Семинар практикум для воспитателей. Педагогическое руководство играми детей, направленное на развитие интересного сюжета.

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  • Углубить и обогатить знания воспитателей о значении руководства сюжетно-ролевой игрой.
  • Познакомить с несколькими методиками руководства сюжетно-ролевыми играми.

Задачи.

  • Познакомить воспитателей с важностью сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве на основе анализа современной психолого-педагогической литературы.
  • Выявить особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
  • Познакомить с методиками исследования уровня сюжетно-ролевой игры.
  • Проанализировать и обобщить уровень игры старших дошкольников.
  • Разработать методику педагогического руководства играми старших дошкольников по мотивам мультипликационных фильмов.

Занятие. Особенности игры современных дошкольников

Актуальность исследования. Игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Поэтому игра социальна и имеет богатейшее значение, как для психического, так и для личностного развития детей.

Исследователи (Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская) указывают на то, что современные дошкольники активны, двигательно расторможены, у них отмечается выраженная эгоцентрическая позиция, что сказывается на качестве межличностных отношений, росте конфликтов в детской среде. Авторы отмечают, что эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

В связи с этим центральным вопросом выдвигается вопрос о влиянии игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения и формирование коллективистических качеств дошкольника. Формирование межличностных отношений дошкольников в большей части осуществляется в игре.

Исследования Е.О. Смирновой показали особенности детской игры на современном этапе. Согласно наблюдениям автора, наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская. Значительное место занимали сюжеты, связанные с уходом за куклой: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Современная разновидность традиционной игры “Дочки-матери” — “Семья куклы Барби” — отличается тем, что в ней разыгрываются не столько детско-родительские, сколько семейные отношения. Уход за ребенком дополняется (а порой и вытесняется) супружескими отношениями Барби и Кена или дружбой Барби и Синди. Главная героиня этих игр основную часть времени посвящает уходу за собой: бесконечные причесывания с использованием всевозможных заколочек, лака для волос, модных шампуней; маникюр и педикюр, подбор одежды и переодевания составляют содержание кукольной жизни.

У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: “полицейские и воры”, “бандиты и наши”, “охотники за привидениями”, погоня за преступниками, всевозможные стрелялки и т. д. Эти сюжеты отличает яркая агрессивность: мальчики гоняются, стреляют, пытают, убивают друг друга.

Современные старшие дошкольники вносят в игру современных героев, которых они наблюдаются в процессе просмотра телевизионных передач, мультфильмов, компьютерных игр. Это обусловлено тем, что современная

Актуальность исследования. Игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Поэтому игра социальна и имеет богатейшее значение, как для психического, так и для личностного развития детей.

Исследователи (Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская) указывают на то, что современные дошкольники активны, двигательно расторможены, у них отмечается выраженная эгоцентрическая позиция, что сказывается на качестве межличностных отношений, росте конфликтов в детской среде. Авторы отмечают, что эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

В связи с этим центральным вопросом выдвигается вопрос о влиянии игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения и формирование коллективистических качеств дошкольника. Формирование межличностных отношений дошкольников в большей части осуществляется в игре.

Исследования Е.О. Смирновой показали особенности детской игры на современном этапе. Согласно наблюдениям автора, наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская. Значительное место занимали сюжеты, связанные с уходом за куклой: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Современная разновидность традиционной игры “Дочки-матери” — “Семья куклы Барби” — отличается тем, что в ней разыгрываются не столько детско-родительские, сколько семейные отношения. Уход за ребенком дополняется (а порой и вытесняется) супружескими отношениями Барби и Кена или дружбой Барби и Синди. Главная героиня этих игр основную часть времени посвящает уходу за собой: бесконечные причесывания с использованием всевозможных заколочек, лака для волос, модных шампуней; маникюр и педикюр, подбор одежды и переодевания составляют содержание кукольной жизни.

У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением:“полицейские и воры”, “бандиты и наши”, “охотники за привидениями”, погоня за преступниками, всевозможные стрелялки и т. д. Эти сюжеты отличает яркая агрессивность: мальчики гоняются, стреляют, пытают, убивают друг друга.

Современные старшие дошкольники вносят в игру современных героев, которых они наблюдаются в процессе просмотра телевизионных передач, мультфильмов, компьютерных игр. Это обусловлено тем, что современная социальная среда не может не отразиться на организации и сюжетах игровой деятельности дошкольника. Проведенные Е.О. Смирновой интервью со старшими дошкольниками показали, что большинство из них (97%) играют в игры, основанные на сюжетах из массмедиа. По наблюдениям родителей и педагогов это мультики, мыльные оперы, видеоклипы, телевизионные игры типа “Угадай мелодию”, “Поле чудес” и т.д.

В.А. Деркунская отмечает, что содержание игр современных детей отличается от традиционного “Водителя”, “Продавца” и т.д. Автор пишет, что дошкольники на современном этапе развития общества все чаще вводят в сюжеты игр персонажей Человека - Паука, Бэтмена, Геракла, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена и др. Наиболее популярными в детской среде (особенно у мальчиков) являются персонажи:

Человека- паука. Образ данного персонажа характеризуется неким существом - мутантом, воплощающим силу, героизм, ловкость и т.д. в борьбе со злом. В целом, согласно основной теме мультфильма, данный персонаж является положительным, однако общая линия его поведения (применение оружия, драки, насилие в схватке со злом) скрывает мотив защиты добра.

