Форма: групповая
Учащиеся 2-го класса (сложная структура дефекта): Матвей М., Софья С., Артем Ф., Дарья К., Сергей Ш.
Учащиеся 4-го класса (интеллектуальная недостаточность): Марат М., Надежда Б., Федор Л., Даниил А., Дмитрий С., Сергей Р.
Цель: формировать элементарные экологические представления.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать и закреплять знания о природе родного края;
- Формировать правила поведения в природе;
- Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.
Коррекционно-развивающие:
- Формировать и развивать словесно-логическое мышление, сообразительность;
- Формировать и развивать слуховое внимание, память и восприятие;
- Развивать речевую активность, связную речь, обогащать словарный запас;
- Развивать воображение;
- Развивать и корригировать крупную моторику, координацию движений;
- Формировать и развивать умение действовать по инструкции;
- Формировать и развивать целостное восприятие картинного материала.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебным занятиям, чувство ответственности к своим обязанностям;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- Формировать активную жизненную позицию;
- Воспитывать умение работать, сотрудничая с педагогами и друг с другом.
Здоровьесберегающие:
- Планировать объем материала с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
Оборудование: карточки-задания (используется картинный материал из учебного пособия «Учусь каждый день» Ю.Н.Кисляковой, И.К. Боровской, В.В.Мыслюк, И.В.Ковалец - Приложение № 2), разрезные картинки (с животными и растениями – Приложение № 3), проктор, экран, презентация по теме (Приложение № 1), аудиокнига «Голоса животных», книги о природе для оформления класса, таблички с именами учащихся, грамоты и медали для награждения учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Учителя приветствуют детей, рассказывают об особенностях предстоящего урока, предлагает детям настроиться на работу и вспомнить о правилах поведения на уроке.
Учащиеся здороваются, рассказывают, как правильно вести себя во время урока.
Задачи, решаемые на данном этапе урока: Создать благоприятный психологический климат.Создать настрой на учебную деятельность.
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель:
- У нас сегодня необычный урок: мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.
- Но мы с вами не сможем путешествовать, если не познакомимся, ведь сегодня на нашем необычном уроке собрались ребята из 2-го и 4-го классов.
Учащиеся: знакомятся друг с другом (используются таблички с именами).
Учитель:
- Совершить наше путешествие нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».
- Что же такое экология? Экология - это наука об окружающей среде. И учит она нас, бережно относится к миру природы.
«Любите родную природу
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились
Живем мы с тобою на ней
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей».
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Нацеливать на основную работу. Познакомить учащихся с понятием «экология». Формировать умение вступать в диалог при знакомстве.
3. Основная часть – формирование элементарных экологических представлений.
Просмотр учащимися презентации: «Любите и охраняйте природу» (см.Приложение № 1).
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
формировать и расширять представления о животном и растительном мире, правилах поведения в природе. Развивать и корригировать слуховое и зрительное внимание.
Упражнения зрительной разгрузки: часто поморгать несколько раз, закрыть глаза и сосчитать до 5-ти (повторить 4-5 раз), зажмурить глаза и сосчитать до 5-х (повторить 4-5 раз).
Учитель:
- Сегодня не случайно на наш урок собрались ученики двух классов: ребята 4-го класса старше и знаний имеют больше, чем второклассники, поэтому они будут помогать младшим выполнять задания - будут «маленькими учителями». Но прежде, мы должны проверить ваши знания о природе, ведь, чтобы помочь другому, надо многое знать самому.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что относится к природе?
- Как нужно вести себя в природе?
- Кто как их животных подает голос?
- Медведь……
- Утка……
- Ворона……
- Лягушка……
- Кукушка……
- Лиса ……
- Шмель….
- Лошадь ……
- Кто из животных, где живет?
- Медведь в……
- Волк в ………
- Лиса в …..
- Белка в ……
- Лошадь в ……
Молодцы, справились с проверкой знаний. Доказали, что можете быть «маленькими учителями».
Задачи, решаемые на данном этапе урока: актуализировать опорные знания о животных родного края, развивать слуховое внимание, память, связную речь и обогащать словарный запас.
Физкультминутка:
Ученики выполняют упражнения, подражая действиям учителя.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше.
Ученики 4 класса помогают второклассникам выполнять предложенные задания.
- «Задай вопрос по картинке и ответь на него? (см. Приложение № 2)
- «Сложи картинку» (см. Приложение № 3).
- «Отгадай загадку»(используются разрезные картинки из предыдущего задания).
Учитель читает загадки:
Ушастый зверёк —
Скок на пенёк!
Никого не обижает,
А всех сам боится. (заяц)Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (лиса)Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)Этот гриб
Красивый, красный,
Но, поверьте, —
Он опасный. (Мухомор)Лишь стоит нам поднять листок.
Увидим ягодку, цветок.
И ягодка та не без лика.
Зовут её все (Земляника).
- Молодцы, ребята, справились с заданиями.
Задачи, решаемые на данном этапе урока: формировать умение задавать вопросы и отвечать на них; развивать внимание, память, воображение, целостное восприятие картинного материала,расширять словарный запас.
4. Подведение итогов урока и оценка деятельности.
Учитель: На этом наше путешествие подошло к концу. Трудно ли быть учителями? Вам понравилось?
Учитель: Ребята! Помните, от того, как вы будете относиться к природе, зависит здоровье и жизнь ваша, ваших близких и всего человечества. Любите и берегите природу.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
Давайте же будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И звери, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.
Давайте будем
Беречь Планету.
Во всей вселенной
Похожей нету.
Награждение учащихся грамотами и медалями.
Задачи, решаемые на данном этапе урока: Развивать долговременную память и умение подводить итоги, объективно оценивать свою деятельность.