Сталин в оценках современников и историков

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (785 кБ)


Эпиграф:

“Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем”. В.Г.Белинский

Задачи занятия:

  • познакомить с различными оценками личности Сталина, рассмотреть его влияние на эпоху и влияние эпохи на личность Сталина
  • учить вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, корректно относиться к чужому мнению
  • работать над навыком решения проблемных задач
  • учить умению анализировать различные источники информации

Цели занятия:

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний по истории СССР с 1922 по 1953 годы.
  • углубить понимание учащимися роли личности в истории.

Развивающие:

  • формировать умения анализировать исторические факты, таблицы;
  • сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • высказывать кратко свою мысль и ее доказывать;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • приучать учащихся к участию в дискуссиях.

Воспитательные:

  • прививать интерес к истории собственной страны;
  • формировать у учащихся собственное представление и мнение о происходящих в истории событиях

Оборудование: презентация, карта, рабочие листы

Проблемная задача: “Сталин- продукт эпохи или эпоха – продукт Сталина?”

Ход занятия

1) Постановка проблемы.

Анализ стихотворения “Я родом оттуда...” Б.Чичибабина.

Учащиеся отмечают неоднозначную оценку эпохи Сталина, которую дает поэт.

Определяют проблему: “Сталин- продукт эпохи или эпоха – продукт Сталина?”

На доске заполняется таблица в течении занятия

Сталин - эпоха Эпоха - Сталин
   

2) Краткая Биография И.В.Сталина до 1922 г.( сообщение учащегося):

В 1879 г. родился мальчик – Иосиф, отец дал ему свою фамилию – Джугашвили. Пройдя долгий путь, он стал сначала Кобой, затем Сталиным. Послушаем его краткую биографию до 1922 года. (заполняем таблицу).

3) Решение проблемных задач. Знакомство с различными точками зрения современников на эпоху.

1. Дмитриевский С. писал: “Сталин, сведя постепенно на нет все зачатки советского демократизма, создавшиеся было в последние ленинские годы, довел до крайнего выражения самодержавие партии в стране. В то же время в самой партии централизация была доведена до крайних своих выражений...”

Какова ваша точка зрения по данной проблеме?

Учащиеся подводятся к мысли, что диктатура Сталина не была неизбежена изначально.

Анализ учащимися этапов борьба за власть в 20-х гг. (заполнение таблицы).

2. Философ А.Ципко писал о Сталине следующее: “Всевластие революции, ни за что ни про что доставшееся ему, окончательно его развратило. Но во всем, что он делал, был протест против всего человеческого. Что обозлило его? Может быть так выразился бунт посредственности, решившей отомстить за все свои нули”.

А как думаете вы? Согласны ли вы с таким подходом к личности Сталина?

Анализ таблицы “Итоги Сталинской индустриализации” (работа с картой, таблицей).

3. Историк Р.Медведев писал: “Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя отнести только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ”.

Согласны ли вы с историком? Обоснуйте свое мнение.

Анализ таблицы “Система ГУЛАГ” (заполнение таблицы).

4. Роль Сталина в ВОВ (по мнению современников)

Работа с рабочими листами 1, 2.

Учащиеся делают вывод о высокой оценки роли Сталина в победе, которою дают его современники.

5. Современные оценки роли Сталина.

Работа с рабочим листом 3 (оценка историками и политическими деятелями конца 20 века).

6. Оценка ФОМ (предварительное задание: составить диаграммы по данным на сайте Фонда общественного мнения и их анализ).

Решаем проблемную задачу: “Сталин - продукт эпохи или эпоха продукт Сталина?”

Учащиеся высказывают свое мнение и делают обобщающий вывод: “Сталина породила эпоха, а затем он сам стал ее формировать”.

Домашнее задание: на выбор 1) аргументированное эссе по проблеме или составить исторический портрет Сталина.