“Каждое искусство изучается постепенно, частями.
Для живописи первое – приготовление красок”.
Теофил
(монах, писатель, путешественник, жил в XII веке).
Цель: Дать возможность увидеть межпредметную связь химии и изобразительного искусства через демонстрацию широкого спектра художественного материала и его химического состава.
Задачи:
- познакомить учащихся с различными художественными средствами и их химическим составом;
- формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению химии и изобразительного искусства;
- развивать навыки работы с художественными материалами.
ХОД УРОКА
Организационный момент (3 минуты)
При входе в класс учащиеся берут цветные жетончики и, таким образом, делятся на 4 группы для работы в лаборатории.
Слайд №1. Тема урока.
Содержание урока:
Вступление (5 минут)
Учитель ИЗО: Сколько помнит мир, люди рисовали всегда.
Слайд № 2,3
Перед нами - “вернисаж”: наши далекие предки скрупулезно расписывали стены пещер. Древние иконописцы, виртуозно владея техникой рисования и знанием красок, создавали восхитительные фрески в храмах. Старинные иконы смотрят на нас, поражая глубиной образов и нетленными красками. В замках и дворцах солнце, льющееся сквозь кружево витражей, погружает нас в фантастический мир цвета. Со стен музеев смотрят на нас полотна старых мастеров, знакомые и близкие сюжеты картин наших современников.
Что же нужно нам, чтобы ощутить себя художником?
Ученики: Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски
Слайд № 4
Учитель химии: В современном мире существует много материалов, которые используют для живописи. О них мы сегодня и поговорим.
Слайд № 5
Крамски — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта.
Пигменты (лат. pigmentum – краска) – красящие вещества. В качестве пигментов использовали сок растений, различные виды глин и другие вещества, встречающиеся в природе. Вспомните индейцев, которые расписывали лицо и тело разными цветами.
Слайд № 6
Пигменты, или красители, бывают:
- минерального (неорганические соли или оксиды металлов)
- химического,
- органического (животного и растительного) происхождения.
В древности широко использовались некоторые минеральные краски для наскальной и стенной живописи. Для окраски тканей и для косметических целей применялись краски растительного и животного происхождения.
Древнеегипетская лазурь, описанная Витрувием (I в. н.э.), состояла из песка, прокаленного в смеси с содой и медными опилками в глиняном горшке. Наряду с минеральными красками в глубокой древности использовались растворимые природные красители. Например, были найдены циновки, окрашенные в красный цвет более 3500 лет до н. э.в Древнем Египте.
Слайд № 7
В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также некоторые животные организмы (моллюсков).
Учитель ИЗО: Сейчас у нас есть все, кроме красок
Учитель химии: Не волнуйтесь! Химия вам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок!
- Как вы думаете, чем люди рисовали еще в каменном веке? (Углем, охрой, мелом).
- А где они могли найти красящие вещества? ( Это природные минералы и горные породы).
Сейчас мы, с вами используя вещества, синтезированные на основе природного сырья, получим химические пигменты всех цветов радуги. (По ходу проведения опытов получаем радугу цветов)
Слайд № 8 комментирует учитель химии
Цвет красный. Его мы получим путем смешивания растворов хлорного железа и метилового оранжевого. Таким образом в фильмах имитируют кровь.
Окраска большого числа природных пигментов – земляных красок – обусловлена присутствием в них соединений железа. К числу наиболее известных железосодержащих пигментов относятся охры.
А раньше пурпур – получали из раковин улиток-багрянок. (Для одного грамма краски требовалось 10 тысяч улиток).
Цвет оранжевый. Оранжевую краску получим, если растворим дихромат калия в воде
Цвет желтый. Прильем к раствору дихромата калия раствор щелочи.
Слайд № 9 комментирует учитель химии
Темно-зеленый цвет. В качестве зеленого цвета для краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный как поделочный камень – малахит.
Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2.
