исследования: вода, как жизненно важный ресурс

Участники проекта: воспитанники старшей группы для детей с особыми образовательными потребностями, воспитатель группы, родители.

Руководитель проекта: воспитатель - Бирюкова О. А.

Образовательная деятельность: Познание

Актуальность.

Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с задержкой психического развития, имеют весьма ограниченный запас знаний об окружающем мире. Важно рассказывать детям о воде, её свойствах, состояниях, о том, для чего нужна вода, кому она необходима. Дети – это наше будущее, необходимо привлечь внимание детей и их родителей к современным проблемам экологии, таким как загрязнение водных ресурсов и ограниченность запасов пресной воды, необходимости бережного отношения к воде.

Задачи:

  • формировать представлений о воде у детей с ООП;
  • воспитывать интерес к природным явлениям, бережному отношению к воде, её экономии;
  • воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, инициативность, активность;
  • вызвать у детей желание создать экологический плакат для привлечения внимания к проблеме сбережения водных ресурсов на Земле;
  • закладывать основы экологической культуры личности;
  • развитие связной речи, способности к публичному выступлению (защита проекта).

Предполагаемый результат:

  • получение детьми углубленных знаний о воде, бережном отношении к воде, необходимости её экономить;
  • изготовление экологического плаката о бережном отношении к воде;
  • защита проектных работ;
  • оформление выставки работ в детском саду.

Предварительная работа:

  • рассказ воспитателя о воде;
  • проведение экспериментов с целью изучения свойств воды;
  • просмотр презентации на тему: «Кому нужна вода на Земле?»
  • проведение викторины «Что я знаю о воде?», с целью закрепления полученных воспитанниками знаний о воде.

Продукт проектной деятельности: создание экологического плаката, выставка и презентация работ в детском саду.

План реализации проекта:

  • проведение беседы воде, её свойствах, просмотр презентации, проведение экспериментов;
  • проведение цикла познавательно рассудительных бесед с детьми: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни»;
  • просмотр мультфильма «Путешествие капельки», обсуждение;
  • чтение детям сказок, рассказов о воде: Б. Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку» и др.;
  • беседы по содержанию прочитанных текстов;
  • загадывание загадок о воде и ее различных состояниях;
  • проведение викторины для закрепления полученных знаний;
  • экскурсия «Где живут капельки в детском саду?», «Как мы бережем воду в детском саду?»
  • привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном отношении к воде для организации тематической выставки.

Почему мы выбрали эту тему?

14 марта отмечается Всемирный день рек, а 22 марта отмечается Всемирный день воды, нас с коллегами заинтересовали эти события, и мы решили провести в группе «Неделю воды». Всю неделю мы проводили мероприятия с детьми, посвященные изучению воды, водных ресурсов на Земле. Ребята узнали много нового о свойствах воды, об использовании воды в повседневной жизни и, конечно же, о её огромном значении для всего живого на Земле. Среди тематических мероприятий мы провели с детьми беседу-диспут о том, как и почему нужно бережно относиться к воде.

Основная часть.

Немного истории.

Сохранение запасов пресной воды, её рациональное использование - одна из важных проблем в современном мире. Человечество развивается, развиваются и технологии, которые помогают нам жить, но иногда от этого страдает все живое вокруг.

Вода – одно из самых главных богатств Земли. Без воды невозможна жизнь растений, животных и человека. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Она льётся на нас дождём и падает снегом, она проплывает над нами облаком. В воде мы купаемся, плаваем и катаемся по ней на санках, коньках, лыжах. Вода входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы больше чем наполовину состоим из воды.

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать.

Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России, но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и не эффективно. Нам надо учиться разумно распоряжаться этим бесценным даром!

Для чего нужен проект?

Мы хотели привлечь внимание людей к сохранению водных ресурсов. Рассказать, что воду надо беречь, как и почему.

Как готовился проект?

Сначала мы решили познакомить ребят с водой, её свойствами и состояниями, путем экспериментирования. Мы рассказывали ребятам в группе о том, кому нужна вода. Знакомили их с подводным миром. Вода - для подводных обитателей, морских, речных – это среда обитания, без которой они не могут дышать, жить. С миром растений, которые без воды не смогли бы расти, цвести и плодоносить. Изучали мир насекомых, которые тоже не могут без воды прожить. Дикие и домашние животные, очень нуждаются в воде, как в источнике пищи и утоления жажды. Ну и, конечно же, человек. Человек потребляет воду больше всех на Земле; для утоления жажды и голода, для жизнедеятельности: умывание, стирка белья, приготовление пищи и т.д. нужна вода.

Затем, мы решили закрепить знания детей о воде. Подготовили и провели викторину «Что я знаю о воде?». Ребята отгадывали загадки о воде, реке, дожде и другие, складывали разрезные картинки, угадывали свойства воды.

После всех проведенных мероприятий мы дали ребятам задание подготовить проект совместно с родителями на тему: «Как мы бережем воду». Ребята вместе с родителями изготовили тематические плакаты, потом они защищали свои проекты. Из представленных плакатов мы сделали выставку.

Заключение.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности для воспитания и обучения дошкольников, и наиболее эффективным в наши дни, стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность выразить себя, свои мысли, чувства, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В современном мире все больше приветствуются активность и любознательность, умение заявить о себе или о той проблеме, которая тебя волнует.

При проведении «Недели воды» мы с ребятами ответили на многие вопросы, связанные с водой. Рассказали и показали ребятам свойства воды, отметили её значение для жизни на Земле, поговорили о сохранении водоёмов, о недопустимости их загрязнения и чрезмерного расходования их запасов воды.

Экспериментирование всегда вызывает у ребят большой интерес, детям очень понравились опыты с водой. В этом эксперименте нами были решены несколько задач: ребята не только познакомились со свойствами воды и их состояниями – получили огромный заряд положительных эмоций, но и расширили знания об окружающем мире, пополнили словарный запас, проявили любознательность и активность при знакомстве с новым материалом.

При изготовлении и защите проектов ребята выразили свое отношение к интересующей проблеме, проявили свои творческие способности, продемонстрировали знания, которые приобрели.

Метод проекта интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определенной теме, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач.

Проектная деятельность связывает процесс воспитания и обучения с реальными событиями в жизни ребенка.