Цель: Расширить понимание родителями цели и задачи семейного воспитания, осознание ими своей социальной ответственности.
Задачи: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации; воспитывать привычку культурного поведения и общения с людьми; помогать детям осваивать правила поведения в общественных местах и уличного движения.
Подготовка: Мольберт, видео, карандаши, столы, бумага, памятки для родителей “Искусство наказывать и прощать”, видеозапись “Говорят дети”, свеча. Анализ анкеты родителей. Задания на экран, пословицы.
1. На экране обозначена тема круглого стола “Поговорим о нравственности”.
Игра на сплочение коллектива “Сосед”
Соседа можно потолкать
Соседа можно пощипать
Соседа можно щекотать
Соседа можно нам обнять
Соседу можно улыбнуться
Соседу здравствуйте сказать.
2. Сегодня мы с вами поговорим о нравственности, т.е. о главных человеческих качествах, которые делают человека человеком. (на экране результаты анкет “О способах воспитания”)
Воспитатель: Чувства – это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Предлагаю ответить на вопросы. Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь) (слова на экран).
Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют поло?жительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостя?ми и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребен?ка к школе.
Государство предъявляет требования к выпускнику детского сада при переходе в школу, и одним из требований является овладение ребенком первичными представлениями о себе, семье, обществе, государстве, приобщении к элементам общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию, умению сочувствовать, заботиться о других. При анкетировании было выявлено, что не все родители умеют понимать своего ребенка, находить точки соприкосновения, единство взглядов в воспитании ребенка.
Результаты анкет
3.Эмоциональное проявление старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной, безопасной обстановки вокруг него.
Послушайте что говорят об этом ваши дети.
Говорят дети (видеосюжет) детям предлагались вопросы
- Тебя часто хвалят дома?
- Как тебя хвалят?
- Как ты думаешь, чтобы ребенок был послушным, его надо наказывать или хвалить?
- А теперь уважаемые родители вопрос к вам. Как думаете, нужно ли ребенка наказывать или хвалить, поощрять или оставить все без внимания? (Дискуссия родителей)
Из нашего диалога можно сделать вывод, что похвала лучше, чем наказание.
Вспомним пословицы о значении добрых дел в жизни человека.
- За добро добром платят.
- Делай другому добро – будешь сам без беды.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Добрый человек в добре живет век.
- Добро сеять, добро и пожинать.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Учить доброму – худое на ум не пойдет.
- Истинное добро всегда просто.
А сейчас приглашаем наших детей, чтобы они нам показали, как они умеют общаться друг с другом. (заходят дети)
Инсценировка “Петушок и синичка”
Воспитатель. Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка: Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: “Здравствуй!”, а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала “Здравствуй”.
Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель. А что же ты для нее! здравствуй” пожалел? Ведь “здравствуй” - это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: “Эй, ты!”
Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться!
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!
Воспитатель. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.
“Семья”
1.
Папа: – Что-то
Утомляюсь от работы...
Мама: – Устаю,
На ногах едва стою...
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
2.
Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно.
3.
Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую,
Ведь бабуленька моя
Очень-очень добрая.
4.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Массу положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает внимание, любовь, заботу близких. Спросим у ребят, какой самый любимый праздник? Я предлагаю поделиться семейными традициями.
4. Родители делятся своим опытом “Семейные традиции” (газета, фото-коллаж, презентация).
Вот и у нас одной из задач дошкольного образования является воспитание нравственных чувств.
7. Дети наши взрослеют, скоро пойдут в школу и у родителей, как правило наступают больше волнений, беспокойств за своего ребенка. Как он будет ориентироваться на улице при переходе через дорогу. Дорога полна обманчивых ситуаций.
На экране картинки:
Дорога полна обманчивых ситуаций, “ловушек”, когда на первый взгляд кажется: безопасно, а через секунду окажется – нет, опасно. Да поздно. И сейчас мы попробуем разобраться в таких “ловушках”.
Ловушка 1:
Мальчик спешит. Он подходит к краю тротуара. Слева медленно приближается грузовик. Мальчик видит, что он пять раз успеет перейти на другую часть дороги – и начинает переходить. В этот момент из-за грузовика вылетает обгоняющий его легковой автомобиль, который мальчик не мог видеть раньше. И водитель легкового автомобиля не мог видеть мальчика, скрытого грузовиком. Это “ловушка”! Немало несчастных случаев с детьми на дороге происходит именно так.
Ловушка 2:
Мы постоянно внушаем детям правило: “Обходи трамвай спереди, а автобус сзади”. Это – приглашение под машину! Трамвай спереди – да. Но автобус сзади?! Посмотрите на иллюстрации – в первом случае скрыта машина слева, во втором случае – справа. Как же тогда обходить стоящий автобус на остановке? Лучше всего подождать, пока автобус отъедет. Или самим отойти от этого места туда, где обзору ничего не мешает.
Ловушка 3:
Чем опасна стоящая у дороги машина, когда человек собирается рядом с ней переходить дорогу? Конечно, машина может тронуться, и тогда она толкнет человека. Но большая опасность заключается в том, что из-за нее может быть не видна другая машина, мчащаяся на высокой скорости.
8. Все мы с вами знаем, что дети это цветы жизни и давайте, уважаемые родители, мы с вами попробуем составить цветок, который бы мы хотели вырастить. Родители и дети составляют цветок.
Каждая семья составляет правило о нравственных нормах поведения на улице, дома, в общении со взрослыми и сверстниками. (вписывают на листок и выкладывают на мольберте).
9. Сколько качеств, значит мы с вами сегодня не зря поработали, я приглашаю вас в круг поделиться своими впечатлениями.
Заключительная игра в кругу “Свеча”. Родители делятся своими впечатлениями о проведенном мероприятии, передавая свечу друг другу.
Каждому вручается памятка “Искусство наказывать и прощать”.