Окраска малахита чаще всего зеленая, но может быть даже почти черной. Малахит истолочь в тонкий порошок в ступке, а затем тщательно растереть с водой.
Слайд № 10
В России наиболее известны месторождения малахита на Урале (в районе Нижнего Тагила). Из малахита изготавливают ювелирные и декоративные изделия. Чаще всего в продаже встречаются малахитовые шкатулки. Вы читали “Малахитовую шкатулку” П.П.Бажова? В древнем мире из малахита изготовляли бусы, амулеты, камеи и декоративные изделия. Порошок из малахита служил краской для рисования и пудрой в косметике.
Слайд № 11
Георгиевский зал в Зимнем дворце Петербурга отделан уральским малахитом.
Слайд № 12
Внутренние помещения Исаакиевского собора в Петербурге также облицованы малахитом.
Слайд № 13
Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3,называемый еще хромовой зеленью. Очень редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3 волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно-зеленого до ярко-зеленого.
Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.
1. Проведем опыт “Извержение вулкана” по уравнению реакции:
(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O
2. Смесь нужно охладить, промыть несколько раз водой, профильтровать, высушить, хорошо растереть в ступке, добавить воды.
Зеленую краску можно получить даже из молодых листьев березы, что и делали раньше на Руси.
Голубой цвет очень легко сейчас получить. Надо взять медный купорос и растворить в воде. Медный купорос сейчас используют в садоводстве. Им обрабатывают деревья от различных вредителей.
Синий цвет. Перейдем к приготовлению пигментов, содержащих ионы железа.
Широко известный синий пигмент - берлинская лазурь. Для ее приготовления нужна соль трехвалентного железа FeCl3, которую смешиваем с раствором ферроцианида калия K4[Fe(CN)6]. Мгновенно образуется синий осадок берлинской лазури Fe4[Fe(CN)6]3.
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3 + 12KCl
Осадок фильтруют, промывают дистиллированной водой.
Есть еще способ получения синей краски. К раствору медного купороса прильем нашатырный спирт.
Раньше индиго – (сине-фиолетовый) получали из растений, растущих в Индии. Краска была известна еще древним египтянам.
Цвет фиолетовый. В этом цвете содержится очень опасный для человека раствор фенола, к нему мы добавим несколько капель хлорного железа и получим фиолетовый цвет. Поэтому нельзя пробовать краски на вкус. Можно получить отравление.
Белый цвет. В 1780 г. впервые приготовили белила из цинка, вместо ядовитых свинцовых белил. Краска была очень дорогой и особого успеха не имела. Лишь в 1840 г. удалось получить цинковые белила более дешевым способом. Краска применялась в живописи и при малярных работах.
Слайд № 14 комментирует учитель ИЗО
Краска черная. Углем рисовали еще в каменном веке. Росписи пещеры Альтамира в Испании, Ласко во Франции, созданные более 20 тысяч лет назад, выполнены охрой, мелом и углем.
Учитель ИЗО: При изготовлении красок связующим веществом может быть мед, глицерин, леденцовый сахар, желатин, рыбий клей. Эти краски легче разводятся водой.
Различают следующие виды красок:
- акриловые краски
- водяные (клеевые) — полупрозрачная акварель, и заглушенная гуашь (сухие и жидкие краски)
- верховые краски (для ткани, устар.)
- восковые краски
- гримировальные краски
- казеиновые краски
- керамические краски
- краски для волос
- краски для тканей
- краски для полиграфии
- масляные краски, а также эмалевые краски, алкидные краски
- темпера — на основе яичного желтка
- эмульсионные краски
Вопрос классу: Какими красками вы пользуетесь на уроках ИЗО? (Дети называют: акварель, гуашь.)
Давайте с некоторыми из них мы познакомимся более подробно.
