Интегрированный урок на тему "Экологический калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Форма: групповая

Учащиеся 2-го класса (сложная структура дефекта): Матвей М., Софья С., Артем Ф., Дарья К., Сергей Ш.

Учащиеся 4-го класса (интеллектуальная недостаточность): Марат М., Надежда Б., Федор Л., Даниил А., Дмитрий С., Сергей Р.

Цель: формировать элементарные экологические представления.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать и закреплять  знания о природе родного края;
  • Формировать правила поведения в природе;
  • Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать и развивать словесно-логическое мышление, сообразительность;
  • Формировать и развивать слуховое внимание, память и восприятие;
  • Развивать речевую активность, связную речь, обогащать словарный запас;
  • Развивать воображение;
  • Развивать и корригировать крупную моторику, координацию движений;
  • Формировать и развивать умение действовать по инструкции;
  • Формировать и развивать целостное восприятие картинного материала.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к учебным занятиям, чувство ответственности к своим обязанностям;
  •  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;  
  • Формировать активную жизненную позицию;
  • Воспитывать умение работать, сотрудничая с педагогами и друг с другом.

Здоровьесберегающие:

  • Планировать объем материала с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;

Оборудование:  карточки-задания (используется картинный материал из учебного пособия  «Учусь каждый день» Ю.Н.Кисляковой, И.К. Боровской, В.В.Мыслюк, И.В.Ковалец - Приложение № 2), разрезные картинки  (с животными и растениями – Приложение № 3), проктор, экран, презентация по теме (Приложение № 1), аудиокнига «Голоса животных», книги о природе для оформления класса, таблички с именами учащихся,  грамоты  и медали для награждения учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Учителя  приветствуют детей, рассказывают об особенностях предстоящего урока, предлагает детям настроиться на работу и вспомнить о правилах поведения на уроке.

Учащиеся здороваются, рассказывают, как правильно вести себя  во время урока.

 Задачи, решаемые на данном этапе урока: Создать благоприятный психологический климат.Создать настрой на учебную деятельность.

2. Сообщение темы и цели урока

Учитель:

- У нас сегодня необычный урок: мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.

- Но мы с вами не сможем путешествовать, если не познакомимся, ведь сегодня на нашем необычном уроке собрались ребята из 2-го и 4-го классов.

Учащиеся: знакомятся друг с другом (используются таблички с именами).

Учитель:

- Совершить  наше путешествие нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».

- Что же  такое  экология? Экология  - это наука об окружающей среде. И учит она нас, бережно относится к миру природы.

«Любите родную природу
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою 
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились
Живем мы с тобою на ней  
Так будем же, люди,  все вместе,
Мы к ней относиться добрей».

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Нацеливать на основную работу. Познакомить учащихся с понятием «экология».  Формировать умение вступать в диалог при знакомстве.

3. Основная часть – формирование элементарных экологических представлений.

Просмотр  учащимися презентации:  «Любите и охраняйте природу» (см.Приложение № 1).

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

формировать и расширять представления о  животном и растительном мире, правилах поведения в природе. Развивать и корригировать  слуховое и зрительное внимание.

Упражнения зрительной разгрузки: часто поморгать несколько раз, закрыть глаза и сосчитать до 5-ти (повторить 4-5 раз), зажмурить глаза и сосчитать  до 5-х (повторить 4-5 раз).

Учитель:

- Сегодня не случайно на наш урок собрались ученики двух классов: ребята 4-го класса старше и знаний имеют больше, чем второклассники, поэтому они будут помогать младшим выполнять задания - будут «маленькими учителями». Но прежде, мы должны проверить ваши знания  о природе, ведь, чтобы помочь другому, надо многое  знать самому.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что относится к природе?

- Как нужно вести себя в природе?

- Кто как их животных подает голос?

  • Медведь……
  • Утка……
  • Ворона……
  • Лягушка……
  • Кукушка……
  • Лиса ……
  • Шмель….
  • Лошадь ……

- Кто из животных, где  живет?

  • Медведь в……
  • Волк   в ………
  • Лиса в …..
  • Белка в ……
  • Лошадь в ……

Молодцы, справились с проверкой знаний.  Доказали, что можете быть «маленькими учителями».

Задачи, решаемые на данном этапе урока: актуализировать опорные  знания о животных родного края, развивать слуховое внимание, память, связную речь и обогащать словарный запас.

Физкультминутка:

Ученики выполняют упражнения, подражая действиям учителя.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше.

Ученики 4 класса помогают  второклассникам выполнять  предложенные задания.

  • «Задай вопрос по картинке и ответь на него?  (см. Приложение № 2
  • «Сложи картинку»  (см. Приложение № 3).  
  • «Отгадай загадку»(используются разрезные  картинки из предыдущего задания).

Учитель читает загадки:

Ушастый зверёк —
Скок на пенёк!
Никого не обижает,
А всех сам боится.  (заяц)

Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (лиса)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)

Этот гриб
Красивый, красный,
Но, поверьте, —
Он опасный. (Мухомор)

Лишь стоит нам поднять листок.
Увидим ягодку, цветок.
И ягодка та не без лика.
Зовут её все  (Земляника).

- Молодцы, ребята, справились с заданиями.

Задачи, решаемые на данном этапе урока: формировать умение задавать вопросы и отвечать на них;  развивать  внимание, память, воображение, целостное восприятие картинного материала,расширять словарный запас.

4. Подведение итогов урока и оценка деятельности.

Учитель: На этом наше путешествие подошло к концу. Трудно ли быть учителями?  Вам понравилось?

Учитель: Ребята! Помните, от того, как вы будете относиться к природе, зависит здоровье и жизнь ваша, ваших близких и всего человечества. Любите и берегите природу.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!

Давайте  же будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И звери, и птица.

И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.

Давайте будем
Беречь Планету.
Во всей вселенной
Похожей нету.

Награждение  учащихся грамотами и медалями.

Задачи, решаемые на данном этапе урока: Развивать долговременную память и умение подводить итоги,  объективно оценивать свою деятельность.