К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.
Программа по внеклассному чтению, разработанная Светловской Н.Н. утратила свою актуальность. Новых программ нет. Педагогу предоставлена свобода выборов авторов и изучаемых произведений. Однако во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения или заменили уроки формальными читательскими дневниками, в которых родители пишут, чтобы не упасть лицом в грязь, такое неимоверное количество прочитанных его ребенком страниц, что просто диву даешься. На наш взгляд, это недопустимо.
Цель уроков внеклассного чтения: обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.
Учитель самостоятельно определяет круг авторов, творчество которых будет изучаться с детьми на уроках. Целесообразно выбирать произведения, близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. Начинать можно с любимых детьми авторов, с произведениями которых они знакомы ещё с детского сада. Это могут быть Маршак С.Я. («Кошкин дом», «Кто колечко найдет?». «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный»,«Двенадцать месяцев»),Чуковский К.И. («Мойдодыр», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце»), Носов Н.Н.(«Огурцы», «Заплатка», «Замазка», «На горке»), сказки Перро Ш. (Красная шапочка, «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица», «Рике с хохолком»), сказки Андерсена Г.Х. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас», «Ребячья болтовня», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Русалочка», «Принцесса на горошине»); сказки Братьев Гримм («Стоптанные туфельки», «Король Дроздобород»), Уайльда О. («Великан-эгоист», «Соловей и Роза», «Преданный друг», «Счастливый принц», «Замечательная ракета», «Молодой король»).
После изучения творчества писателя, мы задаем читать детям на неделю одно-два произведения, потом в классе дети пишут тест по прочитанному произведению. Когда будет прочитано и проработано несколько произведений изучаемого автора, проводим обобщающий урок-викторину, КВН, уроки-аукционы, предлагаем детям инсценировать отрывки из сказок, написать сочинение о наиболее полюбившемся произведении.
Предлагаем некоторые тесты по произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Ураган
-
Где жили семья Элли?
А) в маленькой хижине
Б) в фургоне
В) в жалкой лачеге -
Что окружало домик Элли?
А) горы
Б) леса
В) широкая степь -
Как звали злую волшебницу?
-
Где злая волшебница варила волшебное зелье?
А) в большой кастрюле
Б) в котле
В) в чугунном чане -
С помощью чего Гингема создавала бурю?
А) помела
Б) веника
В) руками распрыскивала варево во все стороны -
Чего очень боялся Тотошка?
А) ветра
Б) дождя
Г) грозы -
Какое горе принес ураган в семью Джона?
А) дом унесло
Б) разрушило все егопостройки
В) унесло дом вместе с Элли.
Элли в удивительной стране Жевунов
-
Отчего проснулась Элли?
А) от непонятных звуков, доносившихся с улицы
Б) от яркого света
В) от того, что песик лизал ее лицо -
Что из одежды мужчин больше всего понравилось Элли?
А) бархатные голубые кафтаны
Б) остроконечные шляпы
В) голубые ботфорты с отворотами -
Почему страна называлась страной Жевунов?
А) много было там жвачки
Б) люди были очень живучие
В) челюсти людей беспрестанно двигались -
Сколько волшебниц жило в стране Жевунов, до приземления домика Элли?
А) 3 – 2 добрые, 1 злая
Б) 4 – 3 добрые, 1 злая
В) 4 – 2 добрые, 2 злые -
Почему был выбран домик Элли?
А) т.к. он единственный пустовал во время бури
Б) т.к. в этом домике нечего было разрушать
В) т.к. он был самым легким -
Какое чудо произошло с Тотошкой?
А) очень увеличился в размерах
Б) заговорил
В) стал ходить на двух лапах -
Каких размеров была книга Виллины?
А) огромных размеров
Б) обыкновенных размеров
В) с наперсток -
Кто правил Изумрудной страной?
-
Что укажет дорогу Элли в Изумрудный город?
А) дорога из желтого кирпича
Б) волшебная палочка Виллины?
В) волшебный клубок Виллины -
О каком заветном желании попросили жители страны Жевунов Элли?
А) чтобы она поселилась в их стране
Б) чтобы она подарила им Тотошку
В) у них не было больше желаний -
Что Тотошка взял из пещеры Гингемы?
А) волшебный плащ
Б) серебряные башмачки с золотыми пряжками
В) шапку-невидимку -
Кого не было в стране Гудвина?
А) собак
Б) девочек вроде Элли
В) зверей -
Как звали Элли в стране Жевунов?
Страшила
-
Какого цвета были ботфорты и кафтан у Чучела?
А) желтый
Б) голубой
В) зеленый -
Что удивило Элли в Чучеле?
А) оно было очень толстым
Б) оно было сделано из соломы
В) оно ей подмигнуло глазом -
Когда Чучело научилось говорить?
