Конспект урока русского языка в 7-м классе «Правописание НЕ с наречиями»

Разделы: Русский язык


Цель: создать условия для формирования знаний о написании не с наречиями, навыков правописания.

Задачи:

  • способствовать получению теоретических сведений по теме через организацию наблюдения над языковым материалом;
  • способствовать развитию метапредметных умений и навыков;
  • овладение практическими навыками написания не с наречиями;
  • развитие орфографической грамотности, творческих способностей обучающихся.

Урок построен в логике деятельностного подхода и призван развивать метапредметные умения и навыки.

Приложение:

1. Орг. момент Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля
2. Актуализация опорных знаний Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию

Регулятивные УУД: работать индивидуально и в паре;

Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Познакомьтесь с содержанием №1( предполагается работа в паре)
Сформулируйте задание!

(Не)уверенный человек; ничуть(не)ярко; звучал (не)скромный, а дерзкий ответ; (не)скошенные луга; (не)законченное вовремя строительство; вовсе (не)удачный день; (не)всегда мог объяснить.

- По какому принципу можно разделить слова на 2 столбика?
А какой принцип еще можно положить в основу разделения?

- Расскажите о правописании НЕ с данными частями речи! Примеры приводите из задания №1!

  • 1 группа ( НЕ с прилагательными)
  • 2 группа ( НЕ с причастиями)
3. Постановка проблемы Познавательные УУД: формулировка проблемы

Регулятивные УУД: ставить и адекватно формулировать цель деятельности

Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь.

Назовите оставшиеся словосочетания. Определите, со словами какой части речи употребляется в них НЕ, и сформулируйте тему сегодняшнего урока!

(Слитное и раздельное правописание НЕ с наречиями)

- Какую цель мы поставим перед собой?

1. Познакомиться с правилом написания частицы НЕ с наречиями!

2. Учиться правильно писать НЕ с наречиями!

4. Открытие новых знаний Познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

Регулятивные УУД: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

Коммуникативные УУД: соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Этап наблюдения над языковым материалом предполагает работу в парах.

- Наблюдая над языковым материалом, выведите основные пункты правила правописания

НЕ с наречиями.

Полученную информацию переведите в связный текст НАУЧНОГО стиля.

- Взаимосвязь с какими частями речи можно увидеть?

2. Задание дается для пар с разным составом учащихся . (По пособию С.А.Громова работают пары с сильным составом учащихся).

А) Сравните наши выводы из наблюдения над языковым материалом с учебником с. 104.

Дополните нашу опорную таблицу примерами из п. 36.

Грамотно их распределите!

А может... вы найдете ЧТО-ТО НОВОЕ!!!!

Б) Пособие С.А. Громова с. 52-53 пункт 2

Найдите ОСОБЫЕ случаи правописания НЕ с наречиями!

Помогите дополнить нашу таблицу!

5. Первичная проверка понимания Познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

Задание “Третий лишний” предполагает аналитическую работу. Ученики должны понять закономерность определения наречий в “тройку” и найти тот случай, который регламентируется другим правилом.

Установите закономерность и найдите “третий лишний”!

1. (Не)ряшливо, (не)вежливо, (не)брежно.

2. Нисколько (не)громко, вовсе (не) интересно, (не) высоко.

3. (Не) справа, (не)громко, а тихо, (не) навсегда.

Создайте свою строчку игры и загадайте соседу!

6.Первичное закрепление Регулятивные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Прочитайте притчу.

Придумайте задание к тексту!

Работа с притчей предполагает выполнение задания по выбору.

1. Выпишите слова с пропусками и графически объясни орфограмму! Создайте “ПЕРЕВЕРТЫШ” написания слов с пропущенными буквами!

2. Запишите содержание притчи 2-3 предложениями и закончите текст!

1.(Не) далеко от входа в храм сидел слепой и (не)громко просил милостыню. В храм шел один человек. Ему нечего было подать нищему. Тогда он достал

бумагу, (не)заметно написал что-то и вошел в храм. После этого слепому стали подавать намного больше. Когда тот (не)обычный человек выходил из храма, нищий узнал его по походке и (не)доверчиво спросил, что именно он написал на бумаге. А человек ответил: “.....”.

После знакомства с творческими работами учащихся по притче можно прочитать авторскую концовку: “Сейчас весна! Но я ее не вижу!”

7. Рефлексия Регулятивные УУД:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки.

Какой вопрос урока вам кажется особенно трудным?

Что удивило тебя?

Как ты думаешь, какое задание урока было главным?

На что надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?