Разработка проекта проведена в рамках биологического кружка в 5 классе общеобразовательной школы. На занятиях осуществляется первичное знакомство с предметом биология. Учащихся включаются в учебно-исследовательскую и проектную деятельностью. Во внеурочной деятельности развиваются творческие способности, углубляются знания по предмету, повышается мотивация к учебной деятельности в основной школе. Дети учатся анализировать, обобщать информацию, приобщаются к самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствуя умения поиска. Приобретают навыки работы с проектом, решать учебно-познавательные, учебно-практические задачи, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), умение представлять свой материал перед аудиторией. Приобщаются культуре поведения в природе, позитивному отношению к окружающему их живому миру.
Знания, полученные на кружке, можно использовать на уроках биологии.
Тип проекта:
- Долгосрочный: 5 месяцев (требует значительного времени для поиска материала, анализа и его оформления);
- Внеурочный: в рамках работы биологического кружка.
Цель проекта: используя энциклопедические сборники по лекарственным растениям, научно-популярную литературу, гербарный материал и др. источники, собрать разнообразную информацию о лекарственных растениях: время сбора, правила хранения, применение.
Задачи проекта:
- Расширить возможности применения внутри предметных связей;
- Повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе, включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- Приобщиться к самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствуя умения поиска, отбора и анализа информации, расширять кругозор;
- Развить творческие способности;
- Углубить знания о растениях.
Руководитель и консультанты проекта: учитель биологии и химии Байдакова Людмила Георгиевна МБОУ «Светская ООШ».
Возраст участников проекта: 10 лет
Состав проектной группы:
Полуэктова Евгения, Трубанова Юлия, Фёдорова Арина,
Кузнецова Елизавета, Зайцева Полина
Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение):
Использование растений с лечебной целью известно с глубокой древности. Применение их лекарственных свойств актуально и в наши дни.
Предполагаемые продукты проекта:
- Оформление презентации «Лекарственные растения посёлка Советский».
- Изготовление гербарного материала «Лекарственные растения посёлка Советский» (для наглядности кабинета биологии).
- Защита проекта перед одноклассниками во время проведения уроков биологии по теме «Лекарственные растения».
- Участие в школьном конкурсе проектов.
Этапы работы над проектом. (см. Приложение 2)
Этап 1. Подготовительный: выбор темы для проекта:
- Собрать различные идеи учащихся;
- Организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей:
- Тема (что мы будем делать?)
- Цели (для чего мы это будем делать?)
- Задачи проекта (как мы это будем делать?)
- Проектный продукт (что должно получиться в результате?)
- Поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.
Этап 2. Планирование:
- Под руководством учителя выбрать подтемы.
- Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.
1. Ученики разбиваются на группы,
2. распределяют роли в группе,
3. определяют вид проектного продукта и форму его презентации,
4. делят работу на промежуточные этапы,
5. определяют время работы над каждым этапом.
- Разбить работу на этапы:
- Сбор растений.
- Сушка.
- Оформление гербарного материала.
- Подготовить план работы над проектом:
- Изучить методику заготовки лекарственного сырья.
- Используя литературу, определить растения.
- Изучить лекарственные свойства растений и их применение.
- Подготовка материалов для защиты проекта.
- Подведение итогов и рефлексия (на заседании кружка после защиты проекта).
Этап 3. Реализация проекта:
- Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.
- Ученики работают по плану, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.
- Совместно решали возникающие трудности;
- При необходимости вносили изменения в план (не меняя сроков выполнения проекта).
Этап 4. Презентация проекта.
Основная задача - представить одноклассникам в форме устное сообщение на уроке биология и на школьном этапе результаты своей работы.
План устного сообщения:
- Представьтесь (назовите своё имя фамилию, какую творческую группу представляете, назовите состав группы).
- Назовите тему проекта.
- Обоснуйте актуальность выполненной работы.
- Расскажите, какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа по реализации проекта.
- Расскажите о пути решения проблемы.
- Продемонстрируйте результат работы группы.
Этап 5. Осмысление и оценка проекта
- Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
- Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
- Что было самым трудным в работе над проектом?
- Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
- Что нуждается в доработке?
- Чего вы до сих пор не понимаете?
- В чем вы стали более уверенны?
- Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?
Проектная работа «Лекарственные растения посёлка Советский».