Творческий проект выполнил
Яппаров Азат,
10-й класс
I. Введение
Вид бесшумно скользящего по волнам белоснежного корабля вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным. Как утверждают французы, в мире есть три прекрасных зрелища – скачущая лошадь, танцующая женщина и корабль, идущий под всеми парусами. В самом деле, парусный корабль, несмотря на его техническую сложность, удивительно красив. Он являет собой пример гармоничного сочетания рациональности и экологической чистоты. Роль, которую ему выпало сыграть в развитии цивилизации невозможно переоценить.
1.1. Судомоделирование
Судомоделизм – конструирование и постройка моделей судов различных классов для технических и спортивных целей.
Судомоделирование – одно из самых трогательных и зрелищных хобби – это спорт, наука, искусство и тяжелое ремесло. Просто знать физику, химию, математику, быть немного инженером и владеть основами художественного ремесла – это еще не значит быть судомоделистом.
Судомоделирование интересовало человека с незапамятных времен: наиболее древняя из известных моделей кораблей датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. На верфях модели использовались при постройке судов в качестве образцов и в опытных целях. После проведения испытаний моделей чертежи дорабатывались, а затем уже строился корабль. Этому виду моделирования корабелы придавали большое значение на протяжении всей истории кораблестроения. Одним из самых великих судомоделистов в мире был Петр І, согласно его указу: “Всяк судно плавающее должно на берегу оставлять свою копию”. Знаменитые русские кораблестроители А. А. Попов, П. А. Титов, А. Н. Крылов, А. П. Шершов, В. Л. Поздюнин и многие другие с раннего возраста увлекались строительством “малого флота”.
1.2. Цели и задачи
Судомоделизм многогранен. Инженеру он помогает оценить правильность новой технической идеи, а школьнику попробовать свои силы в конструировании. Строя модели, дети приобретают различные знания и навыки. Проектирование и постройка модели знакомят с военно-морским делом, судостроением, основами математики и физики, черчения и геометрии. В процессе создания макета происходит знакомство с инструментами и материалами. Моделист должен отлично владеть столярным и слесарным инструментом.
Судомоделирование является одним из древнейших видов технического творчества, служит как развитию индивидуальных творческих способностей, так и популяризации технического творчества.
Техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.
Занятия судомоделированием помогает школьнику развить творческие способности и конструкторские умения в процессе выполнения практических работ; побуждать любознательность к техническим объектам, развивает стремление разобраться в их конструкции, развивать изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности и желании выполнить макеты и модели этих объектов. Формирует умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность.
1.3. Выбор и обоснование идеи
Приручит ветер, заставить его работать на себя – столь дерзкую мечту человек пытался осуществить еще в глубокой древности. Кто и когда впервые поставил на судно парус, неизвестно. Зато известно другое: это гениальное изобретение совершенствовалось на протяжении многих столетий, пройдя путь от примитивного полотнища, поднимаемого на одинокой мачте, до сложнейшего механизма, объединяющего тысячи компонентов и требующего согласованных действий десятков людей.
В процессе подготовки к созданию макета пришлось изучать типы парусных судов и их классификацию. Увлекательный процесс! Много новых слов, новых понятий, всё очень интересно и познавательно.
Постройка макет парусника “Флагман” началась с изучения истории, чертежей и технологии постройки 4-х кораблей: “Ингерманленд” (1715г.), “Россия” (1839г.), “Двенадцать апостолов” (1841г.), “Императрица Мария” (1849г.).
Эти корабли построены и спущены на воду в разное время. В ходе изучения материала меня захватила история этих кораблей, понравился их внешний вид.
Конечно, можно было пойти более легким путем – купить набор готовой модели и собрать... Хотя, справедливости ради нужно сказать, что в процессе сборки пользовался чертежами и инструкциями к моделям, которые нашел в интернете. В чертежах таких моделей есть все: и указания по материалам, и способы точного и упрощенного изготовления отдельных элементов, и схемы раскладки обшивки, и подробнейшая разводка такелажа. Множество схем в аксонометрии полностью исключают потребность в фотографиях. Добротно выполненная с представленной на чертежах детализацией модель корабля вполне может стать конкурсной. И самое главное – работая по таким чертежам, хочется все сделать по максимуму точно. Эти листы бумаги являются истинным вдохновителем сборки качественной модели.
