Цели и задачи урока:
Предметные:
- закрепить и обобщить знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения, учиться применять их на практике, пользуясь алгоритмом
- повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, способ проверки проверяемых безударных гласных в корне слова
- познакомиться с новым словарным словом ДОРОГА, с пословицами и фразеологическими оборотами с этим словом
- повторить три склонения имен существительных.
Метапредметные:
- применить на практике знания, полученные на уроке математики по теме «Доли»
- учиться работать с таблицей
- учиться классифицировать слова по определенным признакам
Личностные:
- учиться осуществлять самооценку, работать в паре, осуществлять взаимопроверку
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
- развивать мышление, речь, кругозор, умение высказываться и аргументировать свою точку зрения
Оборудование:
- интерактивная доска (проектор),
- компьютер,
- распечатанные алгоритмы (индивидуальные),
- распечатанный текст «Ягодные адреса» и таблица (на парту),
- сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цвета
- тетрадь, черновик.
Ход урока
Минутка чистописания.
Слайд 1 (К рощ…, на л…це, ст…лица, на бумаг…, с…бака, до н…зины, в неб…, о з…ме,ур…жай).
У. Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.
Какие это буквы? По какому принципу вы разделили слова на группы?
Д. Сегодня мы будем писать буквы Е, И, О. Буква О является непроверяемой безударной гласной в словах «столица», «урожай», «собака». Буква И – безударная гласная в корнях слов «лицо», «низина», «зима». Буква Е – безударное окончание в словах «к роще», «на бумаге», «в небе». Мы разделили слова на три группы по орфограммам.
Слайд 2. Проверка.
У. Словарные слова надо запоминать.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Д. Надо подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
У. Как проверить безударное окончание существительного? Тема урока «Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по этой теме.
Слайд 3 Тема урока. Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения.
У .Оцените свои знания по этой теме с помощью сигнальных карточек. Красный цвет - плохо, желтый цвет – не уверен, зеленый – уверен в своих знаниях.
Определите порядок написания слов в ряду и продолжите: ЕИ ЕОИ ИОЕ ЕИ и т.д. Напишите этот ряд до конца строки в указанной последовательности. Одна из этих букв встретится нам в словарной работе.(Учитель пишет на доске).
Словарно-орфографическая работа.
Слайд 4. Словарь.
У. Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если сможете вместо каждого квадрата поставить соответствующую ему букву. При это исходите из того, что букве О соответствует квадрат, у которого заштрихована ½ часть, букве Д – ¼ часть, букве Р – ¾ части, буква Г – полностью заштрихованный квадрат. Какое слово вы составили?
(ДОРОГА).
Что означает слово ДОРОГА?
Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например, асфальтовым, или без него, предназначенная для движения.
Ученые утверждают, что слово ДОРОГА происходит от общеславянского ДОРГА, которое является однокоренным словам ДЕРГАТЬ, ДРАТЬ. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие ученые утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины – ДОРОГИ. До сих пор происхождение слова ДОРОГА остается неясным.
Напишите слово ДОРОГА в тетради, поставьте ударение. Что можно сказать о написании слова?
Д. в слове ДОРОГА непроверяемая безударная гласная О.
Слайд 5. Прочитайте пословицы и фразеологические обороты. Объясните смысл пословиц и значение фразеологических оборотов.
- По плохой дорог… далеко не уедешь.
- Дорогу осилит идущий.
- В дорог… сумка с хлебом тяжелой не бывает.
- Пробить себе дорогу.
- Идти по плохой дорожк… .
- Дома спи, а в дорог… не дремли.
(Дети объясняют смысл и значение пословиц и фразеологических оборотов)
Сгруппируйте их в зависимости от того, в каком падеже стоит существительное ДОРОГА.
Д. В винительном падеже: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ и фразеологизм ПРОБИТЬ СЕБЕ ДОРОГУ, в дательном падеже: ПО ПЛОХОЙ ДОРОГЕ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ и фразеологизм ИДТИ ПО ПЛОХОЙ ДОРОЖКЕ, в предложном падеже: ДОМА СПИ, А В ДОРОГЕ НЕ ДРЕМЛИ и В ДОРОГЕ СУМКА С ХЛЕБОМ ТЯЖЕЛОЙ НЕ БЫВАЕТ.
