Урок математики на тему "Вычитание двузначных чисел". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК «Перспектива»

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты (целевые установки):

Предметные: моделировать приёмы выполнения действия вычитания двузначных чисел; применять знание разрядного состава числа при вычитании двузначных чисел в пределах 20; сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный; выполнять вычитание двузначных чисел в пределах 20.

Метапредметные:

  • (Р) — формулировать цель, сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; планировать деятельность, описывать результаты действий, используя математичес-кую терминологию; оценивать результаты работы по выработанным критериям; формулировать рефлексивные высказывания по плану;
  • (П) — осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и «Рабочей тетради»; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических
  • объектов и формулировать выводы; строить элементарное рассуждение о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
  • (К) — включаться в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, воспринимать различные точки зрения; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; вежливо общаться.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь 2 часть Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б., Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, экран, компьютер, система для голосования, презентация, карточки для работы в группе.

Урок математики в 1 «Б» классе получился веселый, нестандартный, эффективный. Урок современный, соответствующий требованиям Стандарта и САНПИНа.

Свой урок я построила, используя деятельностный подход, информационно-коммуникативные технологии.

У первоклассников еще не сформировано произвольное внимание и умение учиться. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

Благодаря выбранной форме – урок-путешествие, на всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Ребятам нужно не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

На уроке я использую и фронтальную, и групповую работу. При проведении работы в группах и парах я задаюсь целью сплотить ребят, научить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.

ИКТ использовалось на протяжении всего урока. Презентация к уроку получилась яркая. Детям очень нравится работать на интерактивной доске и с системой голосования (контроля).

Урок заканчивается рефлексией. Дети с удовольствием подводят итог своей деятельности. Урок им очень понравился. И для меня это лучшая награда!

Ход урока

1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность.

Вот подали нам звонок.
Начинается урок.
Приглашаю вас путешествовать
Знания свои совершенствовать.

– Какие знания и умения нам пригодятся на уроке математики?

Повторение (работа по группам)

Тестирование (система голосования Response)

– Давайте вспомним, чему мы научились на прошлом уроке. Взяли в руки пультики, внимательно читаем задание на экране, выбираем ответ и нажимаем на соответствующую кнопку на пульте.

Рабочая тетрадь с. 89 № 4. Проверка.

– Молодцы! Вижу, все готовы отправиться со мной в путешествие.

Кто за приключения?

(Дети хором)

– Все без исключения!

– Запишем дату путешествия в наших бортовых журналах (рабочие тетради в клетку)

СЛАЙД 2

(записываем число, классная работа)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

– Отлично! А какая будет цель нашего путешествия, вы узнаете, расставив в порядке возрастания эти именованные числа.

СЛАЙД 2(по щелчку)

(2 дм, 1 см 3 дм, 5 см, 1 дм, 1 дм 8 см, 1 см, 1 дм 1 см, 4 см, 1 дм 6 см)

Проверка по щелчку

– Итак, за чем же мы отправляемся?

(На слайде появляется слово СОКРОВИЩА)

СЛАЙД 3

– Давным-давно, на одном необитаемом острове пират по имени Флинт спрятал сундук с сокровищами. Вот за ними мы и отправимся. Путешествие нам предстоит по морю. Что нам для него нужно? (Корабль)

– Давайте выберем его.

CD. Задания – тренажеры: «Вычитание с переходом через 10» «Корабли».

СЛАЙД 4

– Итак, вот наш корабль. Из каких геометрических фигур он состоит?

Скорей поднимем парус
И прямо в океан!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!

– А что может лежать в этом сундуке?

– А вдруг там и вправду монеты? Сможете ли вы их посчитать? Разделим наш экипаж на группы. Каждая группа получает листочек с заданием. Нужно посчитать, сколько в кошельке монет, а сколько денег.

Приложение 1.

– Отлично! Мы в открытом море!

СЛАЙД 5

– Внимание! Нам навстречу движется огромный айсберг!

– Чтобы успешно его обойти, нужно рассчитать маршрут, вычислить угол поворота руля, для этого нужно быстро и правильно уметь считать!

