Тип урока: комбинированный.
Цель: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала.
Планируемые результаты:
Предметные: Умение применять понятийный аппарат, определять исторические процессы, осознавать закономерности развития человеческого общества, понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями осознавать их влияние на развитие общества.
Метапредметные УУД:
- Коммуникативные: Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Регулятивные: Формулировать задачи учебной и познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, оценку, корректировку своих действий.
- Познавательные: Работать с различными источниками информации, устанавливать причинно– следственные связи, делать умозаключения.
- Личностные: Формирование и развитие познавательного интереса к изучению предмета, развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование:
- Термины (записаны на доске): Государство – организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории, поведение людей регулируется едиными законами, осуществляется охрана территории.
- Атлас «История России» 6 класс – стр. 6
- Сборник рассказов «История России» 6 класс. (Стр. 8)
- Интернет.
Ход урока
I этап
Работа с картой:
– Рассмотрите внимательно карту в атласе стр. 6 и используя перечень источников информации,определите какие государства были образованы на территории нашей страны? Свой ответ аргументируйте.
Примерный ответ учащихся:
- Хазарский каганат – восток. (показывают на карте).
- Болгарское царство – юг.
- Великоморавское государство – запад.
Аргумент – границы, столица, один народ.
Учитель: Правильно, ребята, но внимательно прочтите название темы: «Образование первых государств»
II этап
Следующий этап: работа с таблицей:
- Используя текст учебника, заполните таблицу .
- Заполненную таблицу соотнесите с картой и сделайте вывод.
Название государства | территория | Система управления | основные занятия | религия |
III этап
Проверка по образцу.
Название государства | территория | Правитель | основные занятия | религия |
Скифское царство | Северное Причерноморье | Царь – вся власть в его руках. | скотоводство и земледелие, | поклонение предкам, особый ритуал погребения |
Тюркский каганат | От Монголии до Волги | Хакан – вся власть в его руках. | Ремесло,торговля,завоевания | язычество |
Хазарский каганат | Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Приазовье, степные и лесостепные территории до Днепра. | Каган | Скотоводство,ремесло, торговля. | язычество, иудаизм |
Великая Булгария | район, где Кама впадает в Волгу. | Великий правител ь– вся власть в его руках | земледелие | язычество, ислам |
Вывод:
- Основными занятиями были земледелие и скотоводство.
- В религии прослеживается сначала язычество, а затем принятие разных религий.
- Первые государства располагались на юге и востоке от восточных славян.
- Всё это не могло не отразиться на жизни восточных славян.
IV этап
Обсуждение и оценивание своих достижений.
Критерии оценивания работ на уроке.
(Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы и анализируют свой результат.)
отметка «2» | отметка «3» |
Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. | Информация частично изложена, содержит 1-2 ошибки. В работе использован только один ресурс. Допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя. |
отметка «4» | отметка «5» |
Информация достаточно полная. Работа содержит 1-2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя. Грамотное оформление и представление работы. | Информация представлена в полном объеме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации. Задание на всех этапах выполнено самостоятельно. |
V этап
Д/З – & 2 Узнайте больше о городах и государствах, появившихся в древности на территории нашей страны. Соберите информацию об их возникновении, памятниках культуры, узнайте какова была их дальнейшая судьба. Итогом работы может стать реферат, рисунок, видеоряд, презентация.