Воспитание социальной безопасности младших школьников средствами проектной деятельности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Важнейшим направлением образовательной политики России является проблема взаимоотношения социальной безопасности и образования. В современном обществе социальная безопасность – это, прежде всего, бережное отношение к главному богатству страны – человеку, к качеству его жизни. Данное качество как выражение удовлетворенности личности своей жизнедеятельностью «во многом детерминируется состоянием социальной безопасности, условиями, созданными обществом, государством для развития личности, реализации ее потребностей» [2, с.35].

 Разработка адекватной образовательной политики становится все более актуальной, т.к. сохранение целостности страны, независимости государства, стабильности общества, достижение энергичного развития человеческого потенциала невозможно без ставки на образование. Построенная на принципах социальной безопасности, социальная политика на практике должна складываться из последовательной реализации двух ключевых задач. С одной стороны, это – принятие и выполнение высоких социальных обязательств государства в комплексной системе социальных стандартов. В этой связи решение стоящих перед государством и обществом задач должно опираться на разработанные и законодательно принятые стандарты качества и уровня жизни россиян, которые гарантировали бы качество и безопасность жизни и здоровья, образования, быта, всех слоев населения, каждой семьи и каждого гражданина России. Неразработанность и игнорирование реальных государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их поведении, деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности. С другой стороны, новая социальная политика требует постоянного создания и расширения инфраструктуры новых возможностей для самореализации, саморазвития, собственных инвестиций общества и каждого гражданина в свое будущее и будущее своей семьи. И вместе с государственной ответственностью за принятие соответствующих законов и их реализацию, воспитание социальной безопасности наших детей зависит также от каждого неравнодушного учителя, занятого не только образованием, но и, прежде всего, социальным воспитанием учащихся.

 Решение задач воспитания социальной безопасности школьников должно решаться интеграцией усилий всех субъектов образовательного процесса: необходима организация слаженного взаимодействия психологов, социальных педагогов, классных руководителей.

Социальная безопасность как социологическое понятие разрабатывалось такими учеными, как В.В.Серебрянников, А.Т.Хлопьев; условия формирования системы социальной безопасности человека освещались в статьях О.А.Аникеевой, А.В.Иванова, Л.И.Старовойтовой; воспитанию культуры безопасности и педагогической валеологии посвящены исследования Е.А.Бабенковой, Э.Антюхина, М.Суллы, В.И.Дятловой. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в целях обеспечения социальной безопасности занимались И.А.Липский, Л.В.Байбородова, Т.Г.Хромцева, О.Г.Жукова, Н.Т.Мельникова, Л.А.Захарова, О.Л.Князева и др. Однако в педагогической науке недостаточно изучены методы работы воспитания социальной безопасности младших школьников.

На сегодняшний день требуются новые подходы к разработке методологии и теории воспитания социальной безопасности, направленной на социализацию личности, способной не только на усвоение определенной суммы знаний, но и «умеющей критически мыслить, добывать знания и применять их во всевозможных ситуациях, требующих применения самостоятельного решения» [5, с.3].

В связи с этим важное место в процессе воспитания социальной безопасности младших школьников занимает проектная деятельность, как один из инновационных методов, удовлетворяющих условиям и требованиям современного общества. Данный метод обеспечивает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, создает условия для развития коммуникативных, личностных, технологических и творческих способностей учащихся. Новые условия развития общества изменили понятие об успешном облике современного выпускника школы, который по окончанию общеобразовательного учреждения должен отвечать таким требованиям, как умение «гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле; грамотно работать с информацией (уметь собирать данные, анализировать, выдвигать гипотезы, делать сообщения, сопоставлять, устанавливать закономерности); быть коммуникабельным; обладать способностям к саморазвитию» [5,с.4] и многое другое. Многие отечественные и зарубежные ученые (П.С. Лернер, Н.В. Матяш, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, X. Миддлетон, Д. Питт и др.) определяют приоритетность проектной деятельности в обучении и воспитании школьников. В школах России ведутся исследования по обучению проектной деятельности школьников на уроках и во внеурочной деятельности в различных образовательных областях.

Анализ научных работ показывает, что в настоящее время большинство работ акцентировано на проблеме использования проектной деятельности при формировании предметной компетенции учащихся начальной школы. При этом проблема использования проектной деятельности младших школьников с целью воспитания социальной безопасности учащихся еще недостаточно изучена социальной педагогикой.

Для всех участников образовательного процесса нашей школы важно социальное воспитание, направленное на своевременное обеспечение социальной безопасности учащихся. Применение проектной деятельности в процессе реализации данной задачи стало важным направлением в деятельности нашего ГБОУ Школа № 41 имени Г.А.Тарана.