Черепашки ниндзя. Образ данных персонажей схож с предыдущим образом. Черепашки Ниндзя также являются воплощением добра. Тем не менее в их поведении имеются явные агрессивные тенденции (использование драк, оружия, и т.д.).

В играх детей встречаются также и положительные персонажи, не несущие насилие и агрессию (Лунтик, Винни - Пух). В данных играх дети перевоплощаются в любимых персонажей и строят взаимоотношения без использования какого - либо насилия.

В своих играх дети часто сопровождают действия традиционных персонажей (мамы, папы, водителя) песнями популярных современных исполнителей - Глюкозы, групп “Фабрика”, “Корни” и т.д. Это свидетельствует о том, что дети переносят телевизионные передачи и сюжеты популярных сериалов в свои игры. Автором отмечается, что такие игры основаны на реальных интересах ребенка, которые возникают под влиянием внешней социальной среды.

Исследования Е.О. Смирновой, О.В. Гударевой показывают, что в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора. Авторы отмечают, что активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей и взрослых ведет к повышению ценности интеллекта, начиная с раннего возраста. Родители хотят, чтобы дети учились с самого раннего возраста. Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а, следовательно, и на особенностях развития детей. Смирнова Е.О. полагает, что обозначенные выше общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой деятельности и следовательно, ведут к снижению уровня развития сюжетно-ролевой игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на особенностях развития детей. Поскольку сюжетно-ролевая игра способствует прежде всего становлению потребностно-мотивационной сферы и произвольности, можно полагать, что редукция этой деятельности ведет к отклонениям в развитии этих важнейших сторон личности ребенка.

Исследования Е.О. Смирновой показывают, что у современных детей старшего дошкольного возраста преобладает игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину). Их игра сводится к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам, обращенным к партнеру. Игра-роль во всех возрастах встречается реже и с возрастом число детей с данным уровнем игры последовательно снижается. Для таких игр характерны многократное проговаривание ролей (до начала игры и в процессе), наличие развернутой ролевой речи, относительная устойчивость замысла. Вместе с тем отношение к партнерам носит формальный характер и реального взаимодействия нет — каждый из играющих “играет свою роль”. Наконец, высший уровень развития игры (игра-отношение) появляется только у отдельных детей старшего дошкольного возраста. На этом уровне ролевые отношения ярко выражены и поведение детей взаимосвязано с другими играющими. Ролевой диалог отражает специфику сюжета. При минимуме игровых действий максимально развернуты эмоциональные и деловые отношения между партнерами. В целом исследования Е.О. Смирновой показывают, что игровая деятельность большинства современных дошкольников находится на низком этапе формирования. Это обстоятельство не может не повлиять на психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста.

Е.О. Смирнова провела сравнительное исследование игровой деятельности современных дошкольников и дошкольников середины XX века. Данное исследование показало наличие значимых различий (21, 91):

Первое — у современных дошкольников значительно ниже абсолютные показатели произвольного поведения. Даже в подготовительной группе наши дети не способны удерживать позу более трех минут, в то время как их сверстники прошлого поколения спокойно выдерживали позу неподвижности в среднем 12 мин. Эти различия явно свидетельствуют о снижении способности к самоконтролю и к управлению своим поведением.

Второе явное различие касается возрастной динамики произвольного поведения. Если по данным З.В. Мануйленко (1948) у детей от 4 до 7 лет способность к произвольному поведению резко нарастает (время сохранения позы увеличивается почти в 20 раз), то у современных детей на протяжении того же возраста сдвиги весьма незначительные. Возрастная динамика здесь выражена значительно меньше.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у современных детей произвольность в игровой ситуации незначительно, но все же опережает тот же показатель вне игры, однако интериоризации данной способности, “вращивания” внешних средств не происходит. Способность к произвольному поведению к концу дошкольного возраста сохраняется только в игре и не становится внутренним качеством личности.

Таким образом, анализ изученной литературы показывает значимость игры для развития детей дошкольного возраста. Вместе с тем качество игры не менее важно. В игре ребенок постигает социальные отношения, познает нравственный аспект взаимоотношений. Все это определяет необходимость изучения специфики игры детей старшего дошкольного возраста, а также педагогического руководства играми. Исследования В. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребенка, является педагогическое общение. Поэтому значение педагога в сюжетно - ролевой игре дошкольников способствует развитию нравственного аспекта игры, развитию и обогащению эмоционального мира ребенка.

Изученная литература показала, что игровая деятельность современных дошкольников характеризуется свернутостью по сравнению с игрой сверстников середины XX века. Этот факт во многом обусловлен социальной средой, современной технологизацией и активным внедрением мультимедийных продуктов в быт практически каждой семьи, активным внедрением в жизнь дошкольников информационных технологий (телевидение, компьютерные технологии). Для современного ребенка - дошкольника, наверное, интереснее поиграть в очередную компьютерную игру, чем организовать сюжетно - ролевую. Все это можно объяснить нехваткой межличностного общения, тесного взаимодействия со значимыми близкими людьми (родителями), которые с детства, занимая ребенка, знакомят его с телевидением, компьютером, что, несомненно, важно для развития современного ребенка, однако многие родители не учитывают фактор времени, ограничение периода просмотра телепередач, компьютерной игры. В свою очередь, учитывая важность игровой деятельности для психического и личностного развития дошкольников, снижение ее качества отражается на уровне готовности дошкольника к обучению. Все это обуславливает необходимость разработки новых методик педагогического руководства играми детей дошкольного возраста.

