УМК «Перспектива»
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты (целевые установки):
Предметные: моделировать приёмы выполнения действия вычитания двузначных чисел; применять знание разрядного состава числа при вычитании двузначных чисел в пределах 20; сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный; выполнять вычитание двузначных чисел в пределах 20.
Метапредметные:
- (Р) — формулировать цель, сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; планировать деятельность, описывать результаты действий, используя математичес-кую терминологию; оценивать результаты работы по выработанным критериям; формулировать рефлексивные высказывания по плану;
- (П) — осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и «Рабочей тетради»; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических
- объектов и формулировать выводы; строить элементарное рассуждение о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
- (К) — включаться в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, воспринимать различные точки зрения; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; вежливо общаться.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь 2 часть Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б., Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, экран, компьютер, система для голосования, презентация, карточки для работы в группе.
Урок математики в 1 «Б» классе получился веселый, нестандартный, эффективный. Урок современный, соответствующий требованиям Стандарта и САНПИНа.
Свой урок я построила, используя деятельностный подход, информационно-коммуникативные технологии.
У первоклассников еще не сформировано произвольное внимание и умение учиться. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Благодаря выбранной форме – урок-путешествие, на всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Ребятам нужно не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
На уроке я использую и фронтальную, и групповую работу. При проведении работы в группах и парах я задаюсь целью сплотить ребят, научить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.
ИКТ использовалось на протяжении всего урока. Презентация к уроку получилась яркая. Детям очень нравится работать на интерактивной доске и с системой голосования (контроля).
Урок заканчивается рефлексией. Дети с удовольствием подводят итог своей деятельности. Урок им очень понравился. И для меня это лучшая награда!
Ход урока
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность.
Вот подали нам звонок.
Начинается урок.
Приглашаю вас путешествовать
Знания свои совершенствовать.
– Какие знания и умения нам пригодятся на уроке математики?
Повторение (работа по группам)
Тестирование (система голосования Response)
– Давайте вспомним, чему мы научились на прошлом уроке. Взяли в руки пультики, внимательно читаем задание на экране, выбираем ответ и нажимаем на соответствующую кнопку на пульте.
Рабочая тетрадь с. 89 № 4. Проверка.
– Молодцы! Вижу, все готовы отправиться со мной в путешествие.
Кто за приключения?
(Дети хором)
– Все без исключения!
– Запишем дату путешествия в наших бортовых журналах (рабочие тетради в клетку)
СЛАЙД 2
(записываем число, классная работа)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
– Отлично! А какая будет цель нашего путешествия, вы узнаете, расставив в порядке возрастания эти именованные числа.
СЛАЙД 2(по щелчку)
(2 дм, 1 см 3 дм, 5 см, 1 дм, 1 дм 8 см, 1 см, 1 дм 1 см, 4 см, 1 дм 6 см)
Проверка по щелчку
– Итак, за чем же мы отправляемся?
(На слайде появляется слово СОКРОВИЩА)
СЛАЙД 3
– Давным-давно, на одном необитаемом острове пират по имени Флинт спрятал сундук с сокровищами. Вот за ними мы и отправимся. Путешествие нам предстоит по морю. Что нам для него нужно? (Корабль)
– Давайте выберем его.
CD. Задания – тренажеры: «Вычитание с переходом через 10» «Корабли».
СЛАЙД 4
– Итак, вот наш корабль. Из каких геометрических фигур он состоит?
Скорей поднимем парус
И прямо в океан!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!
– А что может лежать в этом сундуке?
– А вдруг там и вправду монеты? Сможете ли вы их посчитать? Разделим наш экипаж на группы. Каждая группа получает листочек с заданием. Нужно посчитать, сколько в кошельке монет, а сколько денег.
Приложение 1.
– Отлично! Мы в открытом море!
СЛАЙД 5
– Внимание! Нам навстречу движется огромный айсберг!
– Чтобы успешно его обойти, нужно рассчитать маршрут, вычислить угол поворота руля, для этого нужно быстро и правильно уметь считать!