У. Что пропущено у существительных? (Окончание). Безударные падежные окончания существительных представляют трудность для написания.
Слайд 6. Проверка пословиц.
Как правильно написать падежное окончание существительно?
Слайд 7. Перед вами алгоритм написания падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. (учитель раздает алгоритмы детям)
- Определи склонение.
- Определи падеж.
- Выбери нужное окончание.
Физминутка
Я буду называть слова:
1 склонение – потянулись,
2 склонение – наклон вперед,
3 склонение – приседание.
Слова: Класс, комната, молодежь, суббота, ночь, плащ, ночка, местность, озеро, дочка, сын.
Слайд 8 Напишите существительные , которых нет в правом столбике. Укажите склонение и падеж, выделите окончание.
- В огород…
- Над пол…
- К бригад…
- Без бумаг…
- К берез…
- За почт…
- На вырубк…
- В болот…
- На бархат…
- До рек…
- О петух…
- На бархат…
- К сестр…
- На цветк…
- К берез…
- На кон….
- О дожд…
- К доске…
Для проверки поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища . На доске верно выполненное задание.
Слайд 9. Проверка.
- В ОГОРОДЕ – 2 СКЛ. П.П.
- ЗА ПОЧТОЙ – 1 СКЛ., Т.П.
- НАД ПОЛЕМ – 2 СКЛ. Т.П.
- НА ВЫРУБКЕ – 1 СКЛ., П.П.
- К БРИГАДЕ – 1 СКЛ.Д.П.
- В БОЛОТЕ – 2 СКЛ., П.П.
- БЕЗ БУМАГИ – 1 СКЛ. Р.П.
Слайд 10. Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Напишите. Выделите окончания существительных. Работаем в паре. При проверке соседние парты меняются работами. На доске верно выполненное задание.
«Ягодные адреса»
Кислую клюкву вы найдете на болот… .
За брусник… надо идти к ельнику .
Каждая ягодка лежит яркой бусинк… .
Малину можно чаще увидеть на вырубк… или в овраг… .
На низком кустик… висит эта поздняя ягода.
Душистая земляника созревает на лесной опушк…. или на солнечном пригорк… .
№ предл. | Количество слов в данном падеже | |||||
И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. | |
1 | 1 | - | - | - | - | 2 |
2 | - | - | - | 1 | - | 2 |
3 | - | - | - | 1 | - | 1 |
4 | 1 | - | - | - | 1 | - |
5 | - | - | 1 | - | 1 | - |
6 | 1 | - | - | - | - | 1 |
Слайд 11. Ягодные адреса. Проверка.
Душистая земляника созревает на лесной опушке или на солнечном пригорке.
Малину можно чаще увидеть на вырубке или в овраге.
Кислую клюкву вы найдете на болоте.
Каждая ягодка лежит яркой бусинкой.
За брусникой надо идти к ельнику.
На низком кустике висит эта поздняя ягода.
Слайд 12. Раздели на группы.
О топол…, от редьк…, о рябин…, от фиалк…, о ясен…, от морковк …, о дуб…, от лили…, о гвоздик…, от ромашк… ..
На какие группы можно разделить эти существительные?
Напишите существительные с предлогами в родительном падеже.
Напишите существительные с предлогами в предложном падеже.
Слайд 13. Проверка
Родительный падеж.
ОТ РЕДЬКИ, ОТ МОРКОВКИ, ОТ РОМАШКИ, ОТ ФИАЛКИ, ОТ ЛИЛИИ,
Предложный падеж.
О ТОПОЛЕ, О РЯБИНЕ, О ЯСЕНЕ, О ДУБЕ, О ГВОЗДИКЕ.
Рефлексия. Дети сами оценивают свои работы.
Итог урока
У. Что интересного, нового было на уроке?
Как правильно написать падежные окончания существительных?
Д. Надо воспользоваться алгоритмом.
Дети оценивают свою работу на уроке с помощью карточек красного ( не усвоил), желтого (сомневаюсь) и зеленого (уверен) цветов.