Досуг-викторина для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей "Знатоки космоса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

Цель: Познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями космоса. Развитие и воспитание у детей чувств патриотизма и любви к Родине через художественно-литературное и изобразительное творчество о космосе.

Задачи

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике
  • Обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т.д.)

Развивающиеся:

  • Развивать интеллектуальные способности детей. Формировать осознанную двигательную мотивацию в условиях соревнований. Развивать быстроту реакции в различных двигательных заданиях; быстроту и лёгкость ориентировки в игровой ситуации; умение входить в воображаемую ситуацию.
  • Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях, и их комплексное совершенствование в учебной и игровой обстановке.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу
  • Создавать эмоционально благоприятную атмосферу

Материал:

  • Аудиозаписи “Зов неба” (Маша и Медведь), “Песня юных космонавтов” муз. В.Шестаковой, “Мы с космосом, на “ты” муз.и сл. А.Веселовой, песню “Дорогою добра”.
  • Изображения команд (ракета, луноход, 2 созвездий, 2 солнечная система).
  • Спортивный инвентарь (обручи и гимнастические палки)
  • Звезды – бонусы за правильные ответы
  • мелки восковые;
  • гуашь черная;
  • трафареты космических объектов;
  • листы А4 плотной бумаги (для черчения);
  • кисточки.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах, о солнечной системе, о созвездиях, о луне.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг, разучивание стихотворений, считалки, девиза.

4. Рисование “Солнечная система”, аппликация “Созвездие”, конструирование “Ракеты”.

5.Аппликация эмблемы.

6. Просмотр видеороликов про космос.

7. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.

8. Настольные игры (Мемо, Путешествие), подвижные, сюжетные.

9. Чтение и разучивание поговорок и пословиц о смелости, труде, преодолении трудностей.

Ход викторины

Вступительная часть.

Звучит музыка “Зов неба” (Маша и Медведь)

Вы знаете, что в бесконечном космосе существует множество планет, на которых живут разумные существа, но они так далеки от нас, что мы пока не можем до них долететь. Я думаю, что, когда вы вырастете, кто-то из вас изобретёт способ добраться до неизвестных планет, но, для этого нужно очень много знать и уметь. Путь к любому изобретению начинается с мечты. Издавна люди мечтали о том, как быстрее добраться до определённого места назначения. Вспомните, а на чём передвигались в сказках.

Дети: На ковре-самолёте, на летучем корабле, на сапогах скороходах.

Ведущий: При определённых усилиях мечты сбываются. На чём современные люди научились передвигаться?

Дети: На машине, на поезде, на самолёте, на ракете. Вы правы. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей. Они давно пытались покорить небо.

Ребёнок:

Человек умел мечтать,
Человек хотел летать.
Миновал за годом год...
Появился самолет!
Ну а это, ну а это –
Кругосветная ракета!
От самолетов до ракет –
Это чудо или нет?

Ребёнок:

Полетел! Полетел!
На “Востоке” поднялся с востока!
Средь космических тел
Он промчался высоко – высоко...
За один только час –
Стал на веке веков легендарен
Наш космический ас –
Первый летчик вселенной.

Ведущий: Действительно, человек может на ракете отправиться в космос. А как называют людей, которые побывали в космосе?

Дети: Космонавтами.

Воспитатель: А вы, ребята, знаете что-нибудь о космосе? Сегодня у нас будет командное соревнование между двумя командами, в состав которых кроме детей вошли самые смелые и весёлые родители, поблагодарим и поприветствуем их. Перед стартом приветствие команд;

Команда – “ЛУНОХОД”

Путь не близок до Луны, торопиться мы должны. Космонавтом чтобы стать надо многое узнать, быть проворным и умелым, очень ловким, сильным, смелым.

Команда – “РАКЕТА”

Мы – крылатые ребята, космонавты, соколята, прямо к звёздам золотым мы в ракете полетим! Миг, и чудо корабли оторвутся от Земли.