Задание воспитателям к следующему занятию: Охарактеризовать и обобщить уровни игры детей своей группы.

Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры

В начале занятия предлагается воспитателям обмен результатами полученных в процессе наблюдения за играми детей. Обобщается, что у детей низкий

Далее проводится ознакомление с существующими методиками выявления уровня игры.

Для достижения цели и задач констатирующего этапа необходимо использовать следующие методы констатации:

  • Наблюдение.
  • Беседа с детьми.
  • Анкетирование родителей.

Наблюдение

Наблюдение за игровой деятельностью дошкольников осуществлялось в свободной деятельности детей в естественных условиях, что позволит выявить игровые интересы детей старшего дошкольного возраста, особенности игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. В протоколе наблюдения отмечались все аспекты игровой деятельности.

На основании наблюдения в протоколах фиксируются следующие критерии игровой деятельности, выделенные В.А. Деркуновской (4):

  • игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение),
  • разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов,
  • игровой материал, используемый ребенком (игрушки, игровые атрибуты),
  • развитие игровых умений в сочетании с игровыми интересами,
  • характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для него роли,
  • включение в игровую деятельность сюжетов мультипликационных фильмов.

По результатам наблюдения должен быть проведен качественный и количественный анализ.

В соответствии с выбранными критериями наблюдения за игрой и в соответствии с предложенными Е.О. Смирновой характеристиками игры, были сформулированы основные уровни развития игровой деятельности старших дошкольников:

Высокий уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется самостоятельностью. Дети выбирают тему игры, распределяют роли в соответствии с выбранной темой. По длительности игра достаточно длительна, устойчива. В игровой деятельности отношения между партнерами - деловые, отсутствуют или редки конфликтные ситуации. При этом в ситуации выбора привлекательной для ребенка роли игра продолжается достаточно конструктивно, безконфликтно, дети могут найти общий сюжет, подобрать роли, в соответствии со своими интересами. Сюжет игры разнообразен. В игру включаются различные сюжеты мультипликационных фильмов (преимущественно положительные сюжеты).

Уровень выше среднего. Игровая деятельность детей самостоятельная. Игра по длительности достаточно длительна и устойчива. Основные характеристики игры заключаются в том, что дети неэффективно взаимодействуют в игре: могут отказаться от игры, невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом дети могут отказаться от игры, быть невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом часто в игре проявляются агрессивные, недружелюбные персонажи, часто из мультипликационных фильмов.

Средний уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется достаточной самостоятельностью. Тематику игры и роли дети распределяют самостоятельно. В межличностном взаимодействии отмечаются конфликтные ситуации, правила часто не соблюдаются. В целом такая игра по длительности недостаточно устойчива, требует вмешательства взрослого. Межличностные отношения партнеров по игре недостаточно конструктивны. В играх часто присутствуют сюжеты мультипликационных фильмов с элементами агрессии.

Низкий уровень. Игровая деятельность характеризуется как низкая в той ситуации, когда требуется активное вмешательство взрослого при создании и проведении игры дошкольников. Дети затрудняются при выборе тематики и распределении ролей. Отношения в игре партнеров часто конфликтны, что нарушает игровую деятельность, приводит к ее окончанию. Дети используют в игры сюжеты агрессивных персонажей мультипликационных фильмов.

Беседа с детьми

По результатам наблюдения за игрой с дошкольниками проводится беседа:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • подгрупповая.

Индивидуальная беседа проводится перед началом наблюдения, а также после каждой игры детей. Перед наблюдением детям задаются следующие вопросы (по методике, предложенной В.А. Деркунской):

  • Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста.
  • Нравятся ли тебе игры, в которые играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?
  • Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую роль исполняешь? Кем бы ты хотел быть еще?
  • У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи.
  • Ты сам придумываешь игру или тебе кто-то помогает?

В процессе индивидуальной беседы после каждой игры у ребенка выяснялось, во что он играет, какую роль исполняет, нравится ли ему игра.

Подгрупповая беседа осуществляется по окончанию игры. В процессе беседы выясняется, во что дети играли, что им понравилось, что не понравилось, какие роли они исполняли.

Групповая беседа проводится со всеми детьми, участвующими в исследовании. При этом задаются следующие вопросы:

  • любят ли дети играть,
  • во что любят играть,
  • какие мультипликационные фильмы смотрят, какие любимые персонажи,
  • каковы отношения между персонажами.

В начале занятия предлагается воспитателям обмен результатами полученных в процессе наблюдения за играми детей. Обобщается, что у детей низкий

Далее проводится ознакомление с существующими методиками выявления уровня игры.

Для достижения цели и задач констатирующего этапа необходимо использовать следующие методы констатации:

  • Наблюдение.
  • Беседа с детьми.
  • Анкетирование родителей.

Наблюдение

Наблюдение за игровой деятельностью дошкольников осуществлялось в свободной деятельности детей в естественных условиях, что позволит выявить игровые интересы детей старшего дошкольного возраста, особенности игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. В протоколе наблюдения отмечались все аспекты игровой деятельности.

На основании наблюдения в протоколах фиксируются следующие критерии игровой деятельности, выделенные В.А. Деркуновской (4):

  • игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение),
  • разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов,
  • игровой материал, используемый ребенком (игрушки, игровые атрибуты),
  • развитие игровых умений в сочетании с игровыми интересами,
  • характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для него роли,
  • включение в игровую деятельность сюжетов мультипликационных фильмов.

