Цели урока:
- сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
- выделить компоненты здоровья человека;
- познакомить с правилами, которые помогают сохранить собственное здоровье на долгие годы;
- развивать речь, внимание, мышление;
- воспитывать хорошие привычки для сохранения здоровья.
Оборудование урока: Учебник “Мир вокруг нас” А.А. Плешаков, рабочая тетрадь “Мир вокруг нас”, презентация.
Ход урока
I. Организационное начало.
- Здравствуйте, дорогие дети!
- Что значит “здравствуйте”? (Это значит желать друг другу здоровья.)
- Здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит, его нужно беречь.
II. Актуализация знаний.
- Любите ли вы отгадывать кроссворды?
- Отгадав его вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке:
- Чем человек измельчает и пережёвывает пищу?
- При вдохе – набираем, при выдохе выдыхаем.
- Что бывает растительного и животного происхождения?
- Это заболевание вызвано вирусом.
- Это заболевание от переохлаждения.
- Укрепление организма
- Куда обратиться, если заболел?
- Как называется порядок, в котором правильно сочетаются учеба, игра, отдых и другие занятия?
- О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О здоровье)
- На уроке мы попытаемся расширить ваши знания и сформировать понятие о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, выделим части, из которых состоит здоровое состояние человека, познакомимся с некоторыми правилами, которые помогут нам сохранить своё здоровье.
Прежде чем продолжить урок, я напомню вам правила работы в группах.
- Работать активно.
- Вежливо и доброжелательно общаться с товарищами.
- Радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров.
- Вести диалог тихими голосами.
III. Работа по теме урока.
- Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
- Почему нужно есть много овощей и фруктов?
- Зачем мы спим ночью?
- Отвечая на мои вопросы, вы высказывали разные мнения.
- Кто же наши союзники и помощники в укреплении и сохранении здоровья? (Мы чистим зубы, значит должны соблюдать правила личной гигиены, кушаем – должны соблюдать правильное питание, и т.д.)
IV. Работа в группах.
1. Режим дня
- Самое дорогое у человека – это его здоровье. Мы веселы и красивы, потому что мы здоровые. Сегодня мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье, укрепить и улучшить. А в этом нам помогут наши помощники. Назовите одного из них.
- Что такое режим дня? (Это порядок, в котором правильно сочетаются учёба, игра, отдых и другие занятия)
- Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня.
- Что такое режим дня? (Режим – это распорядок дел в течение дня.)
- 1 группа: - Определить, какие режимные моменты пропущены (учебник стр.8)
- 2 группа: - Составьте режим дня (карточки)
- 3 группа: - Написать время режимных моментов (тетрадь стр. 6)
Проверка: сначала 2 и 3 группы, затем - 1
2. Личная гигиена (следующий помощник)
Как вы понимаете выражение "личная гигиена"? (Личная – касается каждого человека индивидуально. Гигиена – определённые правила для сохранения здоровья.)
Какие правила личной гигиены должен соблюдать человек?
- 1 группа – Найти предметы личной гигиены (учебник стр. 9)
- 2 группа – Классификация предметов личного и общего пользования
У вас в пакете находятся предметы. Вы должны разделить их на 2 группы: для личного пользования и общие (для всех членов семьи). (В пакете: полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка).
- 3 группа – Закончи правила гигиены.
- Утром, после сна обязательно мой руки, лицо, щёки.
- Раз в неделю мойся основательно.
- Каждый день мой руки и ноги перед сном.
- Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте,
- Пользуйся только своими одеждой, обувью, расчёской и другими предметами туалета.
Проверка по группам.
- Просмотр видеозаписи "Мойдодыр"
- Какая проблема была у мальчика?
- Что ему можно посоветовать?
Физминутка:
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы ногами топ – топ,
Мы плечами чик – чик,
Мы глазами миг – миг,
Раз туда, два сюда,
Повернись вокруг себя,
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
3. Питание.
- Правильное питание. Как вы понимаете эти слова?
- Чтобы быть здоровым нужно питать разнообразной пищей. Люди её получают благодаря животным и растениям.
- Почему питание так же важно в жизни человека?
- Каким должно быть питание человека?
- Питание должно быть полноценным и разнообразным, чтобы присутствовали белки, жиры и углеводы.
- Питание должно быть регулярным. Человек должен получать пищу 4 – 5 раз в сутки.
- Питание должно быть умеренным. Нельзя переедать. Нужно соблюдать правила приёма пищи: нельзя разговаривать во время еды, торопиться, есть слишком горячее или слишком холодное блюдо.
- Распределить продукты по группам: растительного происхождения и животного происхождения. Стр. учебника 10.
– Разделить на 2 группы продукты полезные и вредные для зубов.
Яблоко, огурец, морковь, сыр, хлеб, кефир;
чупа – чупс, мороженое, пирожное, кока-кола, конфеты.
Почему эти продукты вредны для зубов? Что надо делать после того, как вы поели эти продукты?
Для всех: стр. 10; тетрадь с.8
- Чистить зубы надо ...
- Перед едой нужно ...
- Во время еды нельзя ...
- Никогда не ешь немытые ...
4. Физкультура.
- Назовите виды двигательной активности, которые укрепляют здоровье человека.
- Какими видами спорта могут заниматься дети младшего школьного возраста?
- Какие пословицы о спорте вы знаете? Соберите пословицы в паре.
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- Если хочешь быть здоров – закаляйся!
- Движенье – это жизнь!
- Как вы думаете, какую пословицу можно выбрать как девиз нашей жизни?
- Человек должен выбрать для себя девиз: "Движенье – это жизнь".
5. Положительные эмоции.
Что делает людей здоровыми и красивыми? (хорошее настроение)
Что помогает сохранить хорошее настроение?
Правильное сочетание отдыха и труда позволяют человеку чувствовать себя красивым и здоровым.
Отдых может быть и активным(игры, отдых на природе), и пассивным (сон). А смех и хорошее настроение могут даже лечить некоторые болезни. Появилась такая наука – гелатология – наука о смехе. 1 минута смеха приносит столько же пользы, сколько 1 урок физкультуры, по мнению немецких исследователей.
V. Итог урока.
- Перечислите компоненты здоровья, о которых говорилось на уроке.
- Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье? (Заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня, есть овощи и фрукты, не курить, умываться, чистить зубы, мыться в бане, делать зарядку, посещать уроки физкультуры. Заниматься в спортивных секциях, ходить пешком в школу.)
- Молодцы, ребята!
- Спасибо за урок.