– Ваша задача правильно произвести вычисления.

На айсберге пример 15 – 12.

– Какие числа вычитаем? (Двузначные). Из чего состоят двузначные числа? (Из десятков и единиц)

– Решали ли мы такие примеры? (Ещё нет)

3. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.

– Чему же мы будем учиться на уроке? Откроем учебники на с.91, прочитаем тему урока.

4. Реализация учебной задачи урока.

– А на нас уже надвигается огромный айсберг!

– Какие будут предположения?Как можно решить этот пример? Можно воспользоваться подсказкой учебника с. 91 № 2.

(Разложить 12 на разрядные слагаемые, вычесть сначала десятки из десятков, а потом единицы из единиц)

– Молодцы, первый айсберг обошли!

СЛАЙД 6

– Посмотрите, на нас движется ещё один! Выполним вычисления и победим его! Какие будут предположения?

(Объясняем, как решить пример 20-13)

– Давайте сделаем вывод: как выполнить вычитание двузначных чисел?

Вывод. При вычитании двузначных чисел десятки вычитают из десятков, единицы вычитают из единиц.

– Ура! Айсберги остались позади, можно и передохнуть.

Физкультминутка.

Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы на корабле:

Лево руля! – все бегут к левому борту (левой стене класса).
Право руля! – все бегут к правому борту (правой стене).
Нос! – все бегут вперед.
Корма! – все бегут назад.
Поднять паруса! – все останавливаются и поднимают руки вверх.
Драить палубу! – все делают вид, что моют пол.
Пушечное ядро! – все приседают.
Адмирал на борту! – все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.

5. Включение в систему знаний и повторение.

– А теперь применим новые знания и зафиксируем это в наших бортовых журналах.

Работа в тетрадях. Учебник с.91 № 3

Параллельно с работой в тетради дети решают примеры у доски с объяснением.

– В трюме нашего корабля завелись крысы. Они разбросали все наши запасы по всему трюму. Давайте наведём там порядок.

CD. Задания-тренажёры: «Вычитаем двузначные числа».

СЛАЙД 7

– Молодцы! А мы уже прибыли на остров! Многие побывали на этом острове, но так и не нашли сокровищ. Как вы думаете, почему?

– Откроем рабочую тетрадьна с. 94 и выполним № 1. Можно работать в парах.

Проверка.

СЛАЙД 8

– А перед нами пещера, в которой спрятаны сокровища. Но попасть мы в нее сможем, лишь решив задачу двумя способами.

Дети работают в р.т. на с. 94 № 2.

Два ученика решают задачу у доски разными способами на СЛАЙДЕ 9.

– Кто объяснит, как ребята решали задачу?

СЛАЙД 10

– А вот и сундук! Но на нем висит замок. Нужно разгадать кодовое слово.

Р.т. с. 95 № 4. Проверка НА СЛАЙДЕ 11 – ученики по очереди выходят к доске, объясняют решение и вписывают ответ.

– Недаром Флинт закодировал замок словом «дружба», ведь именно она помогла нам справиться с трудными испытаниями.

– Давайте узнаем, что же мы нашли?

СЛАЙД 12

Составить слово из букв.

– Какие же сокровища мы нашли сегодня на уроке? (Знания)

6. Итог урока (рефлексия понимания и самооценка).

СЛАЙД 13

— Чему научились на уроке? Как выполнять вычитание двузначных чисел?

Дополните фразы.

  • На уроке мы научились…
  • Было интересно…
  • Было трудно..
  • Я хочу ещё узнать…

– На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, оно вам понравилось. Урок окончен.

СЛАЙД 14

Молодцы!

Список используемой литературы:

  1. Медникова Л.А. Математика. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2015.
  2. Посицельская М.А., Сопрунов С.Ф., Сопрунова Н.А., МАТЕМАТИКА 1: Тетрадь для ученика № 1 для первого класса начальной школы – М.: Институт новых технологий, 2008.

Видеофрагмент урока (ссылка).