Урок русского языка "Как обозначить буквой безударный гласный звук?"

Разделы: Начальная школа


УМК «Школа России» Русский язык. 1-й класс.

Тип урока: ОНЗ.

Цели учителя: создать образовательную среду таким образом, чтобы через омофоны подвести детей к выводу, что безударный гласный звук в слове «опасен» и его надо проверять, в совместной деятельности вывести правило проверки безударного гласного звука, составить алгоритм действий проверки.

Ход урока


п/п
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться.

открывает на доске поговорку
Смелое начало все победит
– Как вы её понимаете? – Сегодня мы будем изучать новую тему. Какие ваши ощущения? Боитесь ли вы приступать к работе? Помните:
Начать без страха — все равно, что победить.
– Давайте спланируем наши действия. Что необходимо сделать перед изучением нового.
Повторить
Что будет затем?
Изучить новое.
– Что необходимо далее, чтобы понять, хорошо ли я изучил новое, что понял, а в чём мне надо разобраться?
Поработать самостоятельно
– Чем необходимо закончить наш урок, чтобы подвести итоги своей работы, оценить её?
Линеечкой успеха, самооценкой







Читают поговорку, объясняют ее смысл. Описывают свои ощущения.


Совместно с учителем планируют свою деятельность на уроке.
2. – Итак, с чего начнём работу? (С повторения)
1 задание. Парная работа. Прочитайте предложение и расставьте ударение в словах так, чтобы оно правильно зазвучало (появился смысл)
Пугало пугало сорок сорок.
Проверяем выполненные варианты.
Пугало пугало сорок сорок. (Может быть и другие варианты детей.) Рассматриваем все и проверяем наличия правильного смысла предложения.
– Легко ли было справиться с заданием? Почему? (Одинаковые по написанию слова, а смысл разный)
– Какова роль ударения в этом предложении? (Помогает осмыслить предложение)
– Какие действия вы выполняли, чтобы правильно расставить ударение? (Спросить с удивлением, вникнуть в значение слова, предложения)
– Кто вспомнит, как называются слова, которые одинаковы при написании, а разные по звучанию? (Омографы) Можете ли привести несколько примеров омографов?
– Как называется звук, который произносится сильнее других? (ударный)
– Как называются остальные гласные звуки? (Безударные)
– Подчеркните в этих словах буквы безударных гласных.
Что мы повторили? (Ударение, его роль в словах, омографы, безударные гласные)
Зачем? ( Версии детей)
Изучение нового материала
– Давайте узнаем, какие тайны языка мы сегодня будем открывать. Для этого надо записать одно слово в тетрадь:
(При проверке выполнения, вызываю двух ребят и прошу написать варианты их написания) На доске появляется запись
Слизал, слезал.
Почему получилось 2 разных варианта? (Версии детей, может не быть ни одной версии) Тогда вопрос учителя: Хотите узнать?
3. – Чем различаются эти слова?)(отмечаю маркером)
– Поставьте ударение в словах. Какая безударная гласная в первом слове? Во втором?
– Скажите, какие звуки обозначают эти буквы?
– Какой вопрос возникает в связи с этим наблюдением?

– Определите тему урока – что мы будем изучать? (Рядом с карточкой «изучить новое» – прикрепляется карточка
Безударные гласные
– Зачем мы будем это изучать?
– Зачем человеку надо писать без ошибок?
Орфограмма «безударные гласные» одна из самых трудных. Она встречается в словах часто и ученики допускают много ошибок.
Как вы думаете, что надо делать, чтобы эти слова написать правильно?

Вступает учитель:
– Как вы думаете, какое слово можно проверить словом «лижет», а какое словом «лезет»?
– Как доказать, что это предположение верно?
– Поставьте учебную задачу на этот этап урока: (фиксация на доске)
Узнать правило проверки безударных гласных
(Буквой)
Буква –и –
Буква – е –
Обе буквы обозначают звук {и} – Какое слово верно написано? Какую букву писать на месте безударной гласной?

Версии детей






(Версии детей) (У меня была одна из «великих» версий на уроке: надо посмотреть это слово в предложении, если мальчик откуда-то лезет, например, с дерева, тогда слезает, а если кошка лижет сметану, тогда слизала) (Но такого ответа может и не быть…) ТОГДА (см. вступает учитель)
4. – Как мы можем узнать это правило?
– Я предлагаю вам поработать в группах и самим попробовать узнать правило проверки безударной гласной.
Вспомним правила работы в группе:

– Задание группам на карточках:
отворила дверь — отварила грибы; примирять друзей – примерять платье, полоскать бельё – поласкать котенка
Рассмотрите пары словосочетаний и ответьте на вопрос: как проверить безударный гласный в слове? Подберите, если сможете, проверочное слово…
– К какому выводу пришла ваша группа?

– Как нам убедиться, верны ли наши выводы?
Учебник, страница 65 –правило – чтение. (УМК «Школа России, Русский язык)
– Перечитайте самые главные слова этого правила.
– Делаем выводы: верны ли наши предположения? (да)

Как же проверить безударный гласный в слове?

– В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы и за результат.
– Каждый член группы имеет право высказаться. Остальные должны выслушать.
– Группа должна работать так, чтобы не мешать другим группам.
(К каждой группе я подходила и оказывала дозированную помощь)
Безударную гласную надо проверять, написание буквы безударного гласного часто зависит от значения слова
Повторяем правило проверки безударной гласной
5. – Чтобы нам было легче применять это правило на практике, мы построим алгоритм действий. (Любое легкое слово , например – ГОРА)
1. Читаю слово.
2. Определяю смысловое значение.
3. Ставлю знак ударения.
4. Нахожу безударный гласный.
5. Подбираю проверочное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.
6. Пишу слово правильно.
(фиксация на доске)
– Обратимся к словам на доске (лижет и лезет). Теперь мы можем доказать, верно ли мы подобрали проверочные слова.
– А теперь закрепим наши знания и выполним небольшую самостоятельную работу.
– Будем применять правило и алгоритм проверки, но прежде поможем нашим глазкам.
(Физкультминутка для глаз)
6. – Зачем мы будем выполнять самостоятельную работу? Чтобы закрепить правило проверки безударной гласной
(Правила посадки перед письменной работой)
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.

– Проверьте. (Проверка на слайдах)
– Что можно сказать по результатам самостоятельной работы?
– Вы молодцы! Не печальтесь, если у кого-то что-то не получилось. Главное, чтобы были исправлены ошибки. Смелое начало все победит.
Смелое начало — половина удачи.
Самостоятельную работу можно выбрать согласно уровню Вашего класса, продифференцировать ее и т.д. (Богатого материала в Интернете очень много, здесь на усмотрение учителя, можно и придумать самим)
7. – Какую учебную задачу ставили на урок?
– Удалось ли решить учебную задачу?
– Если кто-то не понял – где можно повторить?
– Переходим к последнему этапу урока: к самооценке (Линеечка успеха)