– Ваша задача правильно произвести вычисления.
На айсберге пример 15 – 12.
– Какие числа вычитаем? (Двузначные). Из чего состоят двузначные числа? (Из десятков и единиц)
– Решали ли мы такие примеры? (Ещё нет)
3. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.
– Чему же мы будем учиться на уроке? Откроем учебники на с.91, прочитаем тему урока.
4. Реализация учебной задачи урока.
– А на нас уже надвигается огромный айсберг!
– Какие будут предположения?Как можно решить этот пример? Можно воспользоваться подсказкой учебника с. 91 № 2.
(Разложить 12 на разрядные слагаемые, вычесть сначала десятки из десятков, а потом единицы из единиц)
– Молодцы, первый айсберг обошли!
СЛАЙД 6
– Посмотрите, на нас движется ещё один! Выполним вычисления и победим его! Какие будут предположения?
(Объясняем, как решить пример 20-13)
– Давайте сделаем вывод: как выполнить вычитание двузначных чисел?
Вывод. При вычитании двузначных чисел десятки вычитают из десятков, единицы вычитают из единиц.
– Ура! Айсберги остались позади, можно и передохнуть.
Физкультминутка.
Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы на корабле:
Лево руля! – все бегут к левому борту (левой стене класса).
Право руля! – все бегут к правому борту (правой стене).
Нос! – все бегут вперед.
Корма! – все бегут назад.
Поднять паруса! – все останавливаются и поднимают руки вверх.
Драить палубу! – все делают вид, что моют пол.
Пушечное ядро! – все приседают.
Адмирал на борту! – все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.
5. Включение в систему знаний и повторение.
– А теперь применим новые знания и зафиксируем это в наших бортовых журналах.
Работа в тетрадях. Учебник с.91 № 3
Параллельно с работой в тетради дети решают примеры у доски с объяснением.
– В трюме нашего корабля завелись крысы. Они разбросали все наши запасы по всему трюму. Давайте наведём там порядок.
CD. Задания-тренажёры: «Вычитаем двузначные числа».
СЛАЙД 7
– Молодцы! А мы уже прибыли на остров! Многие побывали на этом острове, но так и не нашли сокровищ. Как вы думаете, почему?
– Откроем рабочую тетрадьна с. 94 и выполним № 1. Можно работать в парах.
Проверка.
СЛАЙД 8
– А перед нами пещера, в которой спрятаны сокровища. Но попасть мы в нее сможем, лишь решив задачу двумя способами.
Дети работают в р.т. на с. 94 № 2.
Два ученика решают задачу у доски разными способами на СЛАЙДЕ 9.
– Кто объяснит, как ребята решали задачу?
СЛАЙД 10
– А вот и сундук! Но на нем висит замок. Нужно разгадать кодовое слово.
Р.т. с. 95 № 4. Проверка НА СЛАЙДЕ 11 – ученики по очереди выходят к доске, объясняют решение и вписывают ответ.
– Недаром Флинт закодировал замок словом «дружба», ведь именно она помогла нам справиться с трудными испытаниями.
– Давайте узнаем, что же мы нашли?
СЛАЙД 12
Составить слово из букв.
– Какие же сокровища мы нашли сегодня на уроке? (Знания)
6. Итог урока (рефлексия понимания и самооценка).
СЛАЙД 13
— Чему научились на уроке? Как выполнять вычитание двузначных чисел?
Дополните фразы.
- На уроке мы научились…
- Было интересно…
- Было трудно..
- Я хочу ещё узнать…
– На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, оно вам понравилось. Урок окончен.
СЛАЙД 14
Молодцы!
Список используемой литературы:
- Медникова Л.А. Математика. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2015.
- Посицельская М.А., Сопрунов С.Ф., Сопрунова Н.А., МАТЕМАТИКА 1: Тетрадь для ученика № 1 для первого класса начальной школы – М.: Институт новых технологий, 2008.
Видеофрагмент урока (ссылка).