Возможно, я так бы и поступил, если бы не поддержка дедушки.
Итак, выбор сделан.
ИСТОРИЯ
2.1.История парусного флота.
Посмотрите на глобус. Необозримые водные пространства занимают более двух третей поверхности земного шара. Неудивительно, что человек в самые отдаленные времена стремился преодолеть водные преграды. Первыми средствами для этого были, примитивные плоты, которые существовали уже в каменном веке. История судостроения и судоходства насчитывает около 8 тысяч лет, что соответствует эпохе неолита (около 8–3 тысячелетий до н. э.). Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт в Шотландии. С течением времени и с дальнейшим развитием производительных сил лодки становились лучше и надежнее.
В течение многих веков конструкция корабля видоизменялась и приспосабливалась к условиям его эксплуатации. Так, стремление снизить сопротивление воды движению корабля и тем самым увеличить его скорость вызвало необходимость усовершенствования формы подводной части корпуса, в результате чего она приобрела благоприятную обтекаемость.
Историки и археологи неоднократно возвращались к вопросу о времени и месте зарождения судоходства и корабля. Однако ответ на него может быть дан только приблизительный, ибо история развития судоходства уходит своими корнями в столь давние времена, что о них не сохранились достоверные письменные источники.
Тем не менее, с большой степенью достоверности можно полагать, что зарождение судоходства и судостроения относится к самым первым шагам истории человечества. На обширных пространствах земли, покрытых непроходимыми лесами и зарослями, при полном и буквальном бездорожье, реки и озера представляли собой прекрасную для того времени сеть естественных, самой природой устроенных путей сообщения. Не было недостатка и в средствах сообщения. Для этого вполне было пригодно поваленное бурей дерево. Еще более удобно, если в стволе этого дерева имелось дупло. Отсюда еще один шаг до того, чтобы такую внутреннюю выемку выжечь или выдолбить, благо в распоряжении первобытного изобретателя уже появилось первое орудие — каменный топор. Так, очевидно, появился прообраз современного судна — несовершенный первобытный челнок.
Прошло еще много веков, пока человек научился соединять несколько бревен вместе. Так появился плот, на котором можно более безопасно и удобно перевозить людей и грузы. Защищенный по краям двумя-тремя рядами вертикально уложенных бревен, напоминающих борта будущих судов, он стал еще безопаснее. Постепенно, шаг за шагом из цепи мучительных поисков и случайных счастливых находок рождался неуклюжий, неповоротливый, непрочный корабль — прообраз и дальний предок современных могучих кораблей.
Однако не будем слишком долго задерживаться в области догадок и предположений. Перейдем к временам, сведения о которых сохранили исторические памятники.
Эти памятники дают основание считать, что судоходство и судостроение зародилось и развивалось одновременно в нескольких районах земли. Одним из наиболее вероятных мест являются страны, прилегающие к бассейну Средиземного моря.
Трудно ответить, в какой из стран Средиземноморья раньше всего возникло судостроение и судоходство как сознательная область творческой деятельности человека, и какие суда появились раньше — парусные или гребные. Очевидно, это происходило одновременно в нескольких странах, и гребные суда, вооруженные вспомогательным парусом, существуют с древнейших времен.
Историю развития гребных судов можно проследить на протяжение нескольких тысячелетий, начиная с 2–З тыс. до н. э. и кончая началом XVIII в., когда они были полностью вытеснены парусными судами, достигшими к этому времени высокой степени совершенства. Хотя в течение этого длительного периода гребные суда видоизменялись, и конструкция их совершенствовалась, по общему мнению специалистов — археологов и историков, различия между древнейшими гребными судами и более поздними весьма незначительны.
Особенно важным в области судостроения и мореходства был XIII век. В Европе появляются первые полностью парусные корабли — нефы, например, французский торговый корабль. Суда этого типа называли также бузы, килсы и хулки. Применение на этих кораблях навесного руля позволило уверенно использовать и боковые ветры. В том же веке начали при менять компас.
