Базовый учебник - Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.М.: “Просвещение”, 2013.
Цель урока
- закрепление знаний и навыков решения задач на дроби;
- развитие познавательных интересов, навыков работы в парах;
- воспитание информационной культуры обучающихся, повышение мотивации обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ.
Задачи урока:
- Обучающая – повторить правила нахождения части от числа и числа по его части, правила умножения и деления дробей, учиться работать над задачей.
- Развивающая – развивать наглядно-образное мышление, память, внимательность, познавательный интерес.
- Воспитательная – воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы; воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе; учить работать в парах.
Тип урока - урок закрепления знаний.
Необходимое оборудование – презентация к уроку, оценочные листы, материал для работы в парах, разноуровневые карточки для работы в парах , справочный материал( план решения задач на части), доска, мел.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Создает эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, вспоминают значение сигнальных карточек | Коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками) Регулятивные (организация своей учебной деятельности( Личностные (мотивация учения) |
|
2 | Мотивационное начало урока | Организует беседу по вопросу “Почему
предмет математика один из самых важных в
школе?” “Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Где есть желание, найдется и путь”. Дьёрдь Пойа (венгерский швейцарский и американский математик). |
Отвечают на вопрос учителя. | “Почему предмет математика один из самых важных в школе?” | Регулятивные (волевая саморегуляция, контроль, коррекция) |
3 | Постановка темы и цели урока | Проводит параллель с ранее изученным
материалом, и просит учащихся сформулировать
тему, цель и задачи урока. Уточняет понимание поставленных целей. Создает эмоциональный настрой на урок. |
Формулируют тему цель, задачи урока. Записывают в тетради тему урока | Затем цели появляются на экране ПК | Регулятивные (целеполагание) Личностные (самоопределение) Познавательные (умение строить речевое высказывание в устной форме) |
4 | Актуализация знаний | - Организует работу по повторению правил, разминку | Участвуют в работе по повторению
правил. Формулируют правила нахождения части от
числа, числа по его части, умножения и деления
дробей. Отвечают на вопросы учителя. |
1. Найдите
2. Разминка
|
|
5 | Математический диктант | Организует самостоятельную работу, взаимопроверку в парах. | Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку. | Математический диктант (Приложение 1). Найти часть числа 1) 1/3 от 30 = 2) 2/5 от 40 = 3) 3/7 Найдите число по его части 4) 1/8 составляет 15 5) 2/3 это 48 6) Решите уравнение: 2/5 * x = 3/7 Дополнительно 7) Вычислить (1 1/2 - 3/8) : 3 = от 2/5 = Выполняют физкультминутку |
Познавательные (умение строить речевое
высказывание в устной форме) Коммуникативные (участвовать в обсуждении) Регулятивные (фиксировать индивидуальное затруднение) |
6 | Систематизация и закрепление знаний | Организует работу над задачей по готовому чертежу (см. презентация) | Определяют тип задачи на дроби, предлагают план решениия. | Задача. В альбоме фотографий у Игоря заполнено 3/8 страниц, а свободных 20 страниц. Сколько всего страниц в альбоме для фотографий. (Использую заготовки к урокам учителя математики Савченко Е.М. “Задачи на движущихся моделях”). |
Коммуникативные (умение выражать свои
мысли) Регулятивные (умение адекватно анализировать правильность выполнения действий, вносить коррективы, оценка) Личностные (формирование готовности к самообразованию) Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) |
7 | Самостоятельная работа в парах | 2) Организует работу в парах по решению
задач Физкультминутка (см. в презентацию), либо может провести физорг класса без ПК. - на 2 уровня Средний и Выше среднего Проверяет правильность решения, просит сделать “прикидку ответа”, для тех детей, что испытывают затруднения, оказывает помощь. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Подбадривает словами. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Организует работу с оценочными листами. |
Работают в парах. Высказывают свое
предположение в паре по решению задач, выполняют
решение. Осуществляют самооценку. |
Пример задач Среднего уровня
1. Мальчик прочитал 30 страниц, что составило 1/3 страниц книги. Сколько страниц в книге? 2. На ветке сидели 15 птиц, 2/3 их числа улетели. Сколько птиц улетело? 3. Велосипедисты за два дня проехали 48 км. В первый день они проехали 2/3 всего пути. Сколько км они проехали во второй день? 4. Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/7 возраста отца. Сколько лет отцу? Пример задач выше среднего уровня 1. Мальчик прочитал 15 страниц, что составило треть всех страниц книги. Сколько страниц в книге? 2. В вазе лежало 5 яблок. Мальчик взял половину всех яблок и еще пол яблока. Сколько яблок взял мальчик? 3. В прошлом месяце цена товара составляла 90 рублей. Теперь она понизилась на 3/10 этой суммы. Какова теперь цена товара? 4. На ветке сидели 24 птицы; 2/3 их числа улетели. Сколько птиц осталось? |
Личностные (формирование готовности к
самообразованию, осознание ответственности за
общее дело) Регулятивные (умение адекватно анализировать правильность выполнения действий, вносить коррективы) Коммуникативные (сотрудничество со сверстниками, аргументация своего мнения, оценка) Познавательные (анализ, синтез, сравнение, оценка, обобщение) |
8 | Подведение итогов урока. Рефлексия |
- Задает вопросы: Чем занимались сегодня на уроке? А какие цели ставил на урок? Достиг ли наш урок цели? Над чем еще нам нужно поработать? - Проводит рефлексию, используя утверждения на экране. |
Оценивают свою работу на уроке в
оценочных листах (Приложение 2), выполняют рефлексию урока. - Отвечают на вопросы учителя. - Проговаривают цели урока - Отмечают что не получилось и почему? |
Рефлексия “Я решаю задачи на дроби......” Могу объяснить решение другу. Распознаю типы задач на дроби, справляюсь с решением. Не совсем уверен в решении. Еще надо поработать. |
Регулятивные (оценка, планирование) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, аргументация) Познавательные (рефлексия способов и условий действий, адекватное понимание причин успеха |
9 | Информация о домашнем задании | Сообщает и поясняет домашнее задание. Благодарит детей за урок. |
Записывают домашнее задание в дневники | Из учебника п.38 стр.184 №7(б), №3(3) 1 стр. Творческое задание: Составить две задачи на дроби. |