Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни!
Е. Евтушенко
Паспорт проекта «Неделя воды»
Вид: познавательный
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Объект исследования: вода, как жизненно важный ресурс
Участники проекта: воспитанники старшей группы для детей с особыми образовательными потребностями, воспитатель группы, родители.
Руководитель проекта: воспитатель - Бирюкова О. А.
Образовательная деятельность: Познание
Актуальность.
Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с задержкой психического развития, имеют весьма ограниченный запас знаний об окружающем мире. Важно рассказывать детям о воде, её свойствах, состояниях, о том, для чего нужна вода, кому она необходима. Дети – это наше будущее, необходимо привлечь внимание детей и их родителей к современным проблемам экологии, таким как загрязнение водных ресурсов и ограниченность запасов пресной воды, необходимости бережного отношения к воде.
Задачи:
- формировать представлений о воде у детей с ООП;
- воспитывать интерес к природным явлениям, бережному отношению к воде, её экономии;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу;
- расширить знания об окружающем мире;
- развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, инициативность, активность;
- вызвать у детей желание создать экологический плакат для привлечения внимания к проблеме сбережения водных ресурсов на Земле;
- закладывать основы экологической культуры личности;
- развитие связной речи, способности к публичному выступлению (защита проекта).
Предполагаемый результат:
- получение детьми углубленных знаний о воде, бережном отношении к воде, необходимости её экономить;
- изготовление экологического плаката о бережном отношении к воде;
- защита проектных работ;
- оформление выставки работ в детском саду.
Предварительная работа:
- рассказ воспитателя о воде;
- проведение экспериментов с целью изучения свойств воды;
- просмотр презентации на тему: «Кому нужна вода на Земле?»
- проведение викторины «Что я знаю о воде?», с целью закрепления полученных воспитанниками знаний о воде.
Продукт проектной деятельности: создание экологического плаката, выставка и презентация работ в детском саду.
План реализации проекта:
- проведение беседы воде, её свойствах, просмотр презентации, проведение экспериментов;
- проведение цикла познавательно рассудительных бесед с детьми: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни»;
- просмотр мультфильма «Путешествие капельки», обсуждение;
- чтение детям сказок, рассказов о воде: Б. Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку» и др.;
- беседы по содержанию прочитанных текстов;
- загадывание загадок о воде и ее различных состояниях;
- проведение викторины для закрепления полученных знаний;
- экскурсия «Где живут капельки в детском саду?», «Как мы бережем воду в детском саду?»
- привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном отношении к воде для организации тематической выставки.
Почему мы выбрали эту тему?
14 марта отмечается Всемирный день рек, а 22 марта отмечается Всемирный день воды, нас с коллегами заинтересовали эти события, и мы решили провести в группе «Неделю воды». Всю неделю мы проводили мероприятия с детьми, посвященные изучению воды, водных ресурсов на Земле. Ребята узнали много нового о свойствах воды, об использовании воды в повседневной жизни и, конечно же, о её огромном значении для всего живого на Земле. Среди тематических мероприятий мы провели с детьми беседу-диспут о том, как и почему нужно бережно относиться к воде.
Основная часть.
Немного истории.
Сохранение запасов пресной воды, её рациональное использование - одна из важных проблем в современном мире. Человечество развивается, развиваются и технологии, которые помогают нам жить, но иногда от этого страдает все живое вокруг.
Вода – одно из самых главных богатств Земли. Без воды невозможна жизнь растений, животных и человека. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Она льётся на нас дождём и падает снегом, она проплывает над нами облаком. В воде мы купаемся, плаваем и катаемся по ней на санках, коньках, лыжах. Вода входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы больше чем наполовину состоим из воды.
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать.
Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России, но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и не эффективно. Нам надо учиться разумно распоряжаться этим бесценным даром!
Для чего нужен проект?
Мы хотели привлечь внимание людей к сохранению водных ресурсов. Рассказать, что воду надо беречь, как и почему.
Как готовился проект?
Сначала мы решили познакомить ребят с водой, её свойствами и состояниями, путем экспериментирования. Мы рассказывали ребятам в группе о том, кому нужна вода. Знакомили их с подводным миром. Вода - для подводных обитателей, морских, речных – это среда обитания, без которой они не могут дышать, жить. С миром растений, которые без воды не смогли бы расти, цвести и плодоносить. Изучали мир насекомых, которые тоже не могут без воды прожить. Дикие и домашние животные, очень нуждаются в воде, как в источнике пищи и утоления жажды. Ну и, конечно же, человек. Человек потребляет воду больше всех на Земле; для утоления жажды и голода, для жизнедеятельности: умывание, стирка белья, приготовление пищи и т.д. нужна вода.
Затем, мы решили закрепить знания детей о воде. Подготовили и провели викторину «Что я знаю о воде?». Ребята отгадывали загадки о воде, реке, дожде и другие, складывали разрезные картинки, угадывали свойства воды.
После всех проведенных мероприятий мы дали ребятам задание подготовить проект совместно с родителями на тему: «Как мы бережем воду». Ребята вместе с родителями изготовили тематические плакаты, потом они защищали свои проекты. Из представленных плакатов мы сделали выставку.
Заключение.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности для воспитания и обучения дошкольников, и наиболее эффективным в наши дни, стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность выразить себя, свои мысли, чувства, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В современном мире все больше приветствуются активность и любознательность, умение заявить о себе или о той проблеме, которая тебя волнует.
При проведении «Недели воды» мы с ребятами ответили на многие вопросы, связанные с водой. Рассказали и показали ребятам свойства воды, отметили её значение для жизни на Земле, поговорили о сохранении водоёмов, о недопустимости их загрязнения и чрезмерного расходования их запасов воды.
Экспериментирование всегда вызывает у ребят большой интерес, детям очень понравились опыты с водой. В этом эксперименте нами были решены несколько задач: ребята не только познакомились со свойствами воды и их состояниями – получили огромный заряд положительных эмоций, но и расширили знания об окружающем мире, пополнили словарный запас, проявили любознательность и активность при знакомстве с новым материалом.
При изготовлении и защите проектов ребята выразили свое отношение к интересующей проблеме, проявили свои творческие способности, продемонстрировали знания, которые приобрели.
Метод проекта интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определенной теме, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач.
Проектная деятельность связывает процесс воспитания и обучения с реальными событиями в жизни ребенка.