По результатам наблюдения должен быть проведен качественный и количественный анализ.

В соответствии с выбранными критериями наблюдения за игрой и в соответствии с предложенными Е.О. Смирновой характеристиками игры, были сформулированы основные уровни развития игровой деятельности старших дошкольников:

Высокий уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется самостоятельностью. Дети выбирают тему игры, распределяют роли в соответствии с выбранной темой. По длительности игра достаточно длительна, устойчива. В игровой деятельности отношения между партнерами - деловые, отсутствуют или редки конфликтные ситуации. При этом в ситуации выбора привлекательной для ребенка роли игра продолжается достаточно конструктивно, безконфликтно, дети могут найти общий сюжет, подобрать роли, в соответствии со своими интересами. Сюжет игры разнообразен. В игру включаются различные сюжеты мультипликационных фильмов (преимущественно положительные сюжеты).

Уровень выше среднего. Игровая деятельность детей самостоятельная. Игра по длительности достаточно длительна и устойчива. Основные характеристики игры заключаются в том, что дети неэффективно взаимодействуют в игре: могут отказаться от игры, невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом часто в игре проявляются агрессивные, недружелюбные персонажи, часто из мультипликационных фильмов.

Средний уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется достаточной самостоятельностью. Тематику игры и роли дети распределяют самостоятельно. В межличностном взаимодействии отмечаются конфликтные ситуации, правила часто не соблюдаются. В целом такая игра по длительности недостаточно устойчива, требует вмешательства взрослого. Межличностные отношения партнеров по игре недостаточно конструктивны. В играх часто присутствуют сюжеты мультипликационных фильмов с элементами агрессии.

Низкий уровень. Игровая деятельность характеризуется как низкая в той ситуации, когда требуется активное вмешательство взрослого при создании и проведении игры дошкольников. Дети затрудняются при выборе тематики и распределении ролей. Отношения в игре партнеров часто конфликтны, что нарушает игровую деятельность, приводит к ее окончанию. Дети используют в игры сюжеты агрессивных персонажей мультипликационных фильмов.

Беседа с детьми

По результатам наблюдения за игрой с дошкольниками проводится беседа:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • подгрупповая.

Индивидуальная беседа проводится перед началом наблюдения, а также после каждой игры детей. Перед наблюдением детям задаются следующие вопросы (по методике, предложенной В.А. Деркунской):

  • Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста.
  • Нравятся ли тебе игры, в которые играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?
  • Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую роль исполняешь? Кем бы ты хотел быть еще?
  • У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи.
  • Ты сам придумываешь игру или тебе кто-то помогает?

В процессе индивидуальной беседы после каждой игры у ребенка выяснялось, во что он играет, какую роль исполняет, нравится ли ему игра.

Подгрупповая беседа осуществляется по окончанию игры. В процессе беседы выясняется, во что дети играли, что им понравилось, что не понравилось, какие роли они исполняли.

Групповая беседа проводится со всеми детьми, участвующими в исследовании. При этом задаются следующие вопросы:

  • любят ли дети играть,
  • во что любят играть,
  • какие мультипликационные фильмы смотрят, какие любимые персонажи,
  • каковы отношения между персонажами.

Проведение бесед оканчивалось обобщением полученных данных.

При анализе результатов беседы учитывались следующие критерии:

  • игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома,
  • любимые сюжеты и роли,
  • любимые игрушки.

Анкетирование родителей

Цель анкетирования: выявить игровые интересы ребенка.

Задачи анкетирования включают:

  • выявить игровые интересы и предпочтения ребенка дома,
  • определить роль мультипликационных фильмов в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В анкетировании участвовали родители дошкольников в количестве 10 человек. Анкетирование проводилось в помещении детского сада в период, когда детей забирали из детского сада.

Содержание анкеты представлено в приложении 1. У родителей выяснялось, смотрят ли дома дети телевизор, какие передачи, какие мультфильмы предпочитают, играют ли в компьютерные игры. Кроме того, в процессе анкетирования у родителей выяснялась степень их участия в совместной игровой деятельности с ребенком. Данная анкета содержит 13 вопросов. В соответствии с этим анализ игровых интересов и предпочтений ребенка в домашней среде осуществлялся с опорой на следующие критерии:

  • игровые предпочтения ребенка дома (сюжеты, роли),
  • разнообразие игровых сюжетов, динамичность игры,
  • использование героев и персонажей мультипликационных фильмов ребенком в игре,
  • выбор игрушек в игровой деятельности,
  • совместная деятельность родителей и детей.

В соответствии с выделенными критериями выделены следующие типы игровой деятельности детей в домашней обстановке:

Высокий уровень (средний балл 2,8-3,5 баллов) характеризуется активной игровой деятельностью ребенка дома. Ребенок выбирает сюжет для игры, может принимать сюжет родителей, при этом длительное время способен играть самостоятельно. Родители часто участвуют в играх совместно с ребенком. В играх ребенок предпочитает игрушки и игровые сюжет, придуманные самостоятельно. Присутствуют сюжеты, заимствованные из мультипликационных фильмов. Взаимодействие с окружающими достаточно конструктивно в процессе игры. Игровые ситуации положительные, редко присутствуют агрессивные тенденции в игровом поведении.