В XIII веке на морских путях Средиземноморья господствуют Венеция, Генуя, Пиза, создавшие крупные торговые флоты. Известно, что эти могущественные республики сдавали торговые суда в аренду многим странам. Так, например, король Франции Людовик IX арендовал у Венеции целый флот для проведения восьмого (1270) крестового похода. В том же веке часто можно было встретить и типичное средиземноморское каботажное судно с одной мачтой и косым латинским парусом. Управлялось оно двумя рулевыми веслами, хотя на севере Европы уже “прижились” навесные рули.
Организованный в XIII веке торговый и политический союз северо-немецких городов — Ганза — послужил толчком к созданию довольно больших одномачтовых, а затем и двухмачтовых палубных судов — коггов. Эти корабли оказали большое влияние на развитие парусных судов не только Северной, но и Южной Европы.
Чрезвычайно плодотворным для судостроения оказался XIV век. Необходимость перевозить огромные массы грузов послужила причиной появления больших парусных судов. К концу XIV— началу XV века большие торговые суда начали строить с тремя или даже с четырьмя мачтами с прямым парусным вооружением. Военные суда — галеры — вооружали латинскими парусами. С такими кораблями мир вступил в эпоху великих географических открытий.
До XIX века, когда на морях и в океанах появились пароходы, история мореплавания была историей парусных судов. За пять - шесть тысячелетий моря и океаны видели бесчисленное множество мачт и парусов в самых разных сочетаниях, этих вариантов было больше, чем сегодня автомобильных марок и моделей. Как жаль, что история парусников, такая изобильно богатая, известна нам столь мало! Мы не можем точно описать, как выглядел флагман Христофора Колумба, эта веха, поставленная в начале нового времени. До сих пор остается тайной размещение весел и гребцов на античных триремах. Чрезвычайно неполны наши знания о мореплавании в Средиземном море периода падения Римской империи. Никогда уже не узнать судьбы многих затонувших кораблей, как и исчезнувших континентов.
Парусные суда всех эпох и народов - живые свидетельства трудного и извилистого пути человечества к прогрессу, пути ошибок и побед, жестокости и благородства.
Волнует многообразная картина парусного мира начиная от первых дикарских пирог до торговых и боевых парусников, шхун, перевозивших негров в рабство, исследовательских и пиратских судов, “посудин” контрабандистов и китобоев, колонизаторского флота - это история смелых людей, для которых море было синонимом богатства, власти, славы, а то и ужасной гибели.
Древние парусники и их навигаторы заслуживают нашего восхищения и уважения даже сейчас, в начале XXI века, когда существует и радарная навигация, и космические паруса. Все они - общее наследие человечества. Сохранившиеся до нашего времени старые парусники стали музеями или помещены в музеях. В Осло в музее выставлены корабли викингов, в Гринвиче - знаменитый клиппер “Катти Сарк”, в Гонолулу - четырехмачтовик, спущенный на воду в Клайде, в Бостоне - фрегат “Созвездие”, в Стокгольме - боевой галион “Ваза” и многие другие уникальные суда - славные памятники знаменитой эпохи, пятнадцать столетий подряд гонимые ветрами. Но и поныне не окончена парусная эпоха: морские академии имеют учебные парусники, украшение океанов.
2.2. История отечественного флота
История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана. Истоки истории отечественного флота уходят в глубокую Древность, в IV—IX века. В те времена территорию, ограниченную Черным морем на юге, низовьями Дуная на западе и Северным Донцом на востоке, заселяли племена восточных славян — антов, которым приходилось неоднократно защищать свою независимость и в этих целях совершать длительные морские походы. На легких, но прочных и достаточно мореходных лодьях-однодеревках они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря, появляясь в Средиземном море у острова Крит.
В начале IX века большое значение в жизни восточных славян приобрел торговый путь “из варяг в греки”, пролегающий из Балтийского моря в Черное и Каспийское. С этого времени морские походы русских в Черном и Каспийском морях, а несколько позднее на Балтийском и Белом становятся систематическими. По свидетельству древних восточных писателей, русские купеческие суда совершали рейсы к берегам Италии, Испании и Северной Африки. Эти походы убедительно говорят о высокой морской выучке наших предков, их отваге и выносливости, хороших мореходных качествах сооружаемых ими кораблей — лодей.
