Цель: Развивать у детей любовь к родной природе; закреплять названия жилищ диких животных и как они готовятся к зиме;
Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением осеннего леса, картинки с дикими животными, шапочки животных: белка, заяц, ежик, лиса, медведь, волк.
Ход НОД
Воспитатель:
“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года...”
Про, какое время года говорится в этом стихотворении.
Дети: Осень.
Воспитатель выставляет картину “ Осень в лесу.”
Воспитатель: Правильно про осень, но говорить мы будем про жителей леса, как живут и чем они занимаются осенью. А помогут нам загадки:
По полю скачет-
Ушки прячет,
Встанет столбом-
Ушки торчком. (Зайчик )
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее... (Лиса )
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка )
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь )
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)
Воспитатель: Каких еще диких животных вы знаете?
Дети отвечают. Воспитатель выставляет картинки с изображением животных.
Воспитатель: Давайте вспомним кто, где живет.
Воспитатель предлагает детям шапочку любого животного, чтобы рассказать про это животное.
Воспитатель: Наступила поздняя осень. Дни стали короче, а ночи длиннее. Холодает, скоро зима. Лесные жители не сидят без дела. Сейчас “зайчик” расскажет, как он готовится к зиме.
Ребенок “зайчик”: тяжело нам зайцам зимой и холодно, поэтому мы меняем шубу серую на теплую и не заметную белую. В этой шубке нам зайцам легче прятаться от хищников.
Воспитатель: Хорошо “заинька” теплой тебе зимы. Следующий нам расскажет “белочка”, как она готовится к зиме и какое у нее жилище.
Ребенок “белочка”: Зимой мы не спим, а чтобы не голодать, готовим запасы осенью. Собираем желуди, орехи, грибы, прячем их в дупло деревьев, в траву и мох. Зимняя шубка сероватая и гораздо теплее, чем летняя.
Воспитатель: Спасибо тебе “белочка” за интересный рассказ. Вот и рыжая лиса готова рассказать, про себя.
Ребенок “лиса”: Мы. лисы зимой не спим и цвет шубы не меняем, но мех ее становится более густым и пушистым. Жилище мое нора.
Ребенок “лисичка” предлагает всем поиграть.
Проводится подвижная игра “Зайка серенький сидит.”
Воспитатель: Спасибо тебе “лисичка” за рассказ и игру. А теперь “медведь” хочет рассказать про то, где он зимой бывает.
Ребенок “ медведь”: Мы медведи заранее ищем пещеру или ров, куда сносим листья, ветки, мох, сверху делаем себе мягкий матрац из веток ели. На зиму мы закрываем свою берлогу, чтобы было тепло. Медведь не делает запасов на зиму, но осенью активно питается рыбой, орехами, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. Но зимой медведь не спит, а дремлет. Именно зимой у медведицы появляются медвежата.
Воспитатель: Спасибо тебе “медведь” за очень интересный рассказ про себя. Вот и “ежик” спешит рассказать про себя.
Ребенок “ежик”: На протяжении теплого времени года еж интенсивно накапливает припас жира. Ведь ежи впадают в спячку, а для того чтоб пережить прохладное время года, нужно иметь довольно сил. Для спячки подыскивает себе глубокую норку, не менее полутора метра глубиной, чтобы не замерзнуть. Утепляет норку сухими листьями и мхом, закатывают нос и впадает в спячку.
Воспитатель: Спасибо всем животным за интересный рассказ. Давайте поиграем.
Воспитатель проводит игру:
“На лесной опушке собрались зверушки”
Дети водят хоровод:
На лесной опушке собрались зверушки.
Весь лесной народ дружно водит хоровод.
Вы, лисички, выходите, снами вместе попляшите!
Таким же образом выбираются все зверушки, которые участвуют в хороводе.
Вопросы к подведению итогов занятия:
- Про какое время года мы говорили ?
- Какие животные леса рассказывали про себя?
- Что готовит на зиму белка?
- Когда у медведицы мамы появляются малыши?
- Как называется домик ежа?
Молодцы! Все запомнили!