Средний уровень (средний балл - 2,0-2,7 баллов) характеризуется тем, что в домашней обстановке ребенок создает игру. При этом ребенок самостоятельную игру может организовать на непродолжительное время. В играх часто требует присутствия взрослого. Сюжеты игр включают как самостоятельно выбранные игровые сюжеты, так и с использованием персонажей и сюжетов мультипликационных фильмов. Игровые ситуации могут быть как положительные, так и отрицательные.

Низкий уровень (максимальный средний балл 1,9) характеризуется неумением ребенка создавать игру. В его сюжетах участвует взрослый, который подсказывает ребенку направление игры. В играх часто используются игрушки агрессивного характера (сабли, мечи, пистолеты). Ребенок использует в игре различные персонажи мультипликационных фильмов. При этом игровое поведение ребенка отличается агрессивностью, использованием различные сюжетов с привлечением сцен насилия (драк и т.д.).

По окончанию констатирующего эксперимента проводился обобщающий анализ результатов исследования в виде качественного анализа и количественной обработки результатов анкетирования.

Занятие. Анализ исследования уровня сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

В основании сюжета ролевых игр лежали традиционные ситуации (поход в кафе, покупки в магазине - супермаркете и т.д.), однако дети в качестве ролевых героев предлагали мультипликационные (Леди Прекрасные Локоны, Капитан Крюк, Пираты Карибского моря и т.д.) или из жизни (бизнесмен, предприниматель). По результатам наблюдения отмечается, что многие дети играют с использованием различных мультипликационных персонажей. При этом следует отметить, что мальчики используют персонажи “супергероев”, “черепашек - ниндзя”, “человека-паука”. Девочки больше используют женские персонажи (Леди прекрасные локоны и т.д.). При этом следует отметить, что нравственный смысл игры характеризуется выбранным персонажем. В играх, где присутствуют герои мультипликационных фильмов с признаками агрессии, также проявляются агрессивные, недружелюбные игровые действия (стрельба, драка и т.д.).

Дети в процессе игры иногда могли менять сюжет. В большинстве случаев наблюдался стабильный сюжет. Однако, отказ кого-нибудь от игры (мне надоело, не хочу больше играть) обрывал игру. Дети прекращали играть.

Все дети действовали в соответствии с ролью. Однако часто ролевые правила могли нарушаться. Если на это указывалось, то ребенок мог и не подчиниться правилам и отказаться от игры, его интерес в этой ситуации пропадал.

Особенности игровой деятельности детей по результатам наблюдения представлены в приложении 6.

В целом по результатам наблюдения выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста играют как в игры бытовой тематики, так и с использованием сюжетов мультипликационных фильмов. При этом у мальчиков и девочек тематика игр различна (см. таблицу 1).

Таблица 1. Тематика игр детей старшего дошкольного возраста

Параметры Игры бытового характера Игры с использованием мультипликационных фильмов
Частота, % Тематика Частота, % Тематика
Мальчики 25 “Полиция”,

“Капитаны”

75 “Черепашки Ниндзя”,

“Человек паук”,

“Пираты”

Девочки 60 “Магазин”, “Парикмахерская”, “Дочки-матери” 40 “Леди

прекрасные

локоны”

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста играют в игры различной тематики. Как оказалось, у многих детей часто присутствуют тематика и сюжеты игры, связанные с использованием различных сюжетов мультипликационных фильмов. У мальчиков при этом частота игр с использованием сюжетов и персонажей мультфильмов выше, чем у девочек.

По результатам наблюдения был выделен уровень сформированности игровой деятельности у детей (см. таблицу 2).

Таблица 2. Показатели сформированности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Параметры Уровни игры
Низкий Средний Выше среднего Высокий
Кол-во детей, чел. - 2 7 1

Таким образом, оказалось, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют уровень игры, характеризующийся самостоятельностью, умением выбирать сюжет, строить игровые взаимоотношения. Однако у таких детей игровые интересы недостаточно сформированы в плане устойчивости. Если игра ребенку становиться неинтересной, то он, не стараясь ее преобразовать, отказывается от игры вовсе.

По результатам индивидуальных и групповых бесед оказалось, что дети любят играть в детском саду и дома. Некоторые дети (2 человека) говорили, что больше любят играть дома, т.к. там много игрушек, которых нет в детском саду. При этом практически все дети отвечали, что любят играть не самостоятельно, а с кем-либо (другими детьми, взрослыми, родителями и т.д.).

По результатам беседы выяснилось, что дети любят играть с использованием персонажей мультипликационных фильмов. Любимые герои и персонажи мальчиков - это супергерои мультипликационных фильмов, что подтверждает результаты наблюдения. Девочки также используют в играх мультипликационные персонажи, однако у девочек частота их использования реже.

Наиболее часто используемые персонажи мультипликационных фильмов:

Человек паук. Образ данного персонажа характеризуется неким существом - мутантом, воплощающим силу, героизм, ловкость и т.д. в борьбе со злом. Многие мальчики, даже вне игры перевоплощены в данный образ посредством различных атрибутов (элементы одежды - футболки с логотипом персонажа и т.д., использование различных предметов - значков, картинок, наклеек и т.д.). В данный образ любят перевоплощаться мальчики. Следует отметить, что несмотря на положительность данного персонажа, он все же несет элемент насилия (драки, использование агрессивных предметов, фраз и т.д.)

Черепашки ниндзя. Образ данных персонажей схож с предыдущим образом. Черепашки Ниндзя также являются воплощением добра. Тем не менее в их поведении имеются явные агрессивные тенденции (использование драк, оружия, и т.д.).

