В 1-м классе мы начинаем составление портфолио ученика. Что это такое? Портфолио – это папка с файлами, в которые вкладываются листы, позволяющие систематизировать проделанную учеником работу, отразить его достижения и активность в школьной жизни, раскрыть его личностные данные. Портфолио есть не в каждой школе – пока оно вводится в рамках эксперимента. Раньше в школах такого понятия как "портфолио" не существовало, поэтому у многих хранится стопочка дневников, грамот, несколько фотографий класса в альбоме, да несколько старых тетрадок на антресолях в память о школьных годах.
С появлением портфолио или "портфеля достижений" в современной школе есть возможность не только систематизировать накопленный материал, но и оформить его в потрясающий альбом, который будет приятно показать не только учителям, но и друзьям, а в будущем, возможно, и подросшим детям. Конечно, для его составления придется немного потрудиться, но результат будет стоить того. Главное в портфолио – не только соответствие требованиям учителя, но и то, чтобы оно нравилось самому ребенку, тогда и работать с ним будет намного приятней и интересней. Можно, конечно, ограничиться просто распечаткой черно-белого текста, а можно проявить фантазию и украсить листы-бланки наклейками, картинками из журнала, разрисовать фломастерами, возможно, распечатать на какой-то необычной бумаге, украсить листы фотографиями.
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а также формировать личное отношение к полученным результатам. Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели. Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог объясняет правила ведения и заполнения портфолио, производит своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное – это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
В идеале работа над этим должна проводиться совместно с родителями, чтобы ребенок видел заинтересованность папы и мамы, почувствовал, что для родителей важен каждый его успех и новое достижение. Но помощь взрослых должна заключаться не в том, чтобы делать портфолио вместо сына или дочери, а в побуждении ребенка проявить самостоятельность и инициативу.
Портфолио – это не только папка с грамотами и дипломами, а это возможность рассказать о себе интересно и грамотно, раскрыть свой творческий потенциал.
Цель составления портфолио – фиксировать успех, причем в любой области, повышать самооценку и создавать позитивный настрой на будущее. К тому же, составление портфолио позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны.
Общее оформление
Портфолио представляет собой папку со скоросшивателем. Все документы вкладываются в отдельные глянцевые файлы формата А4.
Для оформления работ используется обычная бумага формата А4, краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д.
Текст может быть написан от руки или отпечатан на компьютере, если ребенок в состоянии с этим справиться. Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно – оздоровительной, трудовой деятельности.
Структура портфолио. Примерные разделы:
1) ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
2) РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
- "Мое имя" – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших или носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
- "Моя семья"– здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
- "Мой город"– рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
- "Мои друзья" – фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- "Мои увлечения" – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
- "Моя школа"– рассказ о школе и о педагогах.
- "Мои любимые школьные предметы" – небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
3) РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
4) РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, читал стихи на торжественной линейке, оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
5) РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки , сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
6) РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
7) РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
8) РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений.
9) РАЗДЕЛ – "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.