Всякая эмоция только обогащает жизнь.
Д.Голсуорси
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Новые задачи профессиональной деятельности педагога-психолога – это использование современных образовательных технологий, включая информационные, при проведении диагностической, психокоррекционной, реабилитационной, консультативной работы, а также цифровых образовательных ресурсов и т.д.
Использование инновационного проекта педагога-психолога в образовательной деятельности способствует достижению этой цели за счет развития у ребенка коммуникативных, интеллектуальных навыков, обеспечивает психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Цель проекта – сформировать у детей умение различать эмоции в зависимости от разных ситуаций.
Задачи –
- Расширить представления о эмоциях и их разнообразии.
- Развивать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции и переживания
- Учить передавать эмоциональные состояния с помощью различных выразительных средств.
- Способствовать формированию исследовательской деятельности.
- Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
- Развивать творческие способности, воображение.
- Обобщение полученных знаний и умений.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста – 10 чел.
- Педагоги-воспитатели, муз. работник, преподаватель ИЗО.
- Родители.
Сроки реализации – краткосрочный проект, 1 неделя.
Оборудование – компьютер, муз. инструменты, изображения с разнообразными эмоциями, мультфильмы, худ.литература – сказки, материалы для рисования.
Формы работы:
- Подбор иллюстрации;
- Выставка работ;
- Рисование эмоции;
- Делаем коллаж;
- Игры сюжетно-ролевые;
- Презентации;
- Просмотр мультфильмов;
- Прослушивание музыки.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный этап | |||
1 | Подбор методической литературы по заявленной теме, создание “Банка идей”. | ||
2 | Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе. | ||
3 | Подбор методик для диагностики социального интеллекта у детей. | ||
4 | Диагностирование детей. | ||
2 этап. Практический этап | |||
1 | Использование игровых комплексов для определения эмоций. | Психолог | |
2 | Работа с детьми по развитию эмоций через сказки, мультфильмы, музыку, рисование. | Специалисты ДОУ | |
3 | Консультации и индивидуальные беседы для родителей (по запросу) | Психолог | |
3 этап. Заключительный этап | |||
1 | Анализ достижения целей и полученных результатов | ||
2 | Провести диагностику на конец учебного проекта | ||
3 | Проведение выставки детских работ | ||
4 | Проведение консультации по выбранной теме | ||
5 | Проведение итогового мероприятия |
Диагностика:
Диагностика развития социального интеллекта (Я.И.Михайлова)
Содержание методики:
- Субтест 1 “Истории с завершениями”
- Субтест 2 “Группы экспрессии”
На протяжении всего проекта в ДОУ, каждый день были проведены определенные игры, упражнения, и т.д.
День 1. Мир эмоций.
День 2. Мир эмоций в детских мультфильмах.
День 3. Мир эмоций в музыке
День 4. Эмоции в повседневной жизни.
День 5. Эмоции в рисовании.
Эмоции играют в жизни детей большую роль. Проблему эмоционального развития осветили многие учёные (Рогов Е.И., Скрипкина Т.П., Запорожец А.В., Гамезо М.В., Додонов Б.И. и другие), и их работы позволили осветить тему эмоции и чувства в дошкольном возрасте более доступно.
Работая над развитием эмоции - проигрывая, проговаривая, проживая их - позволяет дать ребенку большую возможность, определить свое состояние и уметь его передать. Когда ребенок осваивает этот процесс, точно так же как и процесс ходьбы, то ему проще взаимодействовать со взрослыми. Поэтому данный проект реализуется именно в старшей группе (5-6 лет). Именно в этом возрасте мы обогащаем словарь детей разнообразными эмоциональными состояниями. Так как при переходе в подготовительную группу (6-7 лет) детям необходимо оперировать этими знаниями и уметь их применять. На занятиях при подготовке к школе мы проговаривем свое эмоциональное состояние, таким образом возвращаемся к ранее полученным знаниям и умениям.
Л.С.Выготский считал, что “эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются “центральным звеном” психической жизни человека , и прежде всего ребёнка”. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Литература
- Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
- Минаева В.М. Развитие эмоций. — М., 2001.
- Газета “Школьный психолог” №05-2006г/
- Гром Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Научно-методический электронный журнал “Концепт”. – 2016. – Т. 10. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm.