Урок на тему "Образование первых государств на территории России"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный.

Цель: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Предметные: Умение применять понятийный аппарат, определять исторические процессы, осознавать закономерности развития человеческого общества, понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями осознавать их влияние на развитие общества.

Метапредметные УУД:

  • Коммуникативные: Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Регулятивные: Формулировать задачи учебной и познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, оценку, корректировку своих действий.
  • Познавательные: Работать с различными источниками информации, устанавливать причинно– следственные связи, делать умозаключения.
  • Личностные: Формирование и развитие познавательного интереса к изучению предмета, развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование:

  1. Термины (записаны на доске): Государство – организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории, поведение людей регулируется едиными законами, осуществляется охрана территории.
  2. Атлас «История России» 6 класс – стр. 6
  3. Сборник рассказов «История России» 6 класс. (Стр. 8)
  4. Интернет.

Ход урока

I этап

Работа с картой:

– Рассмотрите внимательно карту в атласе стр. 6 и используя перечень источников информации,определите какие государства были образованы на территории нашей страны? Свой ответ аргументируйте.

Примерный ответ учащихся:

  • Хазарский каганат – восток. (показывают на карте).
  • Болгарское царство – юг.
  • Великоморавское государство – запад.

Аргумент – границы, столица, один народ.

Учитель: Правильно, ребята, но внимательно прочтите название темы: «Образование первых государств»

II этап

Следующий этап: работа с таблицей:

  1. Используя текст учебника, заполните таблицу .
  2. Заполненную таблицу соотнесите с картой и сделайте вывод.
Название государства территория Система управления основные занятия религия
         
         
         
         

III этап

Проверка по образцу.

Название государства территория Правитель основные занятия религия
Скифское царство Северное Причерноморье Царь – вся власть в его руках. скотоводство и земледелие, поклонение предкам, особый ритуал погребения
Тюркский каганат От Монголии до Волги Хакан – вся власть в его руках. Ремесло,торговля,завоевания язычество
Хазарский каганат Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Приазовье, степные и лесостепные территории до Днепра. Каган Скотоводство,ремесло, торговля. язычество, иудаизм
Великая Булгария район, где Кама впадает в Волгу. Великий правител ь– вся власть в его руках земледелие язычество, ислам

Вывод:

  1. Основными занятиями были земледелие и скотоводство.
  2. В религии прослеживается сначала язычество, а затем принятие разных религий.
  3. Первые государства располагались на юге и востоке от восточных славян.
  4. Всё это не могло не отразиться на жизни восточных славян.

IV этап

Обсуждение и оценивание своих достижений.

Критерии оценивания работ на уроке.

(Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы и анализируют свой результат.)

отметка «2» отметка «3»
Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Информация частично изложена, содержит 1-2 ошибки. В работе использован только один ресурс. Допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.
отметка «4» отметка «5»
Информация достаточно полная. Работа содержит 1-2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя. Грамотное оформление и представление работы. Информация представлена в полном объеме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации. Задание на всех этапах выполнено самостоятельно.

V этап

Д/З – & 2 Узнайте больше о городах и государствах, появившихся в древности на территории нашей страны. Соберите информацию об их возникновении, памятниках культуры, узнайте какова была их дальнейшая судьба. Итогом работы может стать реферат, рисунок, видеоряд, презентация.