Технологическая карта урока математики по теме "Степень числа". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Класс:  5.

УМК: «Математика 5 класс» И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Мнемозина.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием степени числа, основанием степени,  показателем степени, уметь находить значения числовых выражений, содержащих степень.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться  читать и записывать степень; называть компоненты степени; заменять произведение степенью; представлять степень в виде произведения.

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; наблюдать, анализировать, сравнивать; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность.

Метапредметные:

  • регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение. Развитие умения сравнивать и производить оценку.
  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
  • коммуникативные:  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.

Основные понятия: степень, основание, показатель степени, нахождение значения числовых выражений, содержащих степень.
Оборудование:

  • Карточки для самостоятельной работы; (Приложение 1)
  • Учебник «Математика. 5 класс» И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович;
  • Компьютер;
  • Интерактивная доска;
  • Презентация Microsoft Office-Power Point (Приложение 2).

Ход урока

 

Этап урока

Задачи этапа

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,
регулятивные)

1

Орг момент.

Проверка готовности к уроку.

 (Приложение 2). (Слайд 1)

Приветствие учащихся (Слайд 2):

- Начинается урок,
Приготовься-ка дружок!
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно!

(учащимся выдаются оценочные листы) (Приложение 1)

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу на уроке.

2

Актуализация знаний

Воспроизведе ние учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового материала.

Беседа с учащимися по слайдам:

- Давайте вычислим устно примеры: (Слайд 3)
27+253; 33365-3265; 265*101; 256: 4.

- Как только вы начали изучать математику, вы познакомились с различными  арифметическими действиями. Какими?

- Представьте сумму в более компактной записи,  используя во всех примерах один конкретный знак действия?  (Слайд 4)

- Какое здесь можно использовать действие и знак?  

2+2=
15+15+15=
8+8+8+8=
3+3+3+3+3=
5+5+5+5+5+5=
a+a+a+а =

- Запишите самостоятельно в оценочных листах выражение более компактно с помощью знака умножения, и затем решите его.

- Один учащийся называет ответы, все проверяют и ставят за каждое задание -  1 балл.
- Посчитайте количество верных ответов и запищите в колонке под номером 1 количество балов.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Как можно записать сумму

а+а+а+…+а, где n слагаемых? (Слайд 5)

Запишите выражение в виде формулы:

Решают примеры.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Делают вывод.

 

 

 

Решают самостоятельно, используя раздаточный материал.
Проверяют правильность выполнения, считают количество правильных ответов.
Работают в тетради.

 

3

 

Объяснение нового материала Формулировка темы и целей урока.
Работа с предложенной информацией с целью изучения нового материала.

(Слайд 6) 

- Предлагаю разгадать ребус.

- Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

- Тема урока «Степень числа». (Слайд 7)

- Предлагаю на слайде увидеть закономерность? (Слайд 8)

5;
5 · 5;
5 · 5 · 5;
5 · 5 · 5 · 5;
- Сколько множителей будет содержать выражение, стоящее на 5-м месте, если будем продолжать?  На 10-м? На 45-м?  На  100-м?

- Что означает цифра 5 в каждой записи?

- Что означают числа 1, 2, 3?

- Запишите выражение, которое стоит в данном ряду на 1000-м месте.

- Почему вы не смогли выполнить задание?

 

 

 

 

 

 

Учащиеся разгадывают ребус.

 

Формулируют и записывают тему урока.

 

 

 

Рассматривают примеры на слайде,  находя сходство, делают вывод.

   

- Какая  цель нашего урока? (Слайд 9)

- Посмотрите на раздаточный материал и подумайте,  какие задания мы с вами будем выполнять? Какие еще будут цели урока?

- Сейчас, работая в парах, предлагаю вам ответить на вопросы в ваших листочках, выполняем №2.  (Слайд 10)
1) Что означает аn?
2) Как называется an?
3) Как называются а и n?
4) Составьте формулу

5) а1= ..

Формулирую цели урока.

 

 

- Найдите ответы на эти вопросы на странице 206 и выпишите себе в тетрадь.

Сверяют ответы со слайдом и оценивают друг друга за работу в парах - максимум 3 балла.
Учитель заостряет внимание:
- И еще раз:  
Помни, всегда n раз умножаем а на а!
Запишем в тетради формулу. (Слайд 11)


Работают с учебником  в парах.

 

 

Оценивают друг друга.
Записывают в тетрадь формулу.

4

Физкультминутка

Выполнение упражнений для тела.

 (Слайд 12)

1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать
Раз! Подняться, потянуться.
Два! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
На семь восемь лень отбросить!

Выполнение физкультминутки.

5

Закрепление

Закрепление изученного материала

- Сейчас выполним устно задания со слайдов:
№1. Вычислите:
33; 52; 103; 72; 92. (Слайд 13)
№2.Прочитайте выражение, назовите показатель степени и основание:
34; 58; 53; 72. (Слайд 14)
- Предлагаю выполнить №3 в своих оценочных листах, за верное «+», неверное  «-».
№3. Найди ошибку: (Слайд 15)

  1. 7 · 7 · 7 · 7 · 7=73
  2. 0,2· 0,2· 0,2=0,23
  3. 1· 1· 1·1·1· 1· 1· 1=18=1
  4. 33= 27
  5. 25, где 5 - основание, 2 - показатель степени.

- Сверяем полученные ответы с доской и за верно выполненный ответ – ставим балл. (Слайд 16)

- №4. Выполните тест по вариантам: (Слайд 17)

Учащимся предложено проверить ответы и выставить один балл за каждое верно выполненное задание, а общее количество запишите в сводную таблицу под номером 4.(Слайд 18)
Выставление отметок:
19-20 баллов – отметка 5.
14-18  баллов – отметка  4,
10-13  баллов – отметка 3,
Менее 10 баллов – отметка 2.
(Слайд 19)  
Предлагаю сдать листы, я их проверю и выставлю соответствующие  оценки.

 
Работают устно.

 

 

 

Выполняют задания на применение полученных знаний.

 

Сверяют ответы:
- + + + -

 

Выполняют  тест по вариантам.

Сверяют свои ответы с ответами на слайде.
1 вариант:
1)Б 2)А 3)А 4)Б 5)В 6)В
2 вариант:
1)А 2)В 3)В 4) В 5)А 6)Б
Подводят итоги. Сдают листы.

6

Рефлексия

Подведение итогов, самооценивание

Подведение итога: (Слайд 20)
- Что нового вы сегодня узнали?
- Как называется такая запись?
- Как называется а?
- Как называется число n?
- Поднимите одну из карточек:
зеленую, если вы поняли, что такое степень и у вас все получилось на уроке;
желтую,  если вы поняли, что такое степень, но на уроке допускали ошибки;
красную, если не до конца понял, что такое степень числа. (Слайд 21)

Отвечают на вопросы.

 

 

Используя сигнальные карточки, учащиеся анализируют свою деятельность

7

Домашнее задание

Запись домашнего задания

Домашнее задание:  (Слайд 22)
п.44,  № 770, (куб и квадрат числа), 771, 772, 773.
Спасибо за урок, ребята! (Слайд 23)

Записывают домашнее задание.