Известно, что тяжёлая патология зрения в стране неуклонно растёт и государство должно уделять этой проблеме больше внимания.
В этом свете все формы включения незрячих детей в социум и в воспитательно-образовательный процесс ДОУ является ответом государства на насущные запросы общества, прямой поддержкой семей, имеющих детей-инвалидов.
Наше ДОУ имеет группы компенсирующей направленности, где осуществляется инклюзия незрячих детей по ИОМ (индивидуальному образовательному маршруту).
Изучение анамнеза детей, общение с ними во время обследования показывает, что состояние здоровья детей очень сложное. Они прошли с осложнениями натальный и постнатальный период, имеют сложную структуру первичного дефекта (отслойки сетчатки, афакии, колобомы и т.д.), сопутствующие диагнозы ПЭП, ММД, ФИСС, ослаблены соматически перенесёнными соматическими заболеваниями.
Положение большинства детей осложняется тем, что они пришли в ДОУ из семей, где их психофизическое развитие проходило в условиях депривации, обусловленной неопытностью родителей, их незнанием специфики общения с незрячими детьми, неумением обеспечить должным образом их потребности в развитии. У детей не было навыков общения с детским социумом. Очень важно, что был упущен ранний возраст очень сенситивный и благотворный для коррекции и компенсации высших психических функций и вторичных отклонений в развитии детей.
Оценив ситуацию в ДОУ, мы – специалисты коррекционной службы, определили главную стратегическую линию своей работы: необходимость комплексного подхода в решении всех коррекционно-образовательных задач, согласования действий разных специалистов по сопровождению ребёнка между собой.
В то же время каждый незрячий ребёнок большой индивидуум и требует классически определенного индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. выстраивания образовательного маршрута с учётом лично его потребностей и возможностей.
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) предусматривает коррекционное воздействие на ребёнка, как в детском учреждении, так и за его пределами, и поэтому включает рекомендации родителям по коррекционно-развивающему сопровождению ребёнка в семье.
Мы используем возможности ДОУ для просветительской работы с родителями, повышения их родительской компетентности и активного, деятельностного подхода в решении задач воспитания и образования своего ребёнка. Здесь мы применяем такие формы работы с родителями, как индивидуальные и подгрупповые консультации, собеседования, дискуссии по конкретной проблеме. Приглашаем родителей на занятия, чтобы вовлечь их в образовательный процесс, познакомить с широкой палитрой методов и приёмов подачи нового и закрепления пройденного материала, обучить приёмам взаимодействия с ребёнком в деятельности. Мы используем все возможные формы сотрудничества с родителями, которые способствуют осуществлению комплексного подхода в работе с детьми.
Коррекционно-образовательную работу на занятиях мы также выстраиваем, исходя из комплексного подхода в организации этого процесса.
Так тема по формированию обобщающего понятия, согласно годовому тематическому плану становится ведущей в течение недели и определяет тематическую направленность и
коррекционную наполняемость всех занятий на этот период.
На занятии по ознакомлению с окружающим воспитатель сообщает детям новые знания, подводит их к формированию обобщающего понятия (например, «посуда»).
Логопед на своих занятиях берёт за основу ту же тему и на её базе отрабатывает все компоненты речи (фонетику, лексику, грамматику) и коммуникативные навыки.
Дефектологтифлопедагог делает акцент на сенсорике и использует возможности своих коррекционных занятий для более прочного усвоения темы.
Задача тифлопедагога по Л.С. Выготскому - научить слепого ребёнка познавать мир обходными путями, опираясь на сохранные анализаторы и сохранные психические процессы.
Исходя из этого на занятиях по СБО (социально-бытовой ориентировке), тифлопедагог, проводя работу по конкретизации представлений по теме, старается пропустить их через сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние, вкус), чтобы наполнить их чувственным опытом, и включает в работу посредством коррекционных игр и упражнений сохранные психические процессы (память, мышление, речь), чтобы сформировать у детей обобщенные способы восприятия. На основе комплексных межанализаторных связей у незрячего ребёнка формируется полноценный, адекватный, близкий к норме образ предмета со множеством сигнальных признаков для узнавания предмета в разных ситуациях. Также более чётким становится и обобщающее понятие, включающее эти предметы.
Ещё одной важной задачей тифлопедагога на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке является следующая: превратить полученные знания в актуальные для ребёнка, необходимые ему в повседневной жизни. Тем самым тифлопедагог решает более высокую задачу – способствует социализации ребёнка. Здесь помогает включение в занятие фрагментов сюжетно-ролевых игр (тема «Овощи - Фрукты» - сюжетно-ролевая игра «Магазин», тема «Профессии» - сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Почта» и т.д.). В таких играх дети развивают коммуникативные навыки, осваивают социальные морально-этические нормы и модели поведения в обществе, делают первый шаг в мир взрослых.
На подгрупповых коррекционных занятиях по развитию осязания и мелкой моторики, решающих задачи формирования практических умений и навыков и совершенствования способов обследования предметов, также изучаются предметы по доминирующей на текущей неделе теме. На индивидуальных занятиях тифлопедагог добавляет для обследования предметы, не попавшие в поле его внимания на общеобразовательных занятиях, расширяя линейку предметных представлений по теме. Так ребёнок пополняет знания по теме и расширяет рамки своего кругозора. А уже известные предметы обследуются более подробно, представления о них закрепляются и уточняются.
И на коррекционном занятии по ориентировке в пространстве тифлопедагог может часть занятия посвятить ведущей теме недели. Например, если это тема «Деревья», он учит находить листья в микро- и макропространстве, локализовать их из множества, сравнивать по величине, определять их удалённость. Оречевляя свои действия, ребёнок легче усваивают пространственную терминологию и конкретизирует представления о предметах, входящих в обобщающее понятие.
Предметы по теме подаются от занятия к занятию в разных модальностях: натуральные, муляжи, рельефно-графические изображения, фрагментарные, зашумлённые. Узнать их от задания к заданию всё сложнее, таким образом, у детей развиваются более тонкие перцептивные дифференцировки.
Воспитатели на общеобразовательных занятиях и в продуктивных видах деятельности учат детей воссоздавать, преобразовывать, моделировать предметы по теме недели.
Соблюдая педагогический принцип концентричности, мы актуализируем приобретённые детьми знания в течение всего учебного года. Во время прогулок, бесед, чтения художественной литературы, мы вновь и вновь возвращаемся к изученной теме, сообщая детям новые интересные сведения и подробности.
Специалисты коррекционной службы ДОУ регулярно дают рекомендации родителям с просьбой, по мере возможностей, использовать новые игры и упражнения по теме, которую мы проходим.
Только сообща, соединив усилия всех специалистов группы, всего педагогического персонала ДОУ, родителей, мобилизуя все имеющиеся резервы в работе, мы можем реально помочь детям усвоить программный материал, социализироваться, а также предупредить вторичные отклонения в развитии.