А) все чучела в этой стране умели говорить с самого рождения
Б) когда ссорился с одной вороной
В)когда его напугали ночью, и он от страха заговорил -
Почему Чучело не могло сойти с места?
А) т.к. сзади был воткнут кол в чучело
Б) т.к. не было ног
В) т.к. ноги не доставали до земли -
Как звали чучело?
-
Какое желание было заветным для чучела?
А) получить серебряные бубенчики на шляпу
Б) новые сапоги
В) получить мозги -
Когда было сделано чучело?
А) вначале лета
Б) сегодня утром
В) вчера вечером -
Чего боялся Страшила?
А) Горящей спички
Б) иголки, которая могла его проткнуть
В) воды, т.к. она могла его намочить, а он потом сгниет -
Где заночевали путники?
А) в лесу под большим деревом
Б) в одинокой хижине
В) на травке у ручья -
Какой гость наведался ночью к путникам?
А) лев
Б) медведь
В) барсук
Спасение Железного Дровосека.
-
Что доносилось из леса, из-за чего путники не могли продолжить путь?
А) рычание страшного зверя
Б) чей-то стон
В) чьи-то голоса -
Кого друзья встретили в лесу?
-
Сколько времени к нему никто не приходил на помощь?
А) полгода
Б) несколько лет
В) целый год -
Что могло помочь новому знакомому?
А) тёплая погода
Б) волшебство Гудвина
В) маслёнка с маслом -
Что Железный Дровосек смазал себе сам?
А) ноги
Б) руки
В) шею -
Зачем к Гудвину шёл Тотошка?
А) чтобы стать очень смелым
Б) т.к. он друг Элли и должен был защищать её от врагов
В) т.к. он попал в страну по ошибке и просто шёл за Элли -
Зачем к Гудвину захотел идти Железный Дровосек?
А) чтобы он сделал так, чтобы Ж. Дровосек никогда не ржавел
Б) чтобы он покрыл Ж. Дровосека нержавеющим слоем
В) за сердцем -
Что сделал Дровосек для Страшилы?
А) удобную крепкую трость
Б) бубенчики на шляпу
В) удобные сапоги-скороходы -
Куда исчез с дороги Страшила?
А) упал в ручей
Б) заблудился в лесу
В) упал в яму -
Кем был Дровосек раньше?
А) обыкновенным человеком страны Жевунов
Б) никем, его сделал кузнец
В) куском металла -
По чьей просьбе произошло превращение?
А) соседки Дровосека
Б) злой тётки любимой девушки
В) по просьбе Гингемы -
Какая цена была назначена за услугу?
А) целая корзина самых жирных пиявок
Б) сундук золота
В) корзина драгоценных камней -
Что всегда носил с собой Дровосек?
А) топор
Б) маслёнку
В) зонтик от дождя
Встреча с трусливым львом.
-
Из чего была сделана постелька Элли в эту ночь?
А) из соломы
Б) из лебяжьего пуха
В) из мха и листьев -
Кто смело бросился на врага?
А) Страшила
Б) Тотошка
В) Ж.Дровосек -
Кого бы очень испугался Лев?
А) змеи
Б) тигра или слона
В) бегемота -
Какая болезнь, по словам Ж. Дровосека была у Льва?
А) сердечная
Б) трусливая
В) головная -
Почему Элли была очень рада встречи со львом?
А) появился новый друг
Б) появился новый защитник
В) т.к. это было третье желание, которое должно было быть исполнено, чтобы она вернулась домой.
Саблезубые тигры.
-
Почему Страшила ушел от ночлега подальше?
А) т.к. поссорился с Ж. Дровосеком
Б) т.к. пошёл собирать хворост для костра
В) т.к. солома и огонь – вещи, которые не могут быть вместе -
Что предложил Лев Элли на ужин?
А) белочку
Б) зайчика
В) лань -
Что принёс Страшила Элли из леса?
А) букет цветов
Б) целую корзину орехов
В) пчелиного мёда -
Чем позавтракал Тотошка?
А) остатками хлеба
Б) жирной мышью
В) пойманной крысой -
Какое первое препятствие было на пути путников в этот день?
А) речка
Б) болото
В) глубокий овраг -
Кого первого перенёс Лев?
А) Элли с Тотошкой
Б) Ж. Дровосека
В) Страшилу -
Кто жил в лесу, по которому шли путники?
-
Кто предложил выход из сложившийся ситуации (через второй овраг)?
А) Элли
Б) Страшила
В) Лев -
Сколько свирепых зверей подбежало к оврагу?
А) 2
Б) 3
В) несколько -
Чьё предложение спасло друзей от тигров?
А) Страшилы
Б) Ж.Дровосека
В) Элли и Тотошки -
Чего боялись тигры?
А) открытого пространства
Б) лучей солнца и поэтому не выходили из леса
В) полевых мышей -
Как друзья должны были переправиться через реку?
А) на построенной лодке
Б) вплавь на Страшиле
В) на построенном плоту.