Каждый вид красок имеет свои достоинства и недостатки. Они имеют несхожие качества и разное время высыхания. А также придают и разный внешний вид готовому произведению. От вида краски зависят продолжительность сохранности изображения, срок выцветания и период старения, а также многие другие характеристики живописного произведения. Поэтому художник, исходя из качеств различных красок, сам выбирает нужный ему вид для своей работы.
Слайд № 15
Учитель химии: Есть краски простые в применении, но имеющие прекрасные изобразительные свойства. К таким краскам относится акварель.
Она лучше всего подходит для начинающих художников и для выполнения учебных рисунков. Акварель – это водяные прозрачные краски. Название “акварель” происходит от латинского“AQUA” – вода. Но вода в акварельной живописи – это только разбавитель. Сами краски изготавливаются из стойких пигментов (красителей) и связующих веществ.
Состав: растительные прозрачные клеи – гуммиарабик; глицерин, сахар (придает пластичность, удерживает влагу); бычья желчь (не дает скатываться краске в капли); фенол (предохраняет от плесени). Свойства связующих веществ позволяют акварели иметь главное достоинство – прозрачность тонкого красочного слоя.
Учитель ИЗО: Техника акварели отличается особой сложностью, так как исправления практически невозможны. Художник должен уметь точно определить количество воды, которое необходимо добавить в краску, чтобы добиться нужного эффекта. Сначала наносят светлые тона, для получения которых краски необходимо развести водой; затем – тёмные тона. Наиболее часто используют следующие акварельные техники: размывки, лессировки, работу “по сухому” и “по сырому”. Не следует брать на кисть слишком много краски, чтобы она не потеряла присущей ей яркости.
Слайд № 16
Учитель химии: Следующая краска – гуашь.
Она бывает плакатной и художественной, причем плакатная гуашь гораздо ярче. Гуашь, так же разводится водой. Но если гуашь свежая и не утратила сметанообразного состояния, лучше свести использование воды к минимуму. Иначе при высыхании краска будет ложиться неровно и получится множество разводов. В состав гуаши входит достаточно много различных компонентов – гуммиарабик, глицерин, масла, фенол. Главными же своими качествами – непрозрачностью и хорошей способностью закрывать предыдущий слой любого цвета – гуашь обязана входящим в ее состав белилам (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Правда, из-за них любой оттенок гуаши в высохшем виде становится почти наполовину светлее. Это свойство следует учитывать при работе с гуашевыми красками.
Учитель ИЗО: Гуашь высыхает очень быстро, и примерно через час работа уже сухая. Высохшие краски приобретают приятную матовую, бархатистую поверхность. Хранить гуашь следует плотно закрытой, не давая ей высыхать и предохранять от холода. Если краска всё-таки высохла, её можно залить слабым раствором столярного клея или водой и дать настояться. Гуашь – это как раз тот материал, который чаще всего применяется в технике, использующей смешанные материалы. Гуашь обычно используется с пастелью, поскольку поверхности, закрашенные ей, при высыхании становятся шероховатыми, а частицы пастели, как и мела, угля, хорошо с ней сцепляются.
Слайд № 17
Учитель химии: Масло считается самым совершенным видом красок для живописи. Она позволяет работать в различных техниках, обладает высокой способностью закрывать предыдущие слои краски, не изменяется в цвете. Масляные краски состоят из красочного пигмента и связующего вещества, в качестве которого используется льняное масло либо масло грецкого ореха. Бывают масляные краски: цинковые, свинцовые, титановые, кадмиевые, хромовые и др.
Учитель ИЗО: Масляные краски сохнут долго, они обладают особой пластической выразительностью. Для разведения красок используют скипидар. Кроме того, при работе маслеными красками легко делать исправления и получать плавные переходы тонов. Маслом можно писать на любой основе - холсте, дереве, металле, бумаге, – предварительно загрунтованной. Краски наносят тонкими слоями в виде лессировок или пастозными мазками. Полное высыхание масляных красок происходит примерно через 100-120 лет, после чего они трескаются и могут отслаиваться от холста. Выполненные маслом картины живут столетиями.
