Примерный сценарий НОД с детьми старшей группы по теме «В зеленой стране на окне»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Создание условий для расширения и активизации словаря по теме.

Задачи:

коррекционно-обучающие:

  • Уточнить, активизировать, расширить словарь по теме “Комнатные растения”.(растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать)
  • Активизировать употребление в речи антонимов.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными два и пять).
  • Совершенствовать навык составления предложений с предлогами “на”, “над”, “под”, “с” , “вокруг”.
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи, составление сложноподчинённых предложений со словами “для того чтобы”.
  • Закреплять умение составлять рассказы-описания по предложенному плану.

коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь
  • тонкую и артикуляционную моторику
  • координацию речи с движением.

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Образовательная среда:

  • характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
  • средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

Предметно-практическая среда: Предметные картинки с изображениями комнатных растений, Комнатные растения ( толстянка, герань, бегония, фикус, хлорофитум, фиалка, папоротник, щучий хвост), План-схемы для составления рассказа., игрушечная бабочка.

Ведущая образовательная область: “Речевое развитие”, “Познавательное развитие”.

Планируемые результаты: У детей активизировался, расширился словарь по теме, дети научились согласовывать существительные с числительными “два и пять”, составлять предложения с предлогами , составлять рассказы –описания по предложенному плану, сложноподчиненные предложения со словами для “того чтобы”. У детей развилась тонкая и артикуляционная моторика, координация речи с движением, дети научились сотрудничать в игре и на занятии, развилась самостоятельность, инициативность, ответственность.

Примерный план деятельности

I. Мотивационно-побудительный

1. Оргмомент

- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
“Доброе утро”.

Запустим волну хорошего настроения. Будем улыбатся друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

- Я предлагаю вам сегодня отправиться на экскурсию в зимний сад. Вы согласны?

В нашей группе на окне, во зеленой во стране,
В расписных горшочках выросли цветочки.
Фикус, герань, бегония
Вот и толстянка – и х польем мы спозаранку
Я и все мои друзья.

- Ребята, как вы думаете о чем мы поговорим сегодня ?

Основной этап

2. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.

- Вы узнали эти растения? назовите их.

1.. Это герань.

2.. Это бегония

3. Этот цветок называется сансевьерия.

4. Это комнатное растение – фикус.

5. Это комнатное растение- толстянка.

- Молодцы, ребята! Вы узнали все растения.

- Ребята, предлагаю вам вспомнить, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)

- А посмотрите на каждое из них. Какие есть части у растений? (Дети по очереди проговаривают, показывают части растений).

Какие у них листья? Стебли? Цветы?

Беседа – сравнение комнатных растений.

- фикус- высокий, а папоротник- низкий

- У фикуса листья короткие, а у хлорофитума –длинные;

- у толстянки – стебли толстые, а у бегонии – тонкие;

- герань –цветущая, а щучий хвост- не цветущее.

Самое полезное растение - хлорофитум. Является чемпионом среди цветов по пользе для человека Это растение очищает воздух от пыли, убивает вредные бактерии. Растения заботятся о нас, а мы должны заботится о них.

- А хотите я вам расскажу про девочку Катю?

Катя леечку взяла, все цветочки полила.

Пусть попьют водички цветочки-невелички.

Мягкой тряпочкой листочки протирала наша дочка,

И опрыскивала их.

Пыль дышать мешает, поры закрывает.

-А вы умеете ухаживать за комнатными растениями?

- А как вы это делаете?

- Зачем нужно ухаживать за комнатными растениями?

Игра “Два-пять” (совершенствование грамматического строя речи.)

-Сейчас я предлагаю пройти на стульчики. Посмотрите, что это у вас под стульчиками? Возьмите картинки и посмотрите: у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

Ответы детей.

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й- У меня две герани и пять гераней.

3-й- У меня два фикуса и пять фикусов

4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й-У меня две фиалки и пять фиалок

6-й-У меня два щучьего хвоста и пять щучих хвостов итд.

Молодцы. Вы отлично выполнили задание.

Упражнение “Закончи предложение”.

Предлагаю поиграть в игру “Закончи предложение”. Для этой игры нам понадобится мяч. Я начинаю предложение, а вы продолжаете. Свой ответ начинаете со слов “для того чтобы”. Потом повторяете всё предложение целиком.

- Раз, два, три начало игры.

- Комнатные растения необходимо поливать…

1 -…..для того, чтобы они не завяли.

- Листья на комнатных растениях нужно протирать…

2-…..для того, чтобы они могли дышать.

-Комнатным растениям нужен солнечный свет…

3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.

-Комнатные растения нужны человеку…

4-…для того чтобы украшать его дом.

-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…

5-…для того чтобы очищать воздух.

-Комнатные растения нужно удобрять…

6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми

- Чудесно! Это были трудные задания. Вы просто молодцы!

4. ФИЗМИНУТКА

Предлагаю вам встать в кружок, так чтобы друг другу не мешать. Представьте себе, что вы цветочки в горшочках.

(Выполняют упражнение “На окне в горшочках”

На окне в горшочках – дети сидят на корточках
Выросли цветочки – медленно поднимаются
К солнцу потянулись, - поднимаются на носочках, руки вверх
Солнцу улыбнулись – руки широко в стороны
К солнышку листочки – ладони повернуть вверх
Повернут цветочки.
Повернут бутоны, - руки над головой соединяются
В солнышке утонут – руки развести широко в стороны.)

5. Упр. “бабочка”. (логопед ставит на стол горшок с геранью, берет бабочку)

- Ой, ребята, посмотрите, кто это? Это бабочка. Она живет среди цветов и очень любит играть с детьми . Унее есть одна любимая игра, и она предлагает вам поиграть. Она любит прятаться, а вы ее будете искать. Ответы детей.

1-й- бабочка сидит на горшке с геранью.

2-й- бабочка летает над геранью.

3-й- бабочка спряталась под листок герани.

4-й- бабочка летает вокруг герани.

5-й- бабочка сидит около герани.

6-й- бабочка спряталась за горшок с геранью.

Бабочке было весело с вами. А сейчас она хочет узнать что это за прекрасный цветок. Ребята мы расскажем бабочке о этом цветке? Поможет нам схема. Я предлагаю рассказать по очереди, каждый по предложению.

1) Сначала назовите растение;

2) где растет

3) какие части;

4) какие листья по форме, цвету

5) Расскажите как за ним ухаживать

6) какую пользу приносит

Бабочке было весело с вами. Она много узнала о цветке. а сейчас она полетела домой рассказывать своим друзьям.

6. Итог занятия

Наша экскурсия подошла к концу. Ребята, что бы вы хотели рассказать своим родителям о сегодняшней экскурсии? Названия, каких комнатных цветов вы запомнили? Как надо за ними ухаживать? Как мы учились отвечать? .Для чего же нам нужны комнатные цветы? (Для уюта, для красоты, для того, чтобы очищать воздух)

- Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они очищают, увлажняют воздух.