Целью написания данной статьи является обобщение опыта внедрения исследовательской и проектной практики в образовательный процесс на третьей ступени основного общего образования с учетом требований ФГОС, воспитания и формирования активной, мобильной современной личности, а также создания комфортной образовательной среды, условий успешности, правильности выбора профессионального образовательного маршрута в дальнейшем. Данный проект реализуется в ГБОУ СОШ № 89 Калининского района Санкт-Петербурга в 10-11 классах.
В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного и экономичного использования ресурсов приобретают всё большую актуальность
Умение оценить природные ресурсы, грамотно ими распорядиться, сохранить процессы возобновляемости ресурсов, умение ориентироваться в экологической обстановке данного региона – это необходимые компетенции современного человека.
Экологические проекты «Учимся решать экологические проблемы» для учащихся 10-11 классов мы рассматриваем как способ организации познавательной деятельности учащихся школы. Выполнение проектов может быть основано только на деятельностном подходе, который предусматривает ФГОС. Это непосредственное вовлечение учащихся в научную, исследовательскую, социальную деятельность, повышение мотивации к изучению предмета, ведению здорового образа жизни, что является частью экологической культуры.
Проект предусматривает создание условий для развития у обучающихся чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки, по привлечению внимания общественности к экологическим проблемам.
В качестве ведущих задач мы определили для себя следующие:
- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность;
- создание условий для формирования УУД и получение метапредметных результатов;
- достижение и поддержание личной успешности в учебной и научной деятельности для учащихся (личностные результаты).
В ходе реализации проекта требуется межнаучное взаимодействие, которого так не хватает в линейных курсах и которое необходимо для формирования метапредметных результатов:
- познавательных: смысловое чтение, анализ, синтез;
- регулятивных: планирование деятельности, степень понимания выполняемой работы, самоопределение, самостоятельность;
- коммуникативных: речевая культура, ясность выражения мысли, полнота излагаемого материала.
Эти результаты можно достичь через:
- формирование основ проектной и исследовательской деятельности;
- формирование основ представления проектов и исследований в виде печатной работы, устного выступления, компьютерной презентации;
- формирование экологической грамотности и экологической культуры на основе более глубокого погружения и вовлечения в проблему;
- вовлечение в социальные экологические проекты.
Сроки реализации рассчитаны на два года для каждого учащегося.
Первый год занятий: элективный курс «Основы исследовательской деятельности», распределение по образовательным областям, определение направления исследования, планирование хода работы, проведение исследования, создание проекта, предоставление материалов работы.
Второй год занятий: анализ и коррекция результатов, рецензирование работ, подготовка к публичному выступлению, защита работы на школьной научной конференции, участие в конференциях и конкурсах различного уровня.
Педагог-куратор осуществляет педагогический надзор за работой каждого учащегося в соответствии с планом индивидуальной работы. Это позволяет работать не только с талантливыми учащимися, но и реализовать личностно-ориентированный подход к любому учащемуся, повысив тем самым его шансы на успешность.
Эффекты данного проекта:
- является инструментом для повышения качества образования, позволяющий выстроить индивидуальную образовательную траекторию учащегося;
- оптимизирует процесс профориентации;
- помогает осуществлять планомерное сопровождение учащегося по индивидуальному образовательному маршруту, создавая комфортную образовательную среду для его развития;
- помогает учащемуся и родителям правильно оценить себя, свои ресурсы и возможности, выбор будущей профессии.
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Литература
- Бурцева О.Ю. Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете требований новых образовательных стандартов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2013.- 63 с.
- Гутник И.Ю., Гембель Т.П, Королькова А.Ю. Предметное и профессиональное самоопределение ученика методом процесс-фолио/Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования//Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции/под ред. И.В.Муштавинской, О.Б.Даутовой, О.Н.Крыловой – СПб, 2015.-С.124-129
- Современные педагогические технологии основной школы в услових ФГОС /О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская.- СПб.:КАРО, 2013.- 176 с.
- Цейтлина Е.Ю., Глыбовская О.В. Межпредметный подход в формировании универсальных учебных действий в основной школе в практике построения индивидуальных образовательных траекторий/Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования//Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции/под ред. И.В.Муштавинской, О.Б.Даутовой, О.Н.Крыловой – СПб, 2015.-С.69-76