Слайд № 18
Учитель химии: Темперные краски.
Бывает различным, так как кроме цветового пигмента в их состав входит связующая эмульсия. От типа связующей эмульсии зависят многие свойства темперы. В природе существует целый ряд натуральных продуктов, которые используется в качестве темперных эмульсий. Это молоко, яичный желток, сок некоторых растений. В настоящее время распространенными являются яичные, казеиновые, гуммиарабиковые темперные краски. Они “капризны” при хранении: они расслаиваются, загустевают, подвержены гниению. Кроме того, темпера боится холода и мороза.
Учитель ИЗО: Темпера занимает по сложности работы с ней промежуточное место между гуашью и маслом. Темперные краски, как и гуашь, в процессе работы разбавляются водой, но после высыхания переходят в нерастворимое твердое состояние, которое, в отличии от масляных красок, невозможно изменить, размыв их водой. В процессе высыхания темпера может сначала темнеть, а потом светлеть. Темперой рисовали на стенах - фрески, на дереве - иконы.
Слайд № 19
Учитель химии: Акриловые краски.
Как нельзя лучше подходят для профессиональной работы, так как после высыхания они образуют водостойкую пленку. Краски были созданы сравнительно недавно, они представляют собой нетоксичный раствор акриловый смолы с высокой концентрацией пигмента. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с жидкими акварельными красками. Во-первых, они очень быстро сохнут, поэтому бумага при их нанесении не коробится. Во-вторых, акриловые краски очень прочные и стойкие к воздействию воды, их цвет не меняется благодаря образованию водостойкой пленки. Состав: синтетический клей, латексный клей.
Слайд № 20-23
Учитель ИЗО: Самое большое преимущество акриловых красок в том, что ими можно рисовать на холсте, на ногтях, на стекле, на одежде, любой ткани, на камнях - гальке.
Учитель химии: А сейчас мы с вами перенесемся в средние века, когда художники сами занимались приготовлением красок.
2. Этап урока. Творческая мастерская. (15 минут)
Слайд № 24
Проводится практическое занятие для которого учащиеся разделены на 4 группы, каждая группа получает свое задание на инструктивных картах (Приложение 1). Приступают к приготовлению красок.
Звучит музыка
3. Этап урока. Выполнение практической работы. (20 минут)
Звучит музыка Б.Окуджава. (Живописцы, окуните ваши кисти...)
Ученики: Используя краски, полученные на уроке, рисуют пейзажи заранее приготовленные учителем. (Приложение 2).
4. Этап урока. Рефлексия. (5 минут)
Учитель химии:
1. Взаимосвязаны ли химия и изо?
2. Какие химические элементы и вещества часто встречаются в различных художественных материалах?
3. Какие художественные материалы можно отнести к живописным? А какие к графическим?
Учитель ИЗО: Различные материалы и техники позволяют придать изображению разный художественный смысл. Каждый изобразительный материал имеет свои особенности, причем среди них нет лучших или худших – они просто разные, как музыкальные инструменты в оркестре. Важно суметь выбрать наиболее подходящие для каждой композиции и научиться на них играть, чтобы передать всю красоту музыкального произведения.
Учитель химии: Сегодня на уроке мы вам постарались показать взаимосвязь двух разных предметов – химии, ИЗО. И как выяснили такая взаимосвязь существует.
Учитель ИЗО: Ребята, заканчивается необычный урок, на котором вы выступили не только в роли художников, творцов прекрасного, но и в роли мастеров, которые смогли создать краски. Научные знания химической лаборатории соединились в творческой мастерской художника и химика.
Теперь у вас есть возможность представить свои работы на выставку.
Ребята вывешивают на доску свои работы, проходит смотр и обсуждение работ.
Д.З. Создать творческую группу из учащихся 6-7 классов для написания статью в районную газету.