Химия – сложный предмет. Однако, в начале изучения химии, она воспринимается многими школьниками, как настоящее волшебство: они ждут экспериментов и всевозможных чудес. Но сталкиваясь с большим объёмом теоретического материала, который необходимо выучить, многие учащиеся утрачивают интерес к изучению предмета к концу 8 класса. Учителя же стремятся не убить в своих воспитанниках тягу к знаниям и хоть немного облегчить для них изучение теории химии. Для этого им приходится постоянно разрабатывать новые формы проведения уроков, а также использовать уже известные приемы и педагогические методики. Устойчивый интерес к предмету можно и нужно формировать и реализовывать через уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, кружки, научно-исследовательскую деятельность.
Это мероприятие можно провести в конце 1 четверти на уроке химии, потому что длительность мероприятия – 45-50 минут. Его можно использовать как внеклассное мероприятие месячника естественных наук.
Цель игры:
- повторить с учащимися материал изученный ранее;
- предложить учащимся задания в игровой форме, что позволит им по-новому взглянуть на предмет химии, глубже осмыслить и понять его;
- воспитывать у учащихся умение применять знания по химии в нестандартных ситуациях и творчески подходить к выполнению заданий.
Игра состоит из 4-х блоков:
- разминка;
- техника безопасности;
- кроссворды;
- творческий блок.
Ход игры
Блок 1: «Разминка»
В разминке за каждый правильный ответ дается 1 очко. На вопрос отвечает тот, кто первый поднял руку. Команда, набравшая большее количество очков, получает первое место. Остальные места распределяются по количеству очков.
ВОПРОСЫ
- Кому принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»- и в каком труде это записано? (Ломоносов М.В., «Слово о пользе химии»).
- В письме к Эйлеру М.В. Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Назовите открытие, сделанное Ломоносовым. (Закон сохранения массы веществ).
- Назовите три элемента особенно недостающих растениям (азот, фосфор, калий).
- Назовите элемент, в названии которого, заменив первую букву, вы получите название столярного инструмента. (золото – долото).
- Назовите элемент, который при изменении одной буквы превращается в другой элемент (таллий – галлий ….за каждую пару – 1очко).
- Уголь известен всем. Но в литературе применяют образные выражения. Что они обозначают? (за отгадку каждого образного сравнения присуждается одно очко).
Бесцветный уголь (газ)
Желтый уголь (солнце)
Зеленый уголь (растительное сырье)
Синий уголь (энергия приливов и отливов)
Голубой уголь (ветер)
Красный уголь (энергия вулканов) - Какой элемент назван в честь России (рутений).
- Назовите металл, который стал известен человеку первым (золото).
Блок 2: «Техника безопасности»
Командам раздаются листочки для ответов. Всего 5 вопросов. На каждый вопрос зачитываются варианты ответов. Команда должна выбрать правильный ответ и указать номер ответа в листочке. Места присуждаются по числу правильных ответов.
-
Может ли учащийся находится в кабинете химии до звонка на урок?
А) может, если там находится преподаватель, или лаборант
Б) может, если у него на это есть разрешение
В) вход в кабинет разрешен только после звонка -
Как должен реагировать учащийся во время проведения лабораторной работы на неправильный действия своих соседей по кабинету?
А) немедленно доложить преподавателю или лаборанту
Б) сначала указать на ошибки, а потом, если это не помогает, сказать преподавателю
В) ничего не надо делать, чтобы не мешать вести урок -
Что в первую очередь должен делать учащийся, если обнаружит неисправность прибора?
А) по окончании эксперимента доложить об этом преподавателю или лаборанту
Б) устранить неисправность, если может
В) эксперимент прекратить и сообщить преподавателю. -
Почему сосуд, из которого наливают жидкость, необходимо брать этикеткой в ладонь?
А) так лучше видно этикетку
Б) тогда капли жидкости, стекающие от горлышка, не испортят этикетку
В) так удобнее его держать -
Следует ли мыть руки после того, как закончились занятия в кабинете химии?