За ответы на вопросы, которые задаю вам, и за это вы будете получать звезды. В конце нашей викторины, мы их подсчитаем, и та команда у кого будет больше звезд, та и выиграла. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, и кто первый поднимает руку, тот и отвечает.

Ведущий: Но за нашим путешествием будет следить из центра управления полётом судейская команда (родители, не пожелавшие встать в команды). Поприветствуем их, представляю вам (ФИО). Желаю всем удачного полёта и массу приключений.

1. Викторина. Вопросы. Ю.В.

  1. А какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля)
  2. А почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)
  3. В каком году? (1961 год)
  4. Какие животные побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)
  5. А какие главные герои летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)
  6. Как звали человека, который впервые полетел в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
  7. На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)
  8. Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
  9. Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
  10. Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров).
  11. Как космонавты принимают пищу? (с помощью тюбиков)
  12. Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
  13. Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)
  14. Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый).

Вед: Теперь мы себя проверим, готовы ли стать космонавтами.

Но с начала веселая, задорная песня.

Песня “Песня юных космонавтов”муз. В. Шестаковой

Вед: Нам надо вспомнить законы космонавтов. Они всегда дружны и дисциплинированы.

Ребёнок:

Только сильных звездолет может
Взять с собой в полет.
Космонавтом хочешь стать -
Должен много – много знать.
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд
Очень дружно мы живем,
Скучных в космос не берем!

 2. Физкультминутка. (С.А.) Физически слабым и ленивым людям никогда не будет места в космических кораблях, которые в будущем полетят к другим мирам. Готовиться к таким полётам нужно с раннего детства, а занятия физкультурой помогут быть ловкими, сильными и выносливыми.

Однако каждому хотелось бы побывать на неизведанных планетах уже сейчас. Так давайте совершим фантастическое путешествие и посмотрим, какие они – эти планеты? Кто там живёт? Готовы ли вы отправиться в путь? Тогда команды займите свои позиции у стартовой линии. Готовы?

Но для начала необходимо на земле подготовиться, как следует.

- Равняйсь, смирно! К первому этапу “Проверь себя” приготовиться:

Ждут вас быстрые ракеты
Для полета по планетам.
Отправляемся на Марс.
Звезды ждите в гости нас!
- На право! Шагом марш!

С.А.Ведущий:

Раз, два, три! Раз, раз! Раз, два, три! Вперед - смотри!
Четко шагай! Дистанцию соблюдай!

(Ходьба, в колонне по одному сохраняя дистанцию.)

Ведущий:

На носочках мы пойдем! Руки вверх поднимем!
Высоко на небе звезды, - станем к ним мы ближе!

(Ходьба, в колонне по одному на носках, руки прямые вверх.)

Ведущий:

Тук, тук, тук! Это что за звук!
Это мы ребята, из детского сада, -
Пятками стучим - к звездам полетим!

(Ходьба, в колонне по одному на пятках, руки за спину.)

Ведущий:

Луноход идет! Кратер обойдет!
Вправо, влево, - поворот!

(Ходьба “по-медвежьи” с поворотом вправо, влево.)

Ведущий:

Мы, ребята, бегуны!
Добежим и до Луны!

(Легкий бег, в колонне по одному.)

Дыхательное упражнение

И первое, что мы должны сделать, это приготовить ракету. Выходите на старт и покажите, как вы это делаете, какая из команд ловкая, быстрая, кто умеет хорошо работать головой и руками.

3. ЭСТАФЕТА “РАКЕТА”

Каждая команда получает схему построения ракеты из гимнастических палок и обруча.

К взлету, готовы? Начинает отсчет: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - пуск! (Космическая музыка)

4. Выложи солнечную систему.

Вед: В космическом пространстве есть множество галактик. В одной из них находится наша Солнечная система. В ней много планет и наша планета Земля тоже. Послушайте стихотворение, вспомните какие планеты есть в Солнечной системе, сколько их, как они располагаются.

Ребёнок:

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их в хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
А за ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Вед: Предлагает, разместить изображения планет на орбите.

Дети выполняют работу.

5. Выложи созвездие.

Вед: Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко.

Они образуют созвездия. Какие созвездия знаете вы?

Ответы детей.

Вед: Вот схеме созвездий вашей команде и вашей. По ним надо выложить такие же созвездия на столе и назвать их.

С.А. 6. Загадки. Игра “Дополни словечко”

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сегодня вам нужно не только отгадать загадку.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть, чтоб
Нужен мощный ... (телескоп)

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на... (Ракете)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски ... (космонавт)

Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень, 
Наш космонавт ... (Гагарин)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам ... (Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется... (Земля)

Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой. 
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой ... (медведицей)

Специальный космический есть аппарат, 
Сигналы на Землю он шлет всем подряд, 
И как одинокий путник,
Летит по орбите ... (спутник)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... (комета)

Что видим мы, взглянув в оконце,
Нам ярким светом светит ... (солнце)

Вед: Давайте сейчас мы поговорим о Луне. Поверхность Луны неровная. Что есть на поверхности Луны?

Ответы детей (кратеры, цирки, горы)

Вед: По Луне трудно передвигаться и помочь может только луноход.

Ребёнок:

Прилунился лунолет.
В лунолете – луноход
Цирки, кратеры и лунки Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки на поверхности Луны
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!

Вед:  Луна – это планета или нет?

Дети: Луна  - это спутник Земли.

Вед: Чей Луноход был на Луне?

Дети: Российский луноход был на Луне и доставил грунт с Луны для российских ученых.

Вед: Есть у вас знания о спутнике Земли Луна.

На планете Земля живут люди. Они всегда хотели знать, есть ли у нас соседи на других планетах и как они выглядят. Люди фантазируют, придумывают разные образы.

Ребёнок:

Для мечты всегда распахнуты просторы.
Перед нею мир – как новая тетрадь
Хорошо, что есть на свете фантазеры.
Фантазерам некогда скучать.
Кто готов увидеть лунные просторы?
Фантазеры!
Кто рукой потрогать может звезд узоры?
Фантазеры!Кто бросается всегда в любые споры?
Фантазеры!
Кто дружить умеет и не любит ссоры?
Фантазеры!
М. Пляцковский.

Вед: Давайте пофантазируем и мы. Попробуем нарисовать, а родители нам помогут.

Мастер-класс — граттаж “Космос”

1. Закрасить лист мелками, так, чтобы не осталось белых просветов в разном порядке, чем ярче, тем лучше.

2. Закрасить полностью черной гуашью, чтобы не было видно мелков.

Песня “Мы с космосом на ты” муз. и сл. А.Веселовой.

Ребёнок:

Мы живем на нашей планете
В такой замечательный век!
И первым из первых в ракете
Был в космосе Российский человек!
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле.
С.Михалков.

3. Острой стороной кисточки или чем-нибудь острым рисуем по трафарету звезды, космические объекты, планеты. Краска очень хорошо стирается и остается цветное изображение.

Заключительная часть.

Ведущий: Хорошо повеселились и поиграли, теперь нам надо возвращаться домой, но для этого надо назвать наш космический адрес.

Вселенная, Галактика,
Солнечная система,
планета Земля,
страна Россия,
Санкт Петербург,
Колпино,
улица Пролетарская,
д. 58 корпус 2,
д/с № 7,
группа “Росточек”

Дети закрывают глаза, и возвращаются в детский сад.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, помните, что человек является частью космоса, он зависит от его обитателей и тесно с ними взаимосвязан. В космосе царит гармония и красота. На земле пусть помимо гармонии и красоты, царит еще и доброта. Идите в жизни дорогою добра.

По окончании эстафет судейская команда подводит итоги соревнований и оказывается, что побеждает дружба!

Праздник заканчивается под песню “Дорогою добра”.