Проект "Вода – источник жизни. Берегите воду!"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Вода, у тебя нет цвета, нет вкуса, нет запаха, тебя невозможно описать, люди тобою наслаждаются, при этом не ведая, что ты есть такое..
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни - ты есть сама жизнь.»
Антуан де Сент-Экзюпери

Отношение к воде у детей не всегда бережливое, ребенок может не закрыть кран с водой, загрязнять водоемы. Для того чтобы дети со всей полнотой поняли, какое значение вода имеет для всего живого на земле и почему ее необходимо беречь, было решено провести исследовательский проект «Вода-источник жизни, берегите воду!».

Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети 4-5 лет.

Состав проектной группы: дети, родители, воспитатель, сотрудники детского сада.

Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий, краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: формировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды, расширять кругозор дошкольников.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды
  2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  4. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта. Воспитывать бережное отношение к воде.

Актуальность:

По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как  вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.

Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины

Вопросы проекта:

  • Представь себе, что было бы, если бы на Земле исчезла вода?
  • Откуда вода в кране? Куда девается грязная вода?
  • Что такое круговорот воды в природе? Почему так говорят?
  • А ты знаешь, что водоемы тоже могут болеть, как люди? Чем же они болеют и почему?

Необходимое оборудование:

  • Для опыта «Свойства воды»: прозрачные сосуды, колбочки разной формы, воронки, палочки, вата, вещества, которые могут растворяться в воде (сахар, соль, растительное масло, травяной или чайный раствор, иллюстрации воды в природе.
  • Для опыта "Воду пьют растения»: 2 стаканчика, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, веточки сельдерея, петрушки).
  • Для опыта «Животворное свойство воды»: веточки дерева- 2шт, семена растения – огурец, кусочек ваты, 2 луковицы
  • Для опыта: «Фильтр-чистая вода»: разрезанные части пластиковой бутылки, песок, вата, активированный уголь, камешки мелкие, бумага.
  • Для творчества: восковые мелки, краски, пластилин, цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы.

Демонстрационные материалы по теме:

  • Иллюстрации о воде.
  • Процесс очистки воды (схема-рисунок).
  • Иллюстрации об обитателях водоемов.
  • Схема «Круговорот воды в природе» (создание картины на стене).
  • Мультипликационные фильмы по данной теме.

Планируемый результат: Дети узнают:

  • О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т.д
  • О роли воды в жизни человека и живых организмов.
  • Узнают, что такое – круговорот воды в природе.
  • Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
  • Дети будут бережно относиться к воде.

Планируемые продукты проекта:

  • Творческие работы: рисунки: «Водосберегающие знаки», «Аквариум», «Золотая рыбка», «Наше озеро Плесцы»
  • Аппликация: «Море»
  • Лепка: пластилинография – «Подводные обитатели»
  • Оригами: «Кит»
  • Стенгазета «Вспомним отдых на воде»

Распределение работы по этапам проекта: Приложение 1

Реализация проекта «Вода-источник жизни, берегите воду!»

Приложение 2

Экологический аспект: в процессе проекта у детей формируется представление о том, что вода совершает круговорот; расширяются знания детей о воде и ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; активизируются представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятия по предотвращению загрязнения; направляют свою деятельность на осознанное сохранение природных ресурсов.

Экономический аспект: в ходе проекта осуществлялись практические дела, направленные на сбережение запасов чистой воды (рациональное (экономное) использование водных ресурсов). Для сбережения воды в детском саду и дома детьми совместно с воспитателями и родителями были придуманы, нарисованы и заламинированы водосберегающие знаки, и размещены в местах, где необходимо экономить воду (туалетная комната, мойка, прачечная, кухня). Тем самым с одной стороны была поддержана инициатива и творчество детей, а с другой стороны сэкономлены средства, которые планировалось выделить дизайнеру компании «Квадрат» для создания водосберегающих знаков.

Социальный аспект: в процессе реализации проекта была создана атмосфера сотрудничества с родителям: была организована экскурсия к озеру «Плесцы» с целью размещения плаката в защиту местных водоемов, участие в городской экологической акции «Сбережем наше озеро», были подобраны фотографии особо охраняемых водных объектов (на территории Архангельских заповедников) и создан альбом ( с целью привлечения внимания населения к уникальности охраняемой территории и возможностей для развития экотуризма), данный альбом был направлен в Центр Природопользования и Охраны окружающей среды по Архангельской области, состоялась встреча с сотрудником очистных сооружений для разъяснения процесса очистки воды.