Методическая разработка интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Огонь – друг или враг?»

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность:

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта основ безопасности жизнедеятельности. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Цель: закрепить знания детей о пользе и вреде огня.

Задачи:
1. Закрепить правила противопожарной безопасности.
2. Закрепить нетрадиционный прием рисования (выдувание).
3. Развивать умение делиться на компании, договариваться.
4. Развивать внимание, логическое мышление, воображение, творчество.
5. Развивать умение детей составлять описательный рассказ о предмете.
6. Активизировать словарь.
7. Воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь.

Оборудование: игрушка – огонек, волшебная палочка, конверты с разрезными картинками, альбомные листы с картинками (спичка, зажигалка, костер), трубочки для выдувания, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Приложение.

Предварительная работа: загадывание загадок по пожарной безопасности. Чтение сказки К.Чуковского «Путаница».  Рассматривание картинок с правилами поведения при пожаре, противопожарной безопасности. Беседы «Для чего нужен пожарный?», «Почему пожарная машина спешит на помощь? »

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Отрабатываемый речевой материал: огонь, пожар, правила противопожарной безопасности, пожарная машина.

Этапы НОД

1. Побудительно-мотивационный
Воспитатель:

Дружно в круг мы все встаем,
Крепко за руки беремся,
И друг другу улыбнемся.
(Приветствие  детей невербальным способом.)
Пока мы с вами тут играли, к нам в гости кто-то заглянул.
Шипит и злится, а воды боится.
Кто же это угадайте?

(Воспитатель показывает огонек, дети отгадывают.)

Воспитатель:

Откуда может появиться огонь?
Как древние люди добывали огонь?

(Воспитатель задает вопросы, предоставляет детям возможность высказывать свои предположения.)

Воспитатель:

Посмотрите у меня
Чудо - палочка в руках,
Вы её возьмите,
Какой огонь бывает, расскажите.
Игра «Волшебная палочка».

(Дети берут палочку и, передавая по кругу, подбирают прилагательные.)

2. Содержательно-целевой

Воспитатель:

Наш гость - огонек приготовил вам сюрприз, своих друзей огоньков разбросал на ковре.

Вы огонёчки поднимите
И компанию найдите.
Игра «Найди компанию».

(Дети объединяются в группы, исходя из своих рассуждений.)

Воспитатель:

По какому признаку вы объединились?

(Дети отвечают на вопрос, объясняя свой выбор: по цвету, по форме, другое.)

Воспитатель:

Огонь бывает хорошим и плохим, одна компания называет, когда огонь хороший, добрый, другая компания называет,  когда огонь плохой, злой.

Игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель:

Дружно в круг вы все вставайте
И со мною поиграйте.

Я буду называть предметы, которые горят или не горят в огне, если горят - топаете, если не горят – хлопаете.

Игра «Топай - хлопай».

Воспитатель:

Вы были внимательны, но чтобы не случился пожар, какие правила нужно соблюдать?

Игра «Правила пожарной безопасности».

(Воспитатель проводит игру. Поддерживает инициативу и самостоятельность детей.)

Воспитатель:

На ковре у меня стоит сколько ребятишек?

(Дети считают.)

Воспитатель:

Разделитесь вы сейчас на две компании, в каждой компании должно быть по пять детей.

(Дети  самостоятельно делятся на компании.)

На столе лежат конверты.
Вы капитана пошлите
и конверт возьмите.

Игра «Собери картинку» (пожарный – пожарная машина)

Воспитатель:

У каждой компании получилась картинка. На неё вы посмотрите, и что изображено, расскажите.

Игра «Расскажи другу».

(Дети описывают предмет, полученный на картинке.)

Воспитатель:

Что такое? Вот беда – пожар случился в доме! Что же делать нам тогда? Какие правила вы будете соблюдать при пожаре?

Игра «Назови правила при пожаре».

(Воспитатель проводит игру, поддерживая инициативу и самостоятельность детей.)

Воспитатель:

Все вы знаете. Ура! Не растеряетесь в трудной ситуации.

Ровным кругом друг за другом,
Эй, ребята не зевай.
На машине вы помчитесь
Быстро с ветерком.

(Воспитатель проводит физминутку.)

Воспитатель:

Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстрей вперёд!
Командир сидит в кабине,
И секундам счёт ведёт.
- Поднажми ещё немножко, -
Он шофёру говорит, -
Видишь, в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
- Ясно всё, - шофёр ответил,
Дав машине полный газ.

(Воспитатель ведет беседу в стихотворной форме, задает вопросы.)

Воспитатель:

На пожарной машине вы прокатились, но огонёк наш что-то загрустил.

Ребята, хотите ему помочь найти друзей?  Он хочет поиграть со своими друзьями огоньками, но они куда-то все разбежались.

Воспитатель:

За столы проходите, огоньки изобразите.

Ребята, каждый выберет себе любую понравившуюся краску, а также фон для вашего творчества.

Игра «Веселые огоньки» (выдувание).

(Предлагает рисование нетрадиционным способом. Предоставляет детям возможность выбора материалов. Включает музыку. Самостоятельная деятельность детей под музыку.)

3.Рефлексивно-корригирующий

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу.

Воспитатель:

Вы изобразили огонь - друга или врага?

(Ответы детей, дети берутся за руки - друг.)

Воспитатель:

А огонь-враг нам нужен?

(Ответы детей, прячут руки за спину- враг.)

Воспитатель:

Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь.
Если будешь баловаться,
То беды не миновать,
От огня несдобровать.  
Знайте, в гневе он сердит -
Ничего не пощадит.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда.
Это помните всегда!

Молодцы, ребята! Мы с вами отлично провели наше занятие.