Леди прекрасные локоны. Данный женский образ представлен добротой, желанием помочь окружающим. Вместе с тем, оказание помощи сочетается с борьбой со злом. В играх данный образ принимают девочки. Тем не менее элементы борьбы и т.д. девочками не используется. Чаще в играх данный персонаж связан с бытовыми темами (причесывание, танцы и т.д.). В играх данный образ элемента агрессии не принимает.

Илья Муромец. Образ персонажа отечественного мультфильма связан одновременным сочетанием культуры русского народа прошлых времен и современностью (использованием отдельных элементов). Главный аспект данного образа несет в себе силу, правду, справедливость и т.д. — как основное достоинство русского народа. Тем не менее данный мультипликационный фильм, как и другие фильмы данного блокбастера (Алеша Попович, Добрыня Никитич) достаточно сложен для восприятия детьми дошкольного возраста. Нравственный аспект данных фильмов связан с борьбой, агрессией, насилием и т.д., где сильный побеждает слабого. Образ Ильи Муромца воплощен в играх мальчиков старшего дошкольного возраста.

Лунтик. Данный персонаж связан с добрыми справедливыми нравственно положительными отношениями героев. Мультипликационный фильм несет в себе значимость в плане того, что учит детей взаимодействовать с окружающими, находить выход из трудных ситуаций. В данном мультфильме отсутствуют агрессивные тенденции поведения. Однако следует сказать, что данный персонаж мало выбирается детьми, если выбирается, то мало детей поддерживают эту тематику.

Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста

По результатам беседы был проведен анализ ответов детей по вышеобозначенным критериям. При этом учитывались половые различия в ответах детей. Выводы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критерии анализа Мальчики Девочки
Игровые интересы Совместная игра Совместная игра
Любимые сюжеты По мотивам мультфильмов Бытовые игры
Любимые игрушки Оружие (пистолеты, шпаги), машины и т.д. Тематические игрушки (посуда, парикмахерские принадлежности и т.д.)

Как оказалось, у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста имеются некоторые различия в выборе игры. Мальчики более склонны к использованию мультипликационных персонажей, девочки предпочитают бытовые игры. В соответствии с данными игровыми предпочтениями выбираются и игрушки. Например, по результатам наблюдения, было выявлено, что мальчики часто играют в Человека - Паука. При этом ребенок, выбравший персонаж, вооружается необходимыми принадлежностями (одежда с нанесенными логотипами, ткань или веревка в качестве паутины, часто дети необходимые атрибуты приносят из дома).

В таких играх у мальчиков наблюдались погони, схватки, драки, т.е. мальчики копировали сцены насилия, просмотренные в мультипликационных фильмах.

По результатам опроса родителей относительно просмотра детьми телепередачи, оказалось, что все дети смотрят мультфильмы. При этом 4 родителей указывают на то, что дети смотрят отечественные старые и новые мультфильмы. В рейтинге этих родителей частота и периодичность просмотра отмечены только в 4 первых строках.

Четверо родителей указывают на то, что дети смотрят только мультфильмы, которые, по их мнению, “соответствуют возрасту” (например, серия отечественных блокбастеров про богатырей, “Том и Джерри” и т.д.).

Двое родителей отмечают, что разрешают смотреть детям любые мультфильмы, демонстрирующиеся на разных каналах телевидения. Время просмотра мультфильмов не ограничено (пусть смотрят, если нравятся, это же мультфильмы). В рейтинг просмотра мультфильмов детей у родителей этой группы входят, в том числе и “Симпсоны”.

Также по результатам анкетирования родителей оказалось, что 8 человек знают, какие любимые мультипликационные фильмы и персонажи у детей. 6 родителей ответили, что участвуют в совместных играх с детьми. При этом дети используют различные персонажи из мультипликационных фильмов.

В соответствии с проведенным анализом результатов анкетирования выявлены уровни сформированности игры детей старшего дошкольного возраста в домашней обстановке (см. таблицу 4).

Таблица 4. Уровни сформированности игры старших дошкольников дома

Параметры Уровни
Низкий Средний Высокий
Кол-во детей, чел 2 7 1

Оказалось, что большинство детей характеризуются средним уровнем сформированности игровой деятельности (7 человек). Такие дети характеризуются умением создавать игру самостоятельно, однако все же для продолжения длительной игры требуется партнер (родители, родственники).

У двоих детей отмечается низкий уровень игры, который характеризуется неумением самостоятельно создавать игру. Игра такого ребенка непродолжительна, в играх часто встречаются агрессивные тенденции поведения (использование соответствующих игрушек, сюжетов с элементами агрессии).

Только у одного ребенка отмечается высокий уровень игры дома. Ребенок способен избрать сюжет и тематику игры, самостоятельно играет продолжительное время. Может использовать сюжеты мультипликационных фильмов без элементов агрессии.

В целом проведенное констатирующее исследование показало, что на основании анализа игровой деятельности старших дошкольников отмечено, что у 9 дошкольников отмечается третий уровень сформированности игры или переходный уровень между третьим и четвертым. Игра детей этой группы характеризуется как “игра - роль” (по Е.О. Смирновой). У таких детей определены роль, они действуют в соответствии с ней, наблюдается наличие развернутой ролевой речи, относительная устойчивость замысла. Однако часто такие дети отступают от роли, могут нарушать правила игры и т.д. Отношения в игре преимущественно нравственно отрицательны или нейтральны (дети невнимательны к чувствам и переживаниям своих игровых партнеров).