А) обязательно вымыть
Б) не следует
В) только по указанию преподавателя
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
- в
- б
- в
- б
- а
Блок 3: «Кроссворды»
Командам одновременно выдаются по 4 кроссворда. Важно правильно и быстрее всех заполнить кроссворд. Кроссворды по мере заполнения сдаются преподавателю. Команда, сдавшая кроссворд первой, получает 1 место за данный кроссворд. По сумме мест за кроссворды определяется первое, второе и следующие места за этот конкурс. Чем больше сумма мест, тем ниже общее место.
КРОССВОРД 1
- cоли угольной кислоты
- соли фосфорных кислот
- соль бромоводородной кислоты
- соль соляной кислоты
- соль сероводородной кислоты
- соли сернистой кислоты
- соли азотной кислоты
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – фамилия химика, композитора (БОРОДИН)
КРОССВОРД 2 «Крестики – нолики»
Определи степени окисления у каждого элемента. Выигрышный путь – одинаковые степени окисления в одном случае - у азота, в другом случае у серы. Выигрышный путь отметь чертой.
КРОССВОРД 3
Впиши названия элементов
КРОССВОРД 4
Начиная с левого верхнего угла, непрерывной линией соедини буквы, чтобы получилось правило пользования посудой в химическом кабинете.
(ОТВЕТ: пробирку с нагреваемой жидкостью держать в сторону от себя и от товарищей).
П | У | С | Н | Р | Е | В | А | Е |
Р | К | Р | А | Г | Д | И | Ж | М |
О | Б | И | Д | Ю | К | О | Й | О |
А | Ж | Р | Е | Ь | Т | С | Р | О |
Т | И | Е | М | В | С | Т | О | Н |
Ь | Т | С | А | В | О | Т | Т | У |
О | Е | Р | Р | И | Я | И | О | О |
Т | В | Й | Е | Щ | Б | Е | С | Т |
Блок 4: «Творческий»
Команды и болельщики команд получают задание:
В течение 10-15 минут написать оду химии.
По окончании времени команды зачитывают стихи. Конкурс оценивается совместно с учащимися или членами жюри.
Заключение
Командам объявляются результаты игры, общая сумма мест и победитель. Все команды получают призы.
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ:
класс | разминка | Т Б | кроссворды | творчество | Сумма мест |
Итог |
9-а | ||||||
9-б | ||||||
9-в |
Примеры творческих работ учащихся.
-
Химия наша любимая
С детства я знаю тебя.
Помню как вечером тихим
Ты «окислила» меня. -
Знаю, что сложно запомнить
Эти 103 «вещества»
Но постараться ведь стоит,
Потому что мы любим тебя. -
Ода
О, Химия, наука из наук!
Ты помогаешь нам избавиться от скук!
От тех, которые всю жизнь сопровождают
И умереть спокойно нам мешают!
Химия – сила, химия – класс!
Ваш параллельный 9-а класс. -
Ода
О, химия – сплотила нас!
Теперь не сможем мы без вас!
Хлорид, бромид, сульфит, фосфат,
Нитрат, сульфат и ацетат,
И водород, и карбонат,
Пробирки, склянки, даже спирт,
Ведь он так классненько горит!
И мы готовы сочинять
Про химию опять, опять!
Ванадий, хром, вольфрам, сурьма –
У нас закончились слова! -
Ода
О, Менделеев, ты – велик!
И все ученые с тобою,
Нашли Вы химии прекрасный лик,
Отпущенный всем нам судьбою!
Вода и небо, и земля –
Все дышит химией Великой.
И рвется к ней душа моя,
В науку хочет быть открытой!
Повсюду химия нужна,
Как воздух нам она важна!
Что было б с нами без нее?
Мы любим сильно так ее!
Список литературы:
- «Мы изучаем химию» А.А. Тыльдсепп. В.А. Корк. – Москва: Просвещение, 1988.
- «Вечера занимательной химии» Е.Л.Куликова, – Минск: 1966.
- «Безопасность труда в кабинетах химии» А.С.Семенов, – Москва: Высшая школа, 1990.
- «Химия в школе» – журналы.