Триединая задача НОД:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с разными типами моделей: картой, глобусом, задачи.
- Уточнить и расширить представления детей о моделях материалов, имеющих разные агрегатные состояния;
- Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности;
- Продолжать учить детей решать задачи, совершенствовать количественный и порядковый счет.
Развивающие задачи:
- Побуждать детей употреблять слова: “глобус, полушария, карта”, названия материков; ввести в активный словарь слово “первооткрыватели”
- Продолжать учить формулировать условие задачи, называть арифметическое действие.
- Развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, великих открытиях
- Развивать абстрактное мышление.
- Совершенствовать умение действовать точно в соответствии с указаниями педагога, быть организованным на занятии.
- Развивать мелкую и крупную моторику рук;
- Развивать активный и пассивный словарь по теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения;
- Развивать у детей диалогическую речь;
- Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
- Воспитывать активность, умение работать в команде, находить выход из проблемных ситуаций.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, глобус, географическая карта, указка, мяч, доска, цифры, наборы карточек с цифрами, костюм пирата, Незнайки, экран, доска.
Музыкальное сопровождение:шум моря, детская песня “Дружба” ансамбля “Барбарики”.
Предварительная работа:
- Цикл познавательных занятий “Путешествие по материкам и странам”, чтение произведения Н.Носова “Приключение Незнайки и его друзей”, В.Катаева “Цветик-семицветик”.
- Подготовка ребенка к исполнению роли Пирата, Незнайки, девочки Жени.
- Проведение занятий по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных способностей.
- Просматривание презентаций “Геометрические фигуры”; “Истории и приключения с числами”.
- Проведение цикла познавательных занятий по изучению свойств материалов с помощью использования технологии ТРИЗ, метода “Маленьких человечков”.
Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изо деятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).
Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изо деятельности).
Ход занятия
В: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.
Этюд приветствие.
Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй матушка – Земля
(Обращаются к гостям) Здравствуйте мои Друзья!
Слайд 2.
В: Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
В: Предлагаю, отправится вам сегодня в путешествие.
Только давайте договоримся на берегу, играть честно и дружно, не выкрикивать и не подсказывать, а капитаны руководить своими командами.
Итак, команды готовы.
- Команда “Мужественные” (Да)
- И команда “Отважные”.(Да)
Присаживайтесь за столы.
Пальчиковая гимнастика.
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Наши ушки слышат стук.
Вот ладошечки шуршат
Наши пальчики трещат.
Теперь в ладоши звонко бей.
А теперь ты их согрей.
К путешествию готовы?
Да!
В путь отправимся мы снова:
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.
Едет поезд,
Колеса стучат.
В поезде много веселых ребят.
В: Мы с вами уже начали изучать нашу Землю.
Человеку всегда хотелось узнать, что его окружает, что там за горизонтом? Какая она наша земля. Кто населяет Землю? Какие на ней растения и животные. И тогда смелые и отважные люди отправлялись в путешествия, порой очень трудные и опасные.
Вот посмотри и послушайте сообщение о некоторых из них.
Слайды 3,4,5,6
В: Как вы думаете, как называли путешественников, которые первыми открывали новые, неизведанные ранее земли?
- Первооткрыватели.
- Христофор Колумб открыл Америку. Русский путешественник Афанасий Никитин первый побывал в Индии.
Первооткрывателей было очень много. О них вы большеузнаете в школе.
В: а на чем путешествовали люди раньше?
Слайд 7
Р: Верхом на лошадях и верблюдах, на санях и повозках, на морских судах, и, даже, пешком.
В: а сейчас на чем люди путешествуют?
Слайд 8.
Р: На машинах, поездах, самолетах и даже ракетах.
В: Мы сегодня, как первооткрыватели отправимся в путешествие- соревнование на кораблях. Для мореплавателей очень важно уметь хорошо продумать свой путь, точно рассчитать каждое действие, иначе в пути нас могут ожидать большие неприятности.
Давайте сегодня узнаем, умеем ли мы считать, решать, измерять. Сможем ли мы стать настоящими путешественниками первооткрывателями?
Первый конкурс.
Задание для команды “Отважные”:
Слайд 9.
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю...(глобус)
Молодцы, ребята
В: Глобус – это уменьшенная модель Земли. На нем показаны материки, острова, моря и океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты.
Задание для команды “Мужественные”.
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Что это?
(географическая карта)
В: Географическая карта – это тоже модель земли, только плоская! Ориентируясь по ней люди могут путешествовать, определять в каком направлении им держать путь: на север, на юг, запад или восток.
Итак, глобус и карта – это модели земли.
Слайд 10 и 11.
Молодцы, ребята! Загадки вы отгадывать умеете! Нам пора в путь!
Мы с вами пересаживаемся на корабли:
(Дети под музыку пересаживаются на лавочки на ковре.)
Пока мы плывем, давайте с вами поиграем.
Звучит музыка (Шум моря)
Слайд 12.
Второй конкурс.
Дидактическая игра “Арифметический мяч”.
У меня в руках арифметический мяч. Я называю число, а вы увеличиваете его на (единицу) 1.(играют). А теперь уменьшаете 1.И так с другими числами.
В: Смотрите! Мы приплыли на остров затонувших кораблей.
Высаживаемся.
(Дети под музыку пересаживаются за столы.)
Слайд 13.
Появляется пират (подготовленный ребенок):
П: Я хочу стать знаменитым пиратом. Буду лихо бороздить моря и океаны! Про какие такие расчеты вы говорили? И без них можно обойтись!
В: Ты, что не умеешь решать задачи?
П: Я-то? Как это не умею? Умею! И вам еще задам парочку. Хотите?
П: Я плыл по морю и поймал сначала 2-х акул, потом еще. Сколько всего акул я поймал?
Д: такую задачу решить нельзя, мы же не знаем, сколько акул ты поймал потом.
В: в задаче всегда должно быть 2 числа. С этими числами надо произвести какое-то действие: сложение или вычитание.
П: А-А! Ну тогда такую задачу решите: Я плыл по морю 3 дня при хорошей погоде и 1 день в шторм. Куда я плыл?
Д: Такую задачу тоже нельзя решить, тут неправильно поставлен вопрос.
В: В задаче всегда хотят узнать о количестве чего-то. О том, о чем говорится в условии.
В: а ты, пират, оказывается больше хвастаешься. Для того чтобы стать настоящим мореплавателем важно уметь правильно составлять и решать задачи. Если хочешь, мы можем с ребятами тебя научить.
Слайд 14
На экране модель задачи, её можно представить в виде пирамидки: Условие задачи, вопрос, ответ.
(Модель задачи: условие, вопрос, ответ)
А теперь давайте попробуем решить задачи.
Конкурс третий.
Веселые задачи. Дети показывают ответы карточками.
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
И под ёлочкой упал
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)Пять ребят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их в футбол играет? (4)
Три цыплёнка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5)
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?(6)По тропинке в лесок
Покатился колобок.
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку
Да плутовку лису
Повстречал он в лесу.
Отвечай поскорей,
Сколько встретил колобок зверей?(4)Только я в лесок зашла,
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик.
И зелёный моховик.
У кого ответ готов,
Сколько я нашла грибов?(5)
Молодцы, ребята, задачи мы научились решать, нам опять пора в путь!
(Дети под музыку пересаживаются на лавочки на ковре.)
Слайд 15
В: На корабле очень важно, чтобы капитан умел хорошо считать, читать карты, прокладывать маршрут.
В пути нас ждет конкурс капитанов.
Конкурс четвертый.
Хитрые задачки.
- На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
- У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
- Сколько рогов у 2-х коров? (4)
- Сколько концов у одной палки? (2)
- В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке?
- У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?
- На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?
В: Молодцы капитаны!
В: Дети, я вижу землю.
По-моему, мы приплыли в цветочный город, где ждут нас коротышки вместе с Незнайкой. Давай те у них погостим.
(Дети под музыку пересаживаются за столы.)
Слайд 16
Выходит, Незнайка:
...Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума!
В: Ребята, Незнайка со своими друзьями, тоже отправился в путешествие. Кто помнит, на чем путешествовали жители цветочного города? Правильно, на воздушном шаре?
Как вы думаете, что видели коротышки, когда летели на воздушном шаре: Внимание на экран. Давайте отвечать полными предложениями.
Слайд 17 (ориентировка в пространстве)
В: Слева, справа, под шаром, над шаром?
Слайд 18.
В: Как, вы знаете, Незнайка был большой выдумщик, а еще не любил учиться, поэтому, часто ошибался, вот, например, мы с вами знаем свойства материалов, а он не знал и говорил, что облака можно рубить топором? А на самом деле, можно?
Давайте вспомним модели материалов из маленьких человечков и какие они имеют свойства.
Давайте в этом убедимся и вспомним, какая модель из маленьких человечков, подходит к какому материалу и какие они имеют свойства.