У одного ребенка наблюдается высокий уровень игры (4 уровень). У ребенка отмечаются умение поддерживать ролевые отношения, соблюдение роли на протяжении игры, высокосформированное ролевое поведение. В игре ребенок проявляется нравственно положительное отношение к окружающим (партнерам по игре), учитывает их интересы и т.д.

В играх дети часто используют мультипликационные персонажи, при этом мальчики используют различных супергероев, бэтмена, человека - паука, девочки используют женские персонажи. Следует отметить, что выбор героя отражается на нравственном смысле игры, характере общения между партнерами. Дети часто при выборе персонажей мультипликационных фильмов с элементами насилия используют агрессивные игровые действия (драки и т.д.). Таким образом, взаимоотношения дошкольников в игре характеризуются зависимостью от роли. Дети не выделяют и не осознают нравственных оснований поступков персонажей - героев мультипликационных фильмов: часто погоня, сражение сопровождаются обидными словами, агрессивными действиями и т.д. В то же время, следует рассматривать тот факт, что погоня и сражение - это поведение, в котором основной мотив - борьба за справедливость. Но данный факт не находит своего отражения ни в играх детей, ни в беседах взрослого и ребенка.

Таким образом, игра современных детей старшего дошкольного возраста характеризуется включением в нее сюжетов по мотивам мультипликационных фильмов. Это обусловлено ролью и популярностью в детской среде мультфильмов. Современный кинопрокат представляет широкий выбор различных мультипликационных фильмов для детей отечественного и зарубежного производства. Данные мультфильмы могут отличаться друг от друга не только содержанием и прочими характеристиками, но и нравственным смыслом. Дети, как наиболее восприимчивая к социальным воздействиям субкультура, верят в реальность увиденного во время просмотра мультипликационного фильма и воспроизводят все в своей игровой деятельности. Все это обуславливает необходимость создания методики педагогического руководства игрой детей старшего дошкольного возраста.

Аналогично слушаются отчеты воспитателей других групп.

Занятие. Методика педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников…

На основании результатов предыдущей работы выявлено, что мультипликационные фильмы имеют в игровой деятельности старших дошкольников существенную роль. При этом добрые, несущие положительный нравственный смысл мультфильмы порождают и соответствующие игровые сюжеты. Мультфильмы, в которых присутствуют элементы насилия, агрессии (драки, сражения, уничтожения, оскорбления) влекут за собой игровые сюжеты, в которых присутствуют подобные взаимоотношения между партнерами игры. Результаты диагностики необходимо использовать в дальнейшей работе по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, педагогическое руководство играми детей старшего дошкольного возраста по мотивам мультипликационных фильмов преследует цель - помочь осознать нравственный аспект поведения персонажей мультипликационных фильмов и отражать его в игровой деятельности детей. Как выяснилось, большинство мальчиков предпочитают играть в сюжет по мотивам мультипликационного фильма “Человек - паук”. Не следует отрицать данный факт, а наоборот, следует активно использовать его при организации игры, нужно продумать ее содержание, сюжет, роли, подобрать необходимые атрибуты. Этот мультипликационный фильм и его герои могут спровоцировать детскую агрессию, поэтому следует предложить такое содержание игры, чтобы полностью исключить ее проявления. В этом случае важна не просто методика проведения игры по мотивам мультипликационных фильмов, но и подготовка к ее проведению.

В процессе подготовки к игре важно использовать различные педагогические приемы, позволяющие ребенку осознать нравственный смысл того или иного мультфильма, поступков персонажа, героя и т.д. Среди таких приемов можно предложить следующие:

Просмотр и чтение с детьми литературных произведений. Такой прием сопровождается дальнейшим обсуждением с детьми поступков, поведения персонажей и т.д. С детьми обсуждаются нравственные аспекты поведения персонажей и т.д.

Беседы по проблеме нравственно положительного поведения персонажей различных мультфильмов.

Придумывание историй. Данный прием предполагает использовать придумывание различных приключений, ситуаций, в которых бы проявлялись положительные стороны персонажа.

Игровые ситуации, в которых ребенку необходимо проиграть положительное поведение персонажа. Например, Человек - паук пришел в магазин за хлебом. Как вежливо он попросит продать хлеб?

При планировании игры следует учитывать то, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается “морское путешествие”, то ребятам нужно задать вопрос: “Что нам понадобиться для нашего путешествия?” Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Все эти атрибуты необходимо изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо учитывать пожелания своих воспитанников, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать предложения всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.

В том случае, если у большинства детей интересы сходны, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо иметь варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек выразило желание играть в Шрека, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести обоих персонажей в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены.

Для того, чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки нужно разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-Пауку, то это должен быть его костюм и паутина (веревки), если Винни-Пуху, то элементы его костюма и костюма других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты.

На основании выделенных методических условий была составлена программа руководства играми детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы педагогического руководства играми - создание условий, в которых использование мультипликационных фильмов приведет к возникновению сюжетно-ролевой игры с нравственно-положительными взаимоотношениями персонажей.

Задачи программы:

Формирующие:

  • Формировать игровые умения (умение брать роли, подчиняться правилам, взаимодействовать с партнерами по игре),
  • Формировать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственное поведение,
  • Воспитывать желание помощь, поддержать, сочувствовать окружающим.

На этапе формирующего эксперимента было проведено 10 игр с детьми старшего дошкольного возраста. Все игры осуществлялись по мотивам мультипликационных фильмов. Основные условия проведения данных игр с детьми выступали следующие:

  • обязательная предварительная подготовка к проведению с игры с дошкольниками,
  • беседа с детьми по поводу игры,
  • учет игровых предпочтений,
  • обсуждение по результатам игры.

В соответствии с программой предполагается проведение 10 игр по 2 игры в неделю. Продолжительность каждой игры - 15-20 минут.

Алгоритм игровых занятий включал несколько этапов:

  1. Подготовительный этап (совместный просмотр мультипликационных фильмов, этическая беседа с детьми).
  2. Этап создания игровой ситуации (обсуждение темы, сюжета, роли, атрибутов игры).
  3. Этап обыгрывания сюжета.
  4. Заключительный этап (обсуждение с детьми результатов игры).

Совместный просмотр мультфильмов сопровождался комментариями по мультфильму со стороны взрослого по поводу поведения и поступков персонажей. По окончанию совместного просмотра с детьми проводилась этическая беседа по проблеме поступков героев, оценивалась их нравственная сторона, сравнивалась с реальным поведением детей в похожих ситуациях.

По предложенной методике воспитатели проводят в свои группах проводят руководство играми детей для обогащения их сюжетов.

Занятие. Оценка эффективности методики руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников

В результате контрольного эксперимента были зафиксированы игры детей старшего дошкольного возраста по мотивам мультипликационных фильмов.

Результаты наблюдения за играми детей представлены в таблице 1 в сравнительном аспекте.

Таблица 1. Уровень игровой деятельности старших дошкольников до и после формирующего эксперимента

Уровни До После
Низкий - -
Средний 2 -
Выше среднего 7 7
Высокий 1 3

Как показывают данные таблицы 6, у дошкольников на этапе контрольного эксперимента отмечаются некоторые изменения в сформированности игровой деятельности. Среди таких изменений отмечается увеличение детей с высоким уровнем сформированности игровой деятельности. Таким образом, на этапе контрольного среза получены данные о повышении уровня сформированности игровой деятельности.

Качественный анализ показал, что в целом игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются более высоким уровнем взаимодействия в играх. Дети находят сюжеты, в которых бы учитывались предпочтения всех желающих играть детей. Кроме того, обнаружено, что многие игры по мотивам мультипликационных фильмов не включают элементы агрессии. Например, у мальчиков, игры которых отличались наибольшей агрессивностью, по окончанию формирующего эксперимента, была организована игра, героем которой становились Черепашки Ниндзя. Дети перевоплощались в любимых персонажей с помощью одежды (в качестве оружия служили листы картона, прикрепленные за пазуху). В борьбе со злом дети использовали спортивные соревнования (кто быстрее добежит до намеченной цели, прыгнет дальше и т.д.).

По результатам беседы с детьми были выявлены игровые предпочтения старших дошкольников. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста до и после формирующего эксперимента

Критерии анализа До формирующего эксперимента После формирующего эксперимента
Игровые интересы Совместная игра Совместная игра
Любимые сюжеты По мотивам мультфильмов Бытовые игры + игры по мотивам мультфильмов
Тюбимые игрушки Оружие (пистолеты, шпаги), машины и т.д. Тематические игрушки (посуда, парикмахерские принадлеж и т.д.), Атрибуты, элементы костюмов и т.д.

Как видно из данных таблицы 7, у дошкольников на этапе контрольного эксперимента обнаружены следующие изменения. Тематика и сюжеты игр имеют изменения в плане включения мультипликационных сюжетов. По окончанию формирующего эксперимента дошкольники осуществляли совмещение бытовой игры и сюжетов мультипликационных фильмов. При этом в играх дети предпочитали любимых героев, однако интерпретировали их с меньшей долей агрессии.

По результатам анкетирования родителей оказалось, что родители также отмечают изменения в игровой деятельности детей. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровни сформированности игры старших дошкольников дома На этапе до и после формирующего эксперимента

Параметры Уровни
Низкий Средний Высокий
До формирующего эксперимента 2 7 1
После формирующего эксперимента   6 4

Часть родителей отмечает повышение качества игровой деятельности детей: игры стали более самостоятельные, дети не требуют постоянного присутствия и участия в играх родителей. Кроме того, отмечается, что дети также используют различных персонажей мультипликационных фильмов, однако в играх значительно меньше проявляется агрессивных действий.

На основании контрольного эксперимента получены данные об изменении уровня сформированности игры детей старшего дошкольного возраста. Это свидетельствует о том, что педагогическое руководство играми детей данной возрастной категории с использованием другой интерпретации мультипликационных персонажей способствует формированию нравственного аспекта и смысла игровой деятельности детей. Такая методика позволяет помочь ребенку осознать отношения справедливости, добра, адекватного восприятия мира, что способствует формированию нравственного сознания ребенка. На данном основании следует учитывать то, что игровые предпочтения детей различны. Это зависит во многом от того, какие мультипликационные фильмы ребенок предпочитает, какие книги и любимые персонажи у него, какие взаимоотношения с родителями и сверстниками. В целом проведенное исследование показало, что руководство играми детей старшего дошкольного возраста является важным условием обеспечения социального развития ребенка. Таким образом, даже нежелательные мультипликационные фильмы можно проинтерпретировать по-новому, помочь ребенку проиграть ситуацию в новом исполнении, учитывая нравственный аспект взаимоотношений.