Социальная безопасность детей центра образования обеспечивается такими педагогическими условиями, как:

  • Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей, подразумевающее правовые, социальные, психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни; поддержание жизнеобеспечения, гармоничного развития ребенка (психолого-педагогические сопровождение семьи, сотрудничество с местными учреждениями социальной защиты, обучение и консультирование родителей, вовлечение родителей в работу с детьми и др.);
  • Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе;
  • Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации риска (адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей; способности анализу обстановки, прогнозированию последствий своих действий; самостоятельности, ответственности за свое поведение; способности к принятию решения и др.).

Последние два пункта особенно успешно осуществляются учителями нашей школы средствами проектной деятельности. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к «педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно меняющемся мире постиндустриального общества» [1, с. 5]. Сущность этого метода заключается в обучении элементам исследования, что позволяет педагогу направлять познавательную деятельность школьников, то есть учить их учиться. За время существования метода проектов его содержание пополнялось новыми приемами, методиками (например, связанными с использованием интерактивных методов обучения и мультимедийных технологий), но суть метода осталась прежней – «стимулирование интереса обучающихся к постановке и решению новых проблем, приобретению навыков исследования, практическому применению полученных знаний» [4, с. 5].

При включении младших школьников в проектную деятельность выполнение проектов осуществляется от простых действий (проект-наблюдение «Опасности на улице и в помещениях», проект-рассказ «Правила безопасного поведения в школе и дома», «Мой безопасный путь в школу», проект-литературный конкурс «Вредные советы в стиле Григория Остера о правилах безопасного поведения «Если ты остался один дома») к сложным коллективным проектам. Естественно, возраст накладывает ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность можно и нужно, ведь именно в данном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. «Метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного обучения, который может использоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе» [3, с. 5].

Проектная деятельность, организованная в ГБОУ Школа № 41 имени Г.А.Тарана, представлена двумя основными блоками. Во-первых, учителями и детьми создаются проекты, связанные с процессом воспитания культуры безопасности, обучением младших школьников безопасной жизнедеятельности. Основной целью процесса обучения безопасной жизнедеятельности является формирование у обучаемых опыта прогнозирования, предупреждения, преодоления, минимизации и преодоления последствий опасных ситуаций, вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

 Содержание обучения безопасной жизнедеятельности включает знания (о причинах опасных и вредных факторов, о характере их воздействия, о типичных ошибках при самоспасении, о средствах безопасности, о способах самоконтроля и т.д.), умения (деятельность в обычных и опасных условиях), опыт творческой деятельности (по использованию и созданию средств безопасности), опыт эмоционально-ценностного отношения (к проблемам безопасности личности и общества).

Развитие теории БЖД, валеологии, медицины, психологии безопасности, гуманитарных и естественнонаучных знаний о безопасности человека и общества способствует совершенствованию воспитания культуры безопасности. Обучение основам безопасности не должно сводиться к простому инструктажу. Проектная деятельность позволяет уделять больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению опыта.

Активная познавательная деятельность детей, самостоятельный поиск решения проблемной задачи создаёт условия для формирования мотивов самосохранительного поведения и обеспечивает использование полученных знаний и умений на практике. Овладение навыками безопасного поведения в полной мере происходит в процессе решения детьми ситуационных задач, анализа, разбора и инсценировки конкретных ситуаций. Работая над коллективными проектами, посвященным вопросам социальной безопасности ребёнка, важно изучать правила поведения на улице, в подъезде, в случаях общения с незнакомыми людьми, телефонную безопасность и др.

Для приобретения навыков и умений используются разнообразные практические методы, позволяющие включить в процесс усвоения знаний различные виды деятельности детей: упражнения, тренировки, игровые ситуации, являющиеся составными частями ролево-игровых типов проектов. В результате подобной работы у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном окружении с присущими ему опасностями, накапливается жизненный опыт. Хотелось бы отметить, что коллективный мультипроект «Азбука города», выполненный параллелью четвертых классов, представляет собой проект, относящийся и к исследовательскому (учащиеся искали информацию об истории возникновения транспорта; исследовали наличие видов транспорта и дорожных знаков в местах их проживания и следования по маршруту к школе), и к творческому, и к информационному, и к ориентированному типу. В данном проекте отмечается интеграция различных образовательных областей, так как учащиеся в ходе его реализации сочиняли стихи по правилам дорожного движения (литературное чтение), конструировали различные виды транспорта (легоконструирование), рисовали, выполняли аппликации (уроки ИЗО и труда), с помощью учителей информатики оживляли своих сконструированных персонажей и объекты для создания мультфильма о правилах дорожного движения и о безопасном перемещении по городу (применение мультимедийных технологий) и т.д. Это был долгосрочный проект, работа была трудной и кропотливой, но младшие школьники изучали безопасность поведения на оживленных улицах города, затрагивая свою эмоциональную сферу, отнеслись к процессу изучения строгих правил безопасности творчески. Учителя, помогавшие младшим школьникам в создании и защите проекта, получили международные дипломы за внедрение инновационных методик в образовании и воспитании учащихся.

Во-вторых, основным направлением проектной деятельности нашей школы является воспитание гармоничной, устойчивой к стрессам личности, имеющий твердый жизненный стержень: духовно-нравственное воспитание. ГБОУ Школа № 41 участвует в реализации программы «Социокультурные истоки» в рамках внеурочной деятельности. Система «Истоков» развивает духовно-нравственную стержневую основу образования, которая способна интегрировать предметы гуманитарного и естественнонаучного направлений в единое образовательное пространство.

В условиях разрастания негативной информационной среды, смещения шкалы ценностей, утраты духовных ориентиров и взаимопонимания между поколениями проектная деятельность по «Истокам» обеспечивает самое главное для формирования социальной безопасности в будущем – осуществляет функцию спасения личности от разрушения, ориентирует на фундаментальные культурные ценности русского народа. В данном блоке хотелось бы отметить наиболее яркие проекты нашей школы с целью распространения педагогического опыта. Для учащихся параллели вторых классов значимым проектом стало создание «Азбуки нравственности». В течение года ученики приобретали опыт духовного развития, выделяя и осмысливая такие нравственные категории, как благодарность, добро, храбрость, честь, мужество, милосердие. Под руководством учителя дети участвовали в драматизациях, в социальных проектах, в том числе по оказанию помощи воспитанникам детского дома. На уроках ИЗО школьники отображали свое понимание той или иной нравственной категории в рисунках. В конце года на общешкольном мероприятии, посвященному отчету по экспериментальной работе, учащиеся защищали свой проект, результатом которого стала рукописная книга с картинками детей о понимании ими нравственных ценностей. Интересным проектом стал долгосрочный проект «Образ защитника Отечества», представленный параллелью третьих классов, результатом которого стало создание фильма о родственниках учащихся, участвовавших в Великой Отечественной войне. Ребята, работающие над проектом, интересовались не только историей своей семьи, многое они узнавали впервые об истории своей Родины. Семья общалась, собирались реликвии, вспоминали своих родных и близких, а это одно из самых ценных достижений курса «Истоки» - сплочение семьи. Для ощущения своей личной социальной безопасности ребенку очень важно чувствовать, что он часть семьи, ему важно гордиться своими корнями, своей страной.

 Реализуя духовно-нравственный потенциал программы «Истоков», при выборе тематики проектов важно помнить, что, следуя совету К.Д.Ушинского, необходимо сначала знакомить детей с положительным содержанием жизни, с тем, что лежит в основе ее гармонии и единства, что дорого каждому человеку. Когда ребенок подрастет, жизнь предстанет перед ним во всей своей сложности и противоречивости. Но потребность в ее гармонизации, усвоенная в начале жизненного пути, будет помогать человеку достойно выходить из нравственных тупиков в дальнейшем.

 В заключение хотелось бы отметить, что воспитание социальной безопасности участников образовательного процесса начинается именно с начальной школы, когда у ребят формируются самые общие представления об окружающем их обществе и своем месте в нем. Учитывая специфику данного возраста, следует помнить, что пережитое эмоционально приобретет форму глубоких личных взглядов и убеждений. Если с первых дней учитель ведет воспитательную работу, занимаясь формированием социальной безопасности, в том числе средствами проектной деятельности, то возможно предупреждение дальнейшей социальной дезориентации уже в подростковом периоде. По печальной статистике в России возрастает количество подростковых суицидов. И первостепенная задача всех участников образовательного процесса с целью воспитания социальной безопасности школьников - научить детей любить жизнь, показать все ее многообразие и возможности, воспитать гармоничную и устойчивую к стрессам личность, приучить к самостоятельности, самообразованию и стремлению к повышению качества жизни средствами приобретенных знаний и силой своего укрепленного нравственным воспитанием духа.

Список литературы:

  1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгорад: Учитель, 2009. – 131 с
  2. Нугаев Р. М., Нугаев М. А. Социальные проблемы трансформирующегося общества. Казань, 1998 – 61 с
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2.
  4. Попова С.В. Проектная деятельность в начальных классах: методическое пособие. – Борисоглебск, БГПИ, 2009. – 24 с
  5. Романова М.А. Проектная деятельность как средство развития личности младшего школьника: (из опыта работы). – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 88 с.