Цель: создание условий для самопознания и саморазвития учащихся.
Задачи:
- Раскрыть сущность человеческого характера, его черт;
- Способствовать осознанию своих сильных и слабых сторон характера;
- Способствовать самоактуализации и самоутверждению в группе сверстников;
- Побудить к анализу своих поступков, мыслей, чувств, следуя нравственным правилам жизни.
Оборудование: мультимедийная установка (компьютер, проектор), подготовленная презентация, листы А4 для каждого, цветные восковые мелки, карточки с чертами характера, карточки с типами характеров.
Форма проведения занятия: тренинг, группа 10-12 человек.
Процедура проведения: до тренинга проводится диагностика с целью определения типа характера по методике Г. Айзенка.
Возраст: 13 лет и старше.
Ход занятия
1. Приветствие, знакомство.
“Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, и хочу сегодня вам предложить принять участие в необычном занятии, благодаря которому вы о себе сможете узнать много интересного. А для того чтобы мы получили удовольствие от общения друг с другом необходимо соблюдать определенные правила:
- Быть активным, не стесняться высказывать свое мнение и проявлять себя;
- Быть внимательным по отношению к другим;
- Недопускать насмешек в адрес других;
- Помнить, что каждый имеет право на собственное мнение;
- Быть искренним и доверять участникам занятия;
Упражнение “Ладошки”
“Мне очень интересно, в каком настроении вы пришли на занятие, с помощью ладошек расскажите о своем настроении. ( если ладошки открыты- отличное, если закрыты-плохое, если одна ладошка закрыта, а другая открыта -настроение нейтральное, ровное.
А теперь давайте поближе познакомимся, но знакомиться мы будем так же необычным образом: к кому в руки попадет “мягкий кубик”, тот называет свое имя и положительное качество на любую букву своего имени. Так как кубик у меня в руках с меня и начнем: меня зовут Юлия Александровна, я интересная”. Далее по кругу”.
2. Основная часть.
“Говорить о себе всегда непросто. Как вы думаете, почему? (это нескромно, я не знаю - со стороны виднее, не задумывался...). Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Девиз нашего занятия: “Познай самого себя”.
Что конкретно вы сегодня о себе узнаете, поймете чуть позже, а для этого нам с вами нужно перенестись в удивительное место. Закройте глаза и следуйте за своими ощущениями и образами”. (Сказка о характере” И.В. Вачкова)
“В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...”
Итак, я надеюсь, вы поняли, о чем мы с вами будем говорить и что о себе узнавать: речь пойдет о характере человека. Как вы поняли, что же такое характер и в чем он проявляется у человека? (ответы детей)
Характер (от греч. Charakter – “печать”, “чеканка”) - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Термин “характер” введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом Теофрастом (IV - III вв. до н. э.)
Как вы думаете с характером человек рождается или он формируется в течение жизни.
В характере человека отражается отношение к самому себе и окружающей действительности:
Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).
Черты, показывающие отношение человека к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).
Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).
Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения.
Упражнение “Черта отношения”. Учащиеся по очереди вытягивают карточки, на которых написаны характеристики характера, необходимо определить к какой черте характера оно относится, и установить положительное оно или отрицательное”.
- ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
- ГРУБОСТЬ
- ТРУДОЛЮБИЕ
- БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- ГОРДОСТЬ
- ОБИДЧИВОСТЬ
- НЕБРЕЖНОСТЬ
- АККУРАТНОСТЬ
- НАСТОЙЧИВОСТЬ
- НАГЛОСТЬ
- ЗАМКНУТОСТЬ
- БЕРЕЖЛИВОСТЬ
Арт-упражнение “Дерево-характер”
“Несмотря на то, что в долину характеров попасть затруднительно, нам это удалось, и мы там побывали, и возможно каждый увидел там свое дерево-характер..., а какое оно, попробуйте себе его представить и изобразить”.
После того как дети нарисуют рисунки, каждый должен определить место его расположения на доске.
“Посмотрите, на нашу долину характеров, где-то мы очень разные, а где-то очень похожи!” Можно провести небольшой анализ рисунков, используя интерпретацию проективной методики “Дерево”
“Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Даже по описанию качеств, манеры поведения мы можем узнать о каком человеке идет речь, тем более, если он известный. То же самое касается вымышленных персонажей: героев сказок, худ.фильмов, которые наделены определенными характерами.
Например, Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну., приключения. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Увлекается, но быстро остывает. (Буратино)
Под это описание попадают многие, даже может быть кто-то узнал себя, и это говорит о том, что всех людей по их характерам условно можно разделить на типы, которые отражают наиболее яркие особенности личности. Какой у вас тип характера, вы можете узнать прямо сейчас”
Выдаются карточки с типом характера, полученные в результате предварительной диагностике по методике Г. Айзенка. Можно воспользоваться презентацией, в которой так же представлены все 32 типа и авторское соотнесение их с известными героями и персонажами фильмов и мультфильмов. (Приложение 1)
“Как вы думаете, можно ли изменить свой характер? (ответы детей) Да, это возможно, и зависит это от вашего желания”.
3. Завершение.
“Выразите, пожалуйста, свое отношение к занятию, с помощью ладошек:: понравилось, узнал много нового (ладони открыты), не понравилось, было скучно - ладони закрыты, безразлично, никаких эмоций-комбинированные ладони. Поблагодарим, друг друга за занятие, прикоснемся ладонями к каждому”