«Вода, у тебя нет цвета, нет вкуса, нет запаха, тебя невозможно описать, люди тобою наслаждаются, при этом не ведая, что ты есть такое..
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни - ты есть сама жизнь.»
Антуан де Сент-Экзюпери
Отношение к воде у детей не всегда бережливое, ребенок может не закрыть кран с водой, загрязнять водоемы. Для того чтобы дети со всей полнотой поняли, какое значение вода имеет для всего живого на земле и почему ее необходимо беречь, было решено провести исследовательский проект «Вода-источник жизни, берегите воду!».
Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети 4-5 лет.
Состав проектной группы: дети, родители, воспитатель, сотрудники детского сада.
Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий, краткосрочный (2 недели).
Цель проекта: формировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды, расширять кругозор дошкольников.
Задачи:
- Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта. Воспитывать бережное отношение к воде.
Актуальность:
По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.
Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины
Вопросы проекта:
- Представь себе, что было бы, если бы на Земле исчезла вода?
- Откуда вода в кране? Куда девается грязная вода?
- Что такое круговорот воды в природе? Почему так говорят?
- А ты знаешь, что водоемы тоже могут болеть, как люди? Чем же они болеют и почему?
Необходимое оборудование:
- Для опыта «Свойства воды»: прозрачные сосуды, колбочки разной формы, воронки, палочки, вата, вещества, которые могут растворяться в воде (сахар, соль, растительное масло, травяной или чайный раствор, иллюстрации воды в природе.
- Для опыта "Воду пьют растения»: 2 стаканчика, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, веточки сельдерея, петрушки).
- Для опыта «Животворное свойство воды»: веточки дерева- 2шт, семена растения – огурец, кусочек ваты, 2 луковицы
- Для опыта: «Фильтр-чистая вода»: разрезанные части пластиковой бутылки, песок, вата, активированный уголь, камешки мелкие, бумага.
- Для творчества: восковые мелки, краски, пластилин, цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы.
Демонстрационные материалы по теме:
- Иллюстрации о воде.
- Процесс очистки воды (схема-рисунок).
- Иллюстрации об обитателях водоемов.
- Схема «Круговорот воды в природе» (создание картины на стене).
- Мультипликационные фильмы по данной теме.
Планируемый результат: Дети узнают:
- О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т.д
- О роли воды в жизни человека и живых организмов.
- Узнают, что такое – круговорот воды в природе.
- Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
- Дети будут бережно относиться к воде.
Планируемые продукты проекта:
- Творческие работы: рисунки: «Водосберегающие знаки», «Аквариум», «Золотая рыбка», «Наше озеро Плесцы»
- Аппликация: «Море»
- Лепка: пластилинография – «Подводные обитатели»
- Оригами: «Кит»
- Стенгазета «Вспомним отдых на воде»
Распределение работы по этапам проекта: Приложение 1
Реализация проекта «Вода-источник жизни, берегите воду!»
Экологический аспект: в процессе проекта у детей формируется представление о том, что вода совершает круговорот; расширяются знания детей о воде и ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; активизируются представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятия по предотвращению загрязнения; направляют свою деятельность на осознанное сохранение природных ресурсов.
Экономический аспект: в ходе проекта осуществлялись практические дела, направленные на сбережение запасов чистой воды (рациональное (экономное) использование водных ресурсов). Для сбережения воды в детском саду и дома детьми совместно с воспитателями и родителями были придуманы, нарисованы и заламинированы водосберегающие знаки, и размещены в местах, где необходимо экономить воду (туалетная комната, мойка, прачечная, кухня). Тем самым с одной стороны была поддержана инициатива и творчество детей, а с другой стороны сэкономлены средства, которые планировалось выделить дизайнеру компании «Квадрат» для создания водосберегающих знаков.
Социальный аспект: в процессе реализации проекта была создана атмосфера сотрудничества с родителям: была организована экскурсия к озеру «Плесцы» с целью размещения плаката в защиту местных водоемов, участие в городской экологической акции «Сбережем наше озеро», были подобраны фотографии особо охраняемых водных объектов (на территории Архангельских заповедников) и создан альбом ( с целью привлечения внимания населения к уникальности охраняемой территории и возможностей для развития экотуризма), данный альбом был направлен в Центр Природопользования и Охраны окружающей среды по Архангельской области, состоялась встреча с сотрудником очистных сооружений для разъяснения процесса очистки воды.