Урок геометрии по теме «Геометрические гонки». 7-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


(Длительность – 45 минут)

Цель урока: Повторение, систематизация и проверка знаний по геометрии.

Данный урок проводится в конце учебного года во время итогового повторения материала по геометрии.

Задачи:

обучающие:

  • повторить, проверить и привести в систему теоретические знания по геометрии;
  • закрепить навыки решения задач по геометрии;
  • определить сферы практического использования знаний.

развивающие:

  • развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
  • развивать пространственное мышление;
  • развивать логическое мышление.

воспитывающие:

  • развивать чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи, умение выслушивать ответы товарищей;
  • прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • компьютер,
  • видеопроектор,
  • доска,
  • презентация к уроку;
  • материалы для жюри (Приложение 1, список класса);
  • раздаточный материал с заданиями (Приложение 2);
  • листы бумаги для ответов

Подготовка к уроку:

  • Класс делится на команды по 6-7 человек таким образом, чтоб команды были примерно равны по уровню математической подготовки и коммуникативным навыкам. Это лучше сделать заранее, а также предложить выбрать капитана и придумать название, девиз команды. (Как показала практика, если поручить детям это сделать самостоятельно, то команды будут неравносильными, слабые и неактивные дети окажутся в одной команде. Однако задача данного мероприятия состоит не только в проверке, но и в систематизации и закреплении знаний. Слабые должны учиться у сильных игроков команды).
  • Можно расставить парты по периметру класса, сдвинув их по 2-3, и рассадить команды по кругу. В конце класса поставить столы для жюри.
  • В жюри можно пригласить учеников старших классов, родителей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

«Геометрия полна приключений, потому что
 за каждой задачей скрывается приключение мысли.
Решить задачу – это значит пережить приключение».
(В. Произволов)

«Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Будьте активны, чтоб все успеть, внимательны, чтоб ничего не пропустить, и это приведет вас к победе.»

Целеполагание. Учитель озвучивает тему и план урока и вместе с детьми определяются цели и задачи урока.

Планирование.

1. Разминка 3 мин.
2. Решение задач по готовым чертежам 10 мин.
3. «Дополни фразу» 5 мин.
4. Решение задач 10 мин.
5. Кроссворд 4 мин
6. Выступление у доски 10 мин
7. Подведение итогов 2 мин
8. Домашнее задание

Учителю важно следить за временем, чтоб уложиться в 45 минут. Так же надо напоминать детям подписывать фамилии на листах с ответами.
Капитаны команд проходят жеребьевку, тянут листочки с номерами (это можно сделать заранее).

Основная часть

Разминка. (3 минуты)

В качестве разминки предлагается терминологический диктант.

Терминологический диктант.

Параллельные, биссектриса, соответственные, медиана, перпендикуляр, хорда, гипотенуза, смежные, секущая, доказательство.

Листочки собираются в жюри, за каждое правильное слово дается 1 балл. 

Решение задач по готовым чертежам. (10 мин.)

Каждому ученику выдаются карточки-задачи с готовыми чертежами (по три задачи). [2]

Необходимо написать правильные ответы. (Приложение 2)

Задачи оцениваются в 10,10 и15 баллов. Собрать листочки с ответами.

«Дополни фразу» (5 мин.)

Раздать листочки с текстом и предложить дописать нужные слова (проверка знания определений). (Приложение 3) [1] По 1 баллу. Собрать листочки.

Решение задач (10 мин.)

Каждой команде выдаются по 10 одинаковых задач. (Приложение 4). [3], [1] Задачи различного уровня сложности. Капитан должен распределить их в своей команде таким образом, чтоб за 10 минут были решены и оформлены на листах как можно больше задач с пояснениями. Задачи полегче дать слабым ученикам, посложнее – более сильным. Листы с решениями сдаются в жюри. Из каждой команды приглашаются к доске по 1-2 ученика, они оформляют решение одной из задач на доске.

Кроссворд (4 мин)

Пока ребята работают у доски, предложить командам кроссворд. (в Презентации). [1], [4] Вопросы задаются по очереди каждой из команд. Если ребята не знают ответ, то могут ответить другие команды по желанию. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Кроссворд

По горизонтали:

1. Греческое слово, означающее «игральная кость». Один из правильных многогранников; имеет 6 квадратных граней, 12 ребер, 8 вершин. Название введено пифагорейцами, затем встречается у Евклида (3 век до н.э.).(куб)

3.Инструмент для проведения прямых линий на плоскости, для производства некоторых пространственных измерений. (линейка)

6. Это слово состоит из двух греческих слов, первое из них означает ценный, а второе переводится как «принятие положения», «почет», «уважение», «авторитет». Исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательств. (аксиома)

7.Геометрическое место точек плоскости (всех таких точек), расстояние от которых до заданной точки не превышает заданного неотрицательного числа. (круг)

8. Геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. (треугольник)

12. Это латинское слово переводится как «спица в колесе». Заимствовано в Петровскую эпоху. Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой, а также длина этого отрезка. (радиус)

14. Многогранник, одна из граней которого – плоский многоугольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной, не лежащей в плоскости основания. Она может быть правильной, египетской, финансовой. (пирамида)

15. Это латинское слово переводится как «отвес». В геометрии - это сторона прямоугольного треугольника, прилежащая к прямому углу. (катет)

По вертикали:

2.Это слово было заимствовано в 19 в. из франц. яз. где оно восходит к латинскому словосочетанию, означающему «дважды» и «секущая». Это прямая, проходящая через вершину угла и делящая его пополам. (биссектриса)

4. Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. (Евклид)

5.Раздел математики. (алгебра)

6. Прибор для определения широты, один из старейших астрономических инструментов. (астролябия)

9.Часть прямой, состоящая из данной точки и всех точек, лежащих по одну сторону от неё.  (луч)

10. Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону или прямую, совпадающую с противоположной стороной. (высота)

11. Латинское слово «шаг», «ступень». Единица измерения плоского угла, равная 1/90 части прямого угла (градус)

13. Основная единица измерения длины. (метр)

Выступление у доски (10 мин)

Учащиеся рассказывают решение подготовленных задач с краткой записью у доски. Возможна работа в парах, остальные дети записывают решение в своих тетрадях. Ребята из других команд задают вопросы и делают замечания к решению и оформлению задач, если это необходимо.
Жюри учитывает сложность задачи, оценивает правильность ее решения и объяснения. Баллы за ответ делятся по усмотрению жюри между отвечающими и другими командами, участвовавших в обсуждении решения задачи. (10-20 баллов)

Подведение итогов (2 мин)

Жюри подсчитывает и объявляет командные результаты. (1 мин.)

Подсчитываются индивидуальные баллы и выставляются отметки. (1 мин.)

Домашнее задание.

Домашнее задание: Решить в тетрадях оставшиеся нерешенными задачи. Написать все известные формулы для вычисления площадей различных геометрических фигур.

Технологическая карта к уроку.

Список литературы:

  1. Геометрия 7-9, учебник, Атанасян А.Г. и др., М. Просвещение, 2010 г.
  2. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 7-9 кл., Балаян Э.Н., Ростов н/Д, Феникс, 2013 г.
  3. Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №1. Смирнов В.А., М, МЦНМО, 2012 г.
  4. Интернет-ресурсы: Википедия.