На севере Руси интенсивную морскую торговлю со многими государствами и городами вели новгородцы и поморы (русские поселенцы на побережье Белого моря). Осуществляя промысел пушного зверя и рыбы, они из года в год, невзирая на льды и штормы, все дальше и дальше проникали в северные и восточные районы морей Северного Ледовитого океана. Сейчас, в век бурного развития науки и техники, в век атомной энергии и радиоэлектроники, мы не можем не восхищаться мужеством и отвагой этих людей. Безудержная страсть к новому, неизведанному побуждала их на небольших деревянных суденышках — кочах — совершать дальние походы и экспедиции. В 1595 году они достигли устья Оби и основали город Обдорск (ныне Салехард), а в 1601—1602 годах — Тазовской губы, где пять лет спустя началось строительство города Мангазеи—центра торговли пушниной на Севере. Совершая плавания, русские вскоре достигли Таймыра и устья Лены, побывали в устьях Яны и Индигирки. В 1647 году коч казачьего десятника Василия Бугры прошел море Лаптевых, Восточно-Сибирское море и достиг Колымы. Вышедшая на следующий год из Нижнеколымска экспедиция казака Семена Дежнева 20 сентября 1648 года пробилась до самой восточной точки азиатского материка.
Конец XVII века ознаменовался еще одним открытием русских мореплавателей: в 1697 году казак В. В. Атласов первым достиг побережья Камчатки и Курильских островов.
Все эти плавания способствовали не только развитию мореходства, приобретению русскими мореплавателями практических навыков судовождения, но и совершенствованию ими судостроения и средств навигации, а главное позволили России расширить свои границы к северу и востоку.
Значительный толчок русское судоходство получило в эпоху создателя российского регулярного флота Петра Первого и в последующем стало неукоснительно развиваться. Ведя активную торговлю со многими странами, суда под флагом российского государства с каждым годом все дальше уходили на просторы Мирового океана. Осуществляя длительные плавания, наши соотечественники в те годы совершили десятки великих научных открытий. Первая и вторая Камчатские экспедиции, состоявшиеся в первой половине XVIII века под руководством В. И. Беринга, А. И. Чирикова С. Г. Малыгина, Д. Л. Овцына, В. В. Прончищева, Д. Я. и X. П. Лаптевых, внесли много нового в историю изучения и освоения морей Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана, позволили русским исследователям открыть целый ряд островов и земель, в том числе северо-западное побережье Америки, острова Алеутской и Курильской гряды. Поистине выдающимися географическими открытиями ознаменовались кругосветные и полукругосветные плавания русских в первой половине XIX века. Особое место в ряду научных подвигов тех времен занимает открытие Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах “Восток” и “Мирный”.
Русским морякам, ученым принадлежит приоритет и в развитии кораблестроительной науки и техники. В 1815 году ими был построен один из первых в мире пароход “Елизавета”, а в начале XX века — первый в мире теплоход “Вандал”.
После Великой Октябрьской социалистической революции, подписания в феврале 1918 года В. И. Лениным Декрета о национализации водного транспорта начинаются, его бурный рост и развитие, внедрение на судах новейших достижений науки и техники.
Велики заслуги моряков советского транспортного флота в истории освоения Арктики и Северного морского пути в предвоенные годы, никогда не померкнет их беззаветный подвиг в суровые годы Великой Отечественной войны.
От закладки первых советских лесовозов до вступления в строй атомных богатырей, покорителей Арктики, прошло менее полувека, но как разительны вид и возможности судов. Это и белоснежные пассажирские лайнеры и супертанкеры-исполины, сухогрузы с горизонтальным способом загрузки и железнодорожные паромы, мощные линейные ледоколы, в том числе с ядерными силовыми установками, и быстроходные рефрижераторы-банановозы, лесовозы-пакетовозы и спасатели, балкеры и крупнотоннажные лихтеровозы, научно-исследовательские суда и контейнеровозы, рудовозы и технические суда специального назначения.