Слайд 19.
- Если это твердый материал, маленькие человечки, что делают? (Держатся крепко за руки)
- Если это жидкий материал, маленькие человечки, что делают? (Стоят плечом к плечу)
- Если это газ, маленькие человечки, что делают? (Плавно двигаются, танцуют). (дым, облако, пар, воздух, туман)
Пятый конкурс.
Свойства материалов.
Материалы: камень; дым; дерево; сок; воздух; вода; железо.
В: Какая модель, из представленных на экране и почему?
(Дети называют модель в соответствии с расположением на экране - левая, правая, по середине)
Молодцы, ребята!
(Два круга)
Команды, постройте два круга, и покажете, эти модели наглядно.
Кто быстрее из команд, а жюри посмотрит и оценит.
Молодцы, ребята! Теперь Незнайка знает свойства материалов.
В: A теперь, отправляемся в путь и продолжаем путешествие. Садимся опять на корабли.
(Дети под музыку пересаживаются на лавочки на ковре.)
Слайд 20.
Настоящие мореплаватели должны быть сильными, ловкими, смелыми, а значит должны делать зарядку и заниматься спортом.
(Дети встают)
Физкультминутка.
- Как живёшь?
- Вот так! (Показываем большие пальцы обеих рук, держа их вверх.)
- Как идёшь?
- Вот так! (Маршируем.)
- Как бежишь?
- Вот так! (Бег на месте.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Ладошки соединяем вместе и кладём на них голову.)
- Как берёшь?
- Вот так! (Прижимаем ладошку к себе.)
- А даёшь?
- Вот так! (Ладошку от себя вперёд.)
- Как шалишь?
- Вот так! (Надуваем щёчки и кулачками мягко ударяем по ним.)
- Как грозишь?
- Вот так! (Погрозить пальцем вперёд или друг другу.)
Молодцы, ребята, весело играли, значит и живёте вы весело,
В: Я слышу кто-то зовет на помощь! Да это же девочка Женя, из сказки “Цветик-семицветик”. Мы причаливаем к ее острову Доброты.
Причаливаем к берегу и высаживаемся. (Дети под музыку пересаживаются за столы.)
Слайд 21.
Выходит, девочка Женя (подготовленный ребенок).
Я девочка Женя, из сказки “Цветик-семицветик”.
Я очень рада Вам, надеюсь, вы поможете мне посчитать.
Конкурс шестой.
Задание для команды “Отважные”.
Слайд 22
Мама послала меня в булочную за баранками и просила купить:
1 баранку для бабушки,
1 баранку для дедушки,
1 баранку для мамы,
1 баранку для папы,
1 баранку для братика,
1 баранку себе. (6)
В: Слушайте внимательно задание:
Команда “Мужественные”:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг,
Как коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Сколько частей света яназвала. (4)
Спасибо.
Вопросы к детям:
- На что потратила Женя последний лепесток? (Ответы детей)
- Как вы думаете, правильно поступила Женя? (Ответы детей)
- Ребята, сколько лепестков она потратила на пустяки? (Ответы детей)
- Сколько Женя могла бы сделать добрых дел? (Ответы детей)
- Вы добрые дела делаете? (Ответы детей)
Молодцы, вы все добрые, трудолюбивые.
Ж: Посмотрите, у моего цветка что-то не так. Чего у него не хватает? (Ответы детей)
А вы знаете, сколько у моего волшебного цветка должно быть лепестков, и в каком порядке они должны быть расположены.
Предлагаю вам поиграть.
Слайд 23
Вот какую игру придумала Женя.
Конкурс седьмой.
Игра: “Собери цветок”.
Вопросы к детям:
Из скольких лепестков вы его собрали? (Закрепить прямой и обратный счёт до 7).
Воспитатель: Какие у нас красивые цветы, пусть они остаются в сказке.
(Дети под музыку пересаживаются за столы.)
Жюри подводит итоги
Слайд 24.
В: Путешествие наше подошло к концу, мы вернулись в группу. Сегодня мы вспомнили модели земли, модели свойств материалов, познакомились с моделями задач, много узнали, и я думаю, когда вы вырастите, обязательно отправитесь в путешествия, и ваши знания вам пригодятся.
Подведение итогов.
Слайд 25.
Дети встают в круг.
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы желаем всем добра
Доброго утра, доброго дня,
Доброго вечера, доброй ночи,
Потому что мы добрые очень.
Музыка